Interested Article - Стэплдон, Олаф

Уильям Олаф Стэплдон ( англ. William Olaf Stapledon , 10 мая 1886 , Сикомб близ Уолласи на полуострове Уиррал, графство Чешир , Великобритания 6 сентября 1950 , Кэлди) — британский философ-футуролог и прозаик, яркий представитель философии космизма, один из предтеч современного трансгуманизма.

Известен (наравне с Уэллсом ) как один из основоположников англоязычной научной фантастики, ознаменовавший своим творчеством поворот от сугубо развлекательной её разновидности в сторону литературы основного потока. Заметная фигура литературного ландшафта 1930-х годов, высоко ценимая многими современниками-интеллектуалами и критиками-исследователями жанра фантастики ( Станислав Лем , Вл. Гаков ), но сравнительно малоизвестная массовому читателю.

Биография

Родился в семье Уильяма Клибберта Стэплдона и Эммелайн Миллер в деревушке на западе Англии. С 1887 по 1893 годы жил в Египте , в Порт-Саиде , где его отец работал экспедитором. Учился в школе «Эбботсхольм» ( 1898 1905 ) и колледже «Баллиол» в Оксфорде ( 1905 1909 ), по окончании которого получил степень бакалавра новейшей истории (а в 1913 году — степень магистра новейшей истории). В 1910 1911 годах — заместитель директора манчестерской начальной школы, затем работал экспедитором сначала в Ливерпуле , затем в Порт-Саиде. В 1912 1915 годах также состоял в ливерпульской ячейке Образовательной ассоциации работников ( Workers' Educational Association ), предоставлявшей образование рабочим. В 1914 году вышел сборник стихов Стэплдона под названием «Современные псалмы» ( англ. Latter-Day Psalms ).

Во время Первой мировой войны , будучи пацифистом , отказался участвовать в боевых действиях. Как отказник совести с июля 1915 по январь 1919 года служил водителем в квакерском санитарном подразделении во Франции и Бельгии ; за храбрость, проявленную при исполнении своих служебных обязанностей, был награждён французским Военным крестом . Во время войны и в первые послевоенные годы продолжал заниматься поэзией.

После войны женился на Агнес Зене Миллер (1894—1984), своей двоюродной сестре из Австралии . В их браке родилось двое детей — Мэри Сидни Стэплдон (1920—2008) и Джон Дэвид Стэплдон (1923—2014). С 1920 года с семьёй жил в Вест-Кирби (в 1940 году было завершено строительство дома Саймонс-Филд в деревне Кэлди, куда переехала семья Стэплдона). С 1919 по 1929 года преподавал философию и психологию в вечерней школе. В 1925 году получил степень доктора философии в Ливерпульском университете . В эти годы Стэплдон начинает публиковаться в философских журналах, а в 1929 году выходит его работа «Современная теория этики», в основу которой была положена его докторская диссертация.

Творчество

Свой первый фантастический роман — историю будущего под названием « Последние и первые люди » — Олаф Стэплдон выпустил в 1930 году под влиянием идей футурологической повести генетика Джона Холдейна «Страшный суд: взгляд ученого на будущее человечества» ( The Last Judgement: A Scientist’s View on the Future of Mankind , сборник Possible Worlds and Other Essays , 1927). В романе описано развитие человечества на протяжении двух миллиардов лет. За это время сменилось 18 биологических видов людей (от Первых людей — наших современников — до Восемнадцатых) и огромное количество цивилизаций . Книга вызвала восторженные отзывы Герберта Уэллса и Джона Пристли .

С этого момента Стэплдон прекратил преподавательскую деятельность и полностью посвятил себя литературе. Все последующие годы он вел достаточно обеспеченную жизнь в основном за счет полученного от отца наследства, о чем, будучи социалистом по воззрениям, сожалел.

В 1932 году выходит его книга «Последние люди в Лондоне» ( англ. Last men in London ), в 1935 году — роман «Странный Джон» ( англ. Odd John ), посвящённый проблеме взаимодействия сверхлюдей -мутантов с обычными людьми. В 1937 году появляется « Создатель звёзд », самое глубокое, сложное и масштабное произведение Стэплдона, описывающее историю жизни во Вселенной от момента « Большого взрыва » до угасания последних звезд и далее за пределы пространства и времени — как пишет автор в предисловии, «набросок пугающей, но жизненно важной совокупности всего». В основу романа лёг недописанный роман «Создатель туманностей» ( англ. Nebula Maker ), работу над которым Стэплдон прекратил в 1933 году (опубликован посмертно, в 1976 году). Сам Стэплдон, по словам его жены, считал «Создателя звёзд» своей лучшей книгой. В 1944 году свет увидел роман «Сириус» ( англ. Sirius ), в котором описана судьба собаки , ставшей разумной в результате научного эксперимента.

В «Последних и первых людях» и «Создателе звёзд» Стэплдон утверждает, что итогом развития не только человеческой, но и других разумных рас является развитие телепатических способностей и слияние разумов отдельных индивидуумов в расовый, а в более отдалённой перспективе и мировой разум, мышление и способности которых находятся за пределами понимания современного человека.

Общественно-политическая деятельность

Одновременно с литературным творчеством Стэплдон продолжал публиковать свои философские и общественно-политические труды, участвовал в деятельности левых политических движений. Во время Второй мировой войны состоял в умеренно- социалистической Партии общего блага ( англ. Common Wealth Party ) Джона Бойнтона Пристли и Ричарда Окленда, а также в интернационалистском Союзе федералистов, выступавшем за послевоенное объединение Европы.

После войны с курсом лекций посетил Нидерланды , Швецию и Францию , в сентябре 1948 года принял участие в Конгрессе сторонников мира во Вроцлаве (где также присутствовали такие личности, как Пабло Пикассо , Бертольт Брехт , Олдос Хаксли , Поль Элюар , Илья Эренбург , Анна Зегерс , Джон Бойд Орр , Ирен и Фредерик Жолио-Кюри ). В марте 1949 года участвовал в Нью-Йоркской конференции работников науки и культуры за мир во всем мире (единственный британец, получивший визу для участия в ней). Подробности встречи Стэплдона с представителями американского фэндома во время его визита в США можно встретить в воспоминаниях фантаста Гарри Гаррисона . В 1950 году был вовлечён в движение против апартеида в Южно-Африканском Союзе . Незадолго до смерти, проведя неделю выступлений во Франции, отменил запланированную поездку в Югославию и вернулся домой.

Скоропостижно скончался 6 сентября 1950 года в своём доме в Кэлди от внезапного сердечного приступа, кремирован в крематории.

Влияние

Идеи Олафа Стэплдона оказали большое влияние на дальнейшее развитие фантастической литературы, прежде всего на творчество Брайана Олдиса , Артура Кларка (который признал влияние Стэплдона на свой роман « Конец детства »), Джона Райта, Альфреда Ван-Вогта, Вернора Винджа , Наоми Митчисон , Дорис Лессинг . О нём высоко отзывались Станислав Лем , Бертран Рассел , Алджернон Блэквуд , Уинстон Черчилль , Джон Холдейн , Хью Уолпол , Арнольд Беннетт , Вирджиния Вульф , Герберт Уэллс и Хорхе Луис Борхес , который написал предисловие к роману, а отрывок из него включил в свою ; истовый христианин Клайв Стейплз Льюис , напротив, неприязненно относился к творчеству агностика Стэплодона, не в последнюю очередь из-за конфликта мировоззрений.

Герберт Уэллс позаимствовал ряд идей Стэплдона для сценария к фильму «Облик грядущего». Идеи «Последних и первых людей» и «Сириуса» близки к тем, которые высказал Клиффорд Саймак в своей «истории будущего» — романе « Город ». Джеймс Блиш назвал в честь Стэплдона космический лайнер в сериале « Звёздный путь ». Но несмотря на всё это, известность книг Стэплдона среди массового читателя была и остаётся незначительной.

Известно влияние Стэплдона не только на фантастику, но и на философию и футурологию . В «Последних и первых людях» предсказаны генная инженерия и терраформинг . В «Создателе звёзд» содержится первое известное описание сфер Дайсона — сам Фримен Дайсон признавал, что обязан роману этой идеей.

Несмотря на социалистические симпатии Стэплдона, который называл себя «ни марксистом , ни антимарксистом» , в СССР он не издавался. В начале 2000х годов были переведены на русский язык и изданы в России две наиболее известные его книги — «Последние и первые люди» и «Создатель звёзд». В последующие два десятилетия почти все художественные произведения Стэплдона большой и малой формы, а также ряд эссе стараниями энтузиастов переведены на русский язык и находятся в открытом доступе в электронном виде. Советский читатель впервые смог узнать о первом из этих произведений благодаря предисловию А. П. Казанцева к выпущенному в 1960 году сборнику «Научно-фантастические рассказы американских писателей». При этом Казанцев (скорее всего, сам не читавший роман Стэплдона) назвал автора «Аллафом Стеббельдогом», а сюжет его романа свёл к описанию ядерной катастрофы, за которую автора якобы начали преследовать маккартисты из ФБР (на самом деле, описание атомной катастрофы в романе присутствует, но оно очень далеко от правдоподобного).

Библиография

Художественные произведения

  • « Последние и первые люди » («Last and First Men: A Story of the Near and Far Future», 1930)
  • (1932)
  • : A Story Between Jest and Earnest (1935)
  • (1937) — « Создатель звёзд »
  • (1942)
  • (рассказ, 1944)
  • : A Fantasy of Love and Discord (1944)
  • (1946)
  • (1947)
  • A Man Divided (1950)
  • (1976)
  • (черновики «Создателя звёзд», 1976)

Публицистика

  • A Modern Theory of Ethics: A study of the Relations of Ethics and Psychology (1929)
  • Waking World (1934)
  • (1939)
  • New Hope for Britain (1939)
  • Philosophy and Living, 2 тома (1939)
  • Beyond the «Isms» (1942)
  • Seven Pillars of Peace (1944)
  • Youth and Tomorrow (1946)
  • The Opening of the Eyes (ed. Agnes Z. Stapledon, 1954)

Поэзия

  • Latter-Day Psalms (1914)

Сборники

  • (1949)
  • To the End of Time: the Best of Olaf Stapledon (ed. Basil Davenport, 1953)
  • Far Future Calling: Uncollected Science Fiction and Fantasies of Olaf Stapledon (ed. Sam Moskowitz 1979
  • An Olaf Stapledon Reader (ed. Robert Crossley, 1997)

Примечания

  1. Last and First Men (англ.) : A Story of the Near and Far Future — , 1930. — ISBN 978-1-85798-806-2
  2. . Дата обращения: 15 июля 2016. 4 сентября 2016 года.
  3. . Дата обращения: 15 июля 2016. 22 сентября 2019 года.
  4. . Дата обращения: 18 июня 2023. 18 июня 2023 года.
  5. Научно-фантастические рассказы американских писателей. — М.: Издательство иностранной литературы, 1960. — С. 5-24.

Переводы

  • Стэплдон О. Создатель звезд / Пер. О. Чистякова. М.: REFL-book; Киев: Ваклер, 1996. 304 с. (Серия: Философия сквозь века). ISBN 5-87983-029-2 , ISBN 5-87983-024-1
  • Стэплдон О. Последние и первые люди. Создатель звезд / Пер. О. Э. Колесникова М.: АСТ; Люкс, 2004. 640 с. (Серия: Philosophy). ISBN 5-17-021613-0 , ISBN 5-9660-0051-4
  • В начале 21 века все крупные произведения О. Стэплдона и значительное количество произведений малой формы переведены на русский и изданы усилиями энтузиастов в микролитражных издательствах России и Белоруссии, после чего широко распространились в электронных библиотеках.

Ссылки

Источник —

Same as Стэплдон, Олаф