Interested Article - Байронический герой

Байронический герой — тип романтического героя , который покорил воображение европейской публики после выхода поэмы лорда Байрона « Паломничество Чайльд-Гарольда » (1812—1818). Роман был насыщен автобиографическими мотивами.

Общая характеристика и развитие

На рубеже 1820-х годов получил дальнейшее развитие в рассказе Джона Полидори « Вампир », романе Чарльза Матюрина « Мельмот Скиталец », байроновских поэмах вроде « Корсара ». Александр Сергеевич Пушкин в романе « Евгений Онегин » иронизировал по поводу популярности таких сочинений:

Британской музы небылицы
Тревожат сон отроковицы,
И стал теперь её кумир
Или задумчивый Вампир,
Или Мельмот, бродяга мрачный,
Иль Вечный Жид , или Корсар,
Или таинственный .
Лорд Байрон прихотью удачной
Облёк в унылый романтизм
И безнадежный эгоизм .

Герои перечисленных Пушкиным произведений превосходят окружающих умом и образованностью, они загадочны и харизматичны , неодолимо влекут к себе противоположный пол. Они ставят себя вне общества и закона, взирают на общественные установления с высокомерием , доходящим подчас до цинизма . Презрение к правилам общежития иногда доводит их до преступления. Присутствие тёмной стороны (неблаговидное прошлое) сближает такого героя с антигероем . Этот полудобровольный отшельник упивается своим скитальчеством или изгнанничеством (см. мировая скорбь ); по словам В. В. Набокова , он «не в ладах и с раем, и с адом, и с богами, и с людьми» .

Характеристика и оценки

Как отмечал литературовед Б. А. Кузьмин , «потенциальным героем Байрона был революционер, реальным — разочарованный одинокий мститель. Первого можно было трактовать в духе античных идеалов революционного классицизма, к которому Байрон всё время стремился. Второй сохранял своё величие только благодаря романтической идеализации» .

Пушкин утверждал, что в романе « Адольф » 1816 года французский писатель « Констан первый вывел на сцену сей характер, впоследствии обнародованный гением лорда Байрона» . На самом деле дебютом разочарованного в себе и в мире скитальца стала полуавтобиографическая повесть Шатобриана « » (1802) , которая, в свою очередь, продолжает сентименталистскую традицию смакования собственных горестей, идущую от гётевских « Страданий юного Вертера » (1774). Примерами байронических героев в позднейшей литературе викторианского периода могут служить Хитклифф и Рочестер из романов сестёр Бронте . Чертами байронизма наделены также главные герои многих приключенческих романов XIX и XX веков (например, граф Монте-Кристо , капитан Немо ).

Специфика в русской культуре

Для байронического героя, пересаженного на русскую почву, характерна рефлексия : это Гамлет и Дон Жуан в одном лице. Свойственный героям этого типа демонизм в полной мере воплотился в лермонтовском « Демоне ». В качестве байронического героя русскими поэтами был переосмыслен и изгнанный на далёкий остров Наполеон . Евгений Онегин и Печорин представляют собой дальнейшее развитие типа в условиях русского общества — это т. н. лишние люди .

См. также

Примечания

  1. Vladimir Nabokov. Eugene Onegin: Commentary on preliminaries and chapters one to five . Part 2. Bollingen Foundation, 1964. Page 356.
  2. Кузьмин Б. А. Жанр лиро-эпической поэмы Байрона // Борис Кузьмин. О Голдсмите, о Байроне, о Блоке…— М.: Художественная литература, 1977. — С. 66-67.
  3. . feb-web.ru. Дата обращения: 17 июля 2019. 17 июля 2019 года.
  4. Peter Larsen Thorslev. Byronic Hero: Types and Prototypes . University of Minnesota Press, 1999. Page 216.
  5. // Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинск. Дом) ; науч.-ред. совет изд-ва «Советская энциклопедия» ; гл. ред. В. А. Мануйлов ; редкол.: И. Л. Андроников … [ и др. ]. — М. : Сов. энцикл., 1981. — 746 с.
  6. // Литературная энциклопедия : в 11 т. — [ М. ], 1929—1939.
Источник —

Same as Байронический герой