Interested Article - Сдвиг времени по-марсиански
- 2020-08-07
- 1
«Сдвиг времени по-марсиански» , в других переводах «Сдвиг во времени» ( англ. Martian Time-Slip ) — научно-фантастический роман американского писателя-фантаста Филипа К. Дика , написанный в 1962 году и опубликованный в 1964 году издательством . В романе используется общая концепция научной фантастики, а именно поселение людей (колония) на планете Марс . Помимо прочего он также включает в себя такие темы, как психические заболевания , физика времени и угрозы централизованных органов власти.
История публикации
Изначально роман издавался серийно журналом в августе, октябре и декабре 1963 года. В то время он имел другое название — «Все мы марсиане» ( англ. All We Marsmen ). В 1964 году произведение Дика было слегка переработано и выпущено уже под нынешним названием .
О романе
В то время, когда книга была написана, аутизм и шизофрения были плохо изученными психическими расстройствами; также, аутизм не так хорошо отличался от детской шизофрении . Кроме того, были предложены психологические и психоаналитические объяснения основных психических расстройств, подобных этим .
В своём эссе 1968 года под названием «Автопортрет», собранном в книге 1995 года «Меняющиеся реальности Филипа Дика», Дик размышляет о своей работе и перечисляет, какие книги, по его мнению, «могли бы избежать Третьей мировой войны», куда входит и сам роман «Сдвиг времени по-марсиански» .
Сюжет
Джек Болен — мастер-ремонтник, эмигрировавший на Марс , чтобы спастись от приступов шизофрении . Он живёт со своей женой и маленьким сыном. Его отец Лео посещает Марс, чтобы заявить права на кажущийся бесполезным горный хребет Франклина Д. Рузвельта после получения инсайдерской информации о том, что ООН планирует построить там огромный жилой комплекс. Комплекс будет называться «AM-WEB», сокращение немецкой фразы «Alle Menschen werden Brüder» ( рус. Люди — братья меж собой ), строчка из шиллеровской оды «К радости».
У Болена была случайная встреча с Арни Коттом, твердолобым лидером профсоюза работников водного хозяйства; когда вертолёты Болена и Котта призвали помочь группе критически обезвоженных бликменов, коренных жителей Марса, которые, как полагают, генетически похожи на африканских бушменов Земли. Болен упрекает Котта за его нерешительность помочь Бликменам, что приводит Котта в ярость.
После посещения своей бывшей жены Анны Эстерхази по поводу их собственного «аномального» ребёнка Котт слышит о теориях доктора Мильтона Глауба, психотерапевта лагеря Бен-Гурион, учреждении для тех, кто страдает распространенными нарушениями развития. Глауб считает, что психические заболевания могут быть изменёнными состояниями восприятия времени. Котт заинтересовался Манфредом Штайнером, мальчиком- аутистом из лагеря Бен-Гурион в надежде, что мальчик сможет предсказать будущее — навык, который Котт нашёл бы полезным для своих деловых предприятий. Поскольку лагерь Бен-Гурион планируется закрыть, Котт предлагает забрать Манфреда из рук Глауба. Манфред, в свою очередь, боится будущего, которое может видеть только он один, где Марс заброшен, а AM-WEB — это свалка для забытых людей вроде него, где он в конце концов будет прикован, как дряхлый старик, к кровати на системе жизнеобеспечения.
Котт арендует контракт Болена у своих нынешних работодателей и нанимает его для создания специального видеоустройства, которое сможет помочь Манфреду воспринимать время в обычном темпе (Котт также в конечном итоге намерен отомстить Болену). Болен испытывает симпатию к Манфреду, но задания его напрягают, потому что он боится, что контакт с психически больным ребёнком может вызвать у него рецидив. Болен также заводит роман с любовницей Котта.
В качестве задания от своей обычной работы, в качестве ремонтника, Болен отправляется на обслуживание симулякров в государственную школу, где уроки преподаются роботизированными моделями исторических личностней. Эти модели глубоко тревожат Болена, поскольку они напоминают ему о его собственных шизоидных эпизодах, когда он воспринимал людей вокруг себя как неживые механизмы. Когда он берёт Манфреда в школу во время задания, симулякры начинают вести себя странно, так как кажется, что Манфред изменяет их реальность. В конце концов Болена просят забрать Манфреда. В свете других событий, однако совсем не ясных, действительно ли Манфред влияет на симулякр или он просто влияет на восприятие их Джеком Боленом.
Только Гелиогабал, слуга Котта и по совместительству бликмен, находит контакт с мальчиком. С точки зрения Манфреда, люди — странные существа, живущие в мире раздробленного времени, где они исчезают в одном месте и появляются в другом, а в остальном двигаются отрывисто и нескоординированно. Гелиогабал, обращаясь к Манфреду, двигается плавно и грациозно. Кажется, он разговаривает с Манфредом без слов.
Стремительное событие истории самоубийства Норберта, отца Манфреда Штайнера, которое связывает Котта с Манфредом, а также лишает Отто Зитте, коллегу Норберта, средств к существованию. Загвоздка в сюжете — это встреча Котта, Болена и любовницы Котта, Дорин Андертон, в доме Котта, с Манфредом на буксире. Этот эпизод просматривается три раза, прежде чем он произойдёт в действительности, по-видимому, глазами Манфреда, но с участием Болена. В то же время восприятие событий становятся затруднительными — события становятся более сюрреалистичными, а восприятие галлюцинаторным. Когда события, наконец, достигают критической точки, которой так боится Болен, предвидя исход, сам Болен этого не испытывает. Его осознание останавливается, когда он и Дорин прибывают в дом Котта и забирают его после того, как они уходят. Он только знает, что они с Коттом расстались, как друзья, но на самом деле как враги.
Под давлением Котта Гелиогабалус показывает, что священная скала бликменов «Грязный узел» может быть использована в качестве портала для путешествий во времени, который Манфред может открыть. Котт сосредотачивается на изменения прошлого с двумя целями: месть Джеку Болену и требование гор Рузвельта перед Лео Боленом.
Вернувшись вовремя к тому моменту, когда он впервые появился в романе, выйдя из сибаритской бани, управляемой Союзом, Арни Котт обнаруживает, что повторяет действия, которые привели его к встрече с Боленом, одновременно имея дело с перцептивными искажениями, которые, похоже, исходят из ума Манфреда. Он не может добраться до гор Рузвельта, чтобы посадить свой кол, будучи вынужден по закону пойти на помощь бликменам, как и раньше. Он сталкивается с Боленом, как он сделал первоначально, но в попытке выстрелить в него он «умирает» от стрелы бликмена.
Очнувшись от видения, Котт понимает, что потерпел неудачу. Он решает отказаться от своих планов, оставить Дорин и позволить Болену продолжать свою жизнь. Он всё ещё хочет помочь Манфреду, который блуждал во время предполагаемого эпизода «путешествия во времени». Покидая пещеру в «Грязном узле», где они выполняли странный ритуал Гелиогабала, он сталкивается с Отто Зитте. После самоубийства Норберта Штайнера Котт, его лучший клиент, решил взять на себя бизнес Норберта. Зитте была конкуренцией, поэтому люди Котта уничтожили склад контрабандиста и прилегающую собственность, оставив сообщение о том, что «Арни Котту не нравится то, что вы отстаиваете». Зитте преследовала Котта, следуя за его вертолетом к «Грязному узлу». Он стреляет в Котта, который думает, что всё ещё может застрять в одной из галлюцинаций Манфреда. Болен и Дорин приземляются на вертолете Котта и забирают Котта обратно в Льюистаун. Котт умирает, полагая до последнего, что он только испытывал другую галлюцинацию.
Болен возвращается к своей жене, Сильвии, которая была соблазнена Зитте на его круге продаж. Несмотря на признание в неверности, Джек с Дорин и Сильвия с Зитте, они решают сохранить свой брак. В доме Штайнера что-то происходит, и вдова Штайнера с криком убегает в ночь. Врываясь, Болен и его отец видят Манфреда, старого и в инвалидном кресле, увешанного трубками, в сопровождении бликмена. Манфред присоединился к группе бликменов после ухода с «Грязного узла» и спас себя от AM-WEB. Он вернулся через время, чтобы увидеть свою семью и поблагодарить Болена за спасение.
В приглушенной финальной сцене Болен и его отец ищут вдову Штайнера в темноте, с голосами «деловыми, компетентными и терпеливыми».
Адаптации
Было выпущено несколько аудио-версий книги:
- Аудиокнигу «Сдвиг времени по-марсиански» — прочитанная Гровером Гарднером (скорее под своим псевдонимом Том Паркер), без сокращений, длительность составляет приблизительно 9 часов (6 аудиокассет ). Была выпущена в 1998 году .
- Вторая несокращённая версия аудиокниги «Сдвиг времени по-марсиански» была выпущена в 2007 году. Также прочитанный Гровером Гарднером, длительность составляет 9,5 часов (8 компакт-дисков ). Аудиокнига вышла под названием «Сдвиг времени по-марсиански и Золотой человек», так как включает в себя ещё рассказ Дика « » .
См. также
- Аутизм
- Шизофрения
- Колонизация Марса
- Роман 1950 года « Марсианские хроники » Рэя Брэдбери
Примечания
- . Дата обращения: 6 июня 2019. 31 октября 2019 года.
- Fombonne E. (неопр.) // Т. 48 , № 8 . — С. 503—505 . — . 2 декабря 2008 года. . — 2003. —
- Kanner L. Autistic disturbances of affective contact (неопр.) // Nerv Child. — 1943. — Т. 2 . — С. 217—250 . Переиздано в Autistic disturbances of affective contact (неопр.) // Acta Paedopsychiatr. — 1968. — Т. 35 , № 4 . — С. 100—136 . — .
- Asperger H. (нем.) // . — 1944. — Bd. 117 . — S. 76—136 . — doi : . 31 октября 2020 года.
- Philip K. Dick, «Self Portrait», 1968, (The Shifting Realities of Philip K. Dick, 1995)
- . Дата обращения: 17 июня 2019. 22 марта 2015 года.
- 15 января 2010 года. ISBN 978-1-4332-8727-5
Литература
- Aldiss, Brian, «Dick’s Maledictory Web», Science-Fiction Studies # 5, 1975, pp. 42-7.
- Jameson, Fredric. Archaeologies of the Future: The Desire Called Utopia and Other Science Fictions, London and New York: Verso, 2005.
- 2020-08-07
- 1