Трансгуманизм
- 1 year ago
- 0
- 0
Многие вещи, присутствующие в научной фантастике , близки к целям трансгуманизма . Многие произведения данного жанра показывают положительные стороны технологически улучшенной человеческой жизни, иногда это описывает в контексте утопических сообществ (в особенности техно-утопических ). Однако часто это идёт с некоторым предупредительным поворотом. С другой стороны, присутствуют пессимистические сценарии, обычно повествуемые в антиутопиях , что может произойти, если прогресс пойдёт по неправильному направлению.
Трансгуманистические произведения часто философские по натуре, они рассуждают о влиянии, которое технологии могут иметь на человеческую жизнь. К примеру, в рассказах анализируются возможные отношения между натуральным и искусственным, в результате чего предполагается, что хотя трансгуманистические модификации природных вещей могут быть благотворными, но они также могут стать и опасными, поэтому они не должны претворяться в реальность легкомысленно. В работах Грега Игана исследуются такие идеи как размножение населения в пост-человеческом мире, насколько это необходимо. В книге Золтана Иштвана « » размышляется о том, насколько глубоко может зайти один человек, чтобы достичь неопределённой продолжительности жизни через науку и технологии. Новеллы Ханну Раяниеми более ориентированы на экшен, но и в них происходит анализ таких тем как смерть и конечность в пост-человеческой жизни.
Вымышленные миры с идеями трансгуманизма присутствуют во многих фильмах (к примеру, « Превосходство »), телесериалах ( Древние из « Звёздные врата: SG-1 »), мангах и аниме (« Призрак в доспехах »), ролевых играх ( Rifts , ) и видеоиграх ( Deus Ex , BioShock ).
Одной из ранних работ, иллюстрирующей трансгуманизм, может быть названа легенда об Икаре и Дедале . Приделывание человеку крыльев олицетворяет, что наука и технология могут быть использованы для преодоления природных ограничений человеческого тела. В легенде присутствует предупреждение, что увлечение новыми возможностями с игнорированием правил безопасности может привести к трагедии: во время побега с Крита молодой Икар, чересчур увлёкшийся процессом полёта, погиб, в то время как более умудрённый и осмотрительный Дедал достиг цели своего путешествия.
Другой ранней работой может быть назван роман « Франкенштейн, или Современный Прометей », написанный Мэри Шелли и опубликованный 1818 году. Герой романа Виктор Франкенштейн может быть представлен как трансгуманист, пытающийся превзойти смерть посредством химии. В романе поднято множество проблем, обсуждение которых продолжается до сих пор. Подобной теме также посвящены несколько рассказов Герберта Уэллса . Так, в книгах « Человек-невидимка » и « Остров доктора Моро » присутствуют персонажи-учёные, чьи эксперименты пошли не так, как планировалось, и это привело к необычным историям книг.
Жанр киберпанка находится под сильным влиянием идей трансгуманизма. Обычно в нём критикуется использование технологий для улучшения человеческой жизни методом показывания последствий их неправильного использования. Примерами таких произведений являются « Мечтают ли андроиды об электроовцах? » (1968), « Нейромант » (1984) и серия манг « Акира » (1982-90). По мнению Robert M. Geraci, киберпанк как жанр пытается предупредить о проблемах трансгуманизма, показывая проблемы, к которым необдуманный технический прогресс может привести.
Жанр научной фантастики всегда исследовал идеи трансгуманизма, их этику и предполагаемые проблемы их воплощения. Также в последние десятилетия происходит появление множества фильмов и телесериалах о супергероях, которые получили свои суперспособности не натуральным путём, а в результате преднамеренного вмешательства в их тела ( Капитан Америка ) или использования технических устройств наподобие экзоскелетов ( Железный человек ), а также в результате комбинаций модификаций и/или технических устройств со специальной природной подготовкой ( Чёрная вдова , Бэтмен ). Вхождение таких фильмов в моду может расцениваться как происходящий сейчас сдвиг в глобальной культуре людей в целом.
Киберготы — молодёжная субкультура, основанная на киберпанке.
{{
cite journal
}}
:
Cite journal требует
|journal=
(
справка
)