Interested Article - Посткиберпанк
- 2021-06-05
- 1
Посткиберпанк ( англ. Postcyberpunk ) — жанр научной фантастики , развившийся из киберпанка , который, как и предшественник, описывает техническое развитие общества ближайшего будущего и происходящие при этом процессы (всеобщее проникновение информационных технологий, генной и молекулярной инженерии, технологий модификации человеческого тела и другое) . Однако в отличие от киберпанка менее мрачен, изобилует политической и социальной сатирой, нередко высмеивает каноны самого киберпанка .
Возникновение
Киберпанк эпохи восьмидесятых антиутопичен в своём видении грядущих проблем человечеству от новых технологий, ядерного апокалипсиса, мегакорпораций или Большого Брата . В противовес ему в 1990-е благодаря расширению сети интернета, компьютеризации, доступу к информации, что сделало правительственные и коммерческие организации более открытыми для гражданского общества, зародился посткиберпанк. Он опровергает прежние представления об ужасах будущего .
Термин посткиберпанк предложен Лоуренсом Персеном в 1998 году в « Заметках к манифесту посткиберпанка » ( англ. Notes Toward a Postcyberpunk Manifesto ). Лоуренс утверждал, что научная фантастика вступила в новую эру с выходом книги Брюса Стерлинга « » (1988) и описал термином посткиберпанк книгу Нила Стивенсона « Лавина » .
Характеристика
Описываемая система посткиберпанка является силовым механизмом, существующим, согласно Мишелю Фуко , в «капилярном» виде изнутри, а не извне социального тела. По мнению философа, власть не сосредоточена в руках государства или экономики, а соприкасается с человеческой жизнью через социальные практики в большей степени, чем через убеждения . Технология в посткиберпанке незаметна и является частью повседневной жизни; главный герой — человек системы (журналист, корпорант, полицейский и т. д.), живущий внутри неё и не воспринимающий её как антиутопию . В отличие от киберпанка повествование менее мрачно, изобилует политической и социальной сатирой, нередко высмеивает каноны самого киберпанка . Например, в романе Владимира Войновича « Москва 2042 » Советский Союз вследствие истощения нефтяных месторождений «коррупционистами» перешёл на эксплуатацию «парогрузовиков» и «паровых бронетранспортёров», а по нефтепроводу «Дружба» на Запад как сырьё для биотоплива поставляется «вторичный продукт», то есть фекалии.
Примерами произведений жанра можно назвать: японский аниме-сериал « Призрак в доспехах: Синдром одиночки » (2002) ; « Гаттака » (1997), « Код 46 » (2003), «Девушка из понедельника» (2004), « Остров » (2005) ; роман Владимира Войновича «Москва 2042».
Поджанры
Как и во всех жанрах научной фантастики, границы посткиберпанка расплывчаты и могут претерпевать влияние других жанров и поджанров .
Направлением посткиберпанка можно назвать Киберпреп ( англ. cyberprep : «cyber-» — « кибернетика » и «preppy» — « преппи »), где в утопической мирной жизни киберпанка технологии направлены на улучшение внешнего облика и досуга людей . Пример: книга « Уродина » (2005) американо-австралийского писателя-фантаста Скотта Вестерфельда .
Посткиберпанк также может сочетать элементы Нанопанка и Биопанка :
- Биопанк ( англ. biology «биология») — направление в научной фантастике, посвящённое социальным и психологическим аспектам использования генной инженерии и применения биологического оружия . Пример: « Священный огонь » (1996) Брюса Стерлинга .
- Нанопанк ( англ. Nanopunk ) — направление в научной фантастике, посвящённое социальным и психологическим аспектам применения нанотехнологий. Примеры: « Алмазный век » (1995) Нила Стивенсона, «Эволюция вверх ногами» Станислава Лема .
Примеры жанра
Основные представители
- Нил Стивенсон « Алмазный век, или Букварь для благородных девиц » (1995).
- Эллис, Уоррен (автор комиксов)
- К. Доктороу
- Т. Уильямс
- А. В. Тюрин
- Пол ди Филиппо
Игры
Комиксы
См. также
Примечания
- ↑ . SF Sub-Genre Definitions . www.wattpad.com. Дата обращения: 31 декабря 2017.
- ↑ Lawrence Person. . Slashdot . project.cyberpunk.ru (1998). Дата обращения: 21 июня 2017. 23 августа 2009 года.
- ↑ Huereca, Rafael Miranda. (англ.) // Universitat Autònoma de Barcelona. Departament de Filologia Anglesa i de Germanística : диссертация. — 2011. — 16 сентября. — С. 392 . — ISBN 9788449052958 . 30 апреля 2016 года.
- ↑ Altintaş, Aciye Gülengül. (англ.) // Institute of Social Sciences Department of Film and TV. — Стамбул: ISTANBUL BILGI UNIVERSITY, 2006. — Февраль. 13 января 2017 года.
- Нэнси Фрейзер. . Новое литературное обозрение . www.nlobooks.ru. Дата обращения: 31 декабря 2017. Архивировано из 31 декабря 2017 года.
- . Cyberpunk World . 2010-08-19. из оригинала 31 декабря 2017 . Дата обращения: 31 декабря 2017 .
- . locusmag.com. Дата обращения: 21 июня 2017. 11 февраля 2021 года.
- Blankenship, Loyd. GURPS Cyberpunk: High-Tech Low-Life Rolepaying Sourcebook. — Steve Jackson Games, 1995. — ISBN 1-55634-168-7 .
- 2021-06-05
- 1