Interested Article - Чиппендейл, Томас
- 2021-03-04
- 1
То́мас Чи́ппендейл ( англ. Thomas Chippendale ; крещён 5 июня 1718 , Отли, западный Йоркшир , Англия — 13 ноября 1779 , Лондон ) — крупнейший мастер английского мебельного искусства эпохи рококо и раннего неоклассицизма периода среднегеоргианского стиля . Изготовленная из красного дерева , мебель этого мастера отличалась сочетанием рациональности, ясности формы и декоративности с использованием мотивов восточного искусства. Мебель Чиппендейла приобрела такую популярность, что в историю искусства прочно вошло понятие «стиль чиппендейл».
Биография
Чиппендейл родился в Отли в Западном районе Йоркшира, Англия, в июне 1718 года. Крещён 5 июня. Он был единственным ребёнком столяра и мастера-мебельщика Джона Чиппендейла (1690—1768) и его первой жены Мэри (урожденная Дрейк; 1693—1729). Получил начальное образование в гимназии принца Генри. Семья Чиппендейл долгое время занималась столярным ремеслом, поэтому Томас, скорее всего, получил начальные навыки у отца, хотя считается, что он также обучался у Ричарда Вуда в Йорке, прежде чем переехал в Лондон. 19 мая 1748 года он женился на Кэтрин Редшоу в капелле Святого Георгия в Мейфэйре, у них было пятеро сыновей и четыре дочери .
В 1749 году Томас Чиппендейл снял скромный дом в Кондуит-Корт, недалеко от Ковент-Гарден . В 1752 году он переехал в Сомерсет-Корт, недалеко от Стрэнда, нанял около двадцати рабочих и принялся за усовершенствование существующих форм мебели. В 1754 году Чиппендейл переехал на Сент-Мартинс-лейн, 60-62 в Лондоне, где в течение следующих шестидесяти лет функционировал семейный бизнес (до 1813 года, когда его сын, Томас-младший, обанкротился). В 1754 году он начал сотрудничество с Джеймсом Ренни, богатым шотландским купцом, который вложил деньги в его мебельное предприятие .
Жена Томаса Чиппендейла Кэтрин умерла в 1772 году. После смерти Джеймса Ренни в 1766 году партнёром Чиппендейла стал Томас Хейг. Один из помощников Ренни, Генри Фергюсон, стал третьим партнёром, и таким образом фирма получила название «Chippendale, Haig & Co». На закате жизни Томас отошёл от дел, передав управление мастерской своему сыну Томасу Чиппендейлу Младшему (1749—1829) .
Чиппендейл Младший взял на себя управление бизнесом в 1776 году, позволив своему отцу уйти на пенсию. Томас-старший переехал в район, который тогда назывался Лобс-Филдс (теперь известный как Дерри-стрит) в Кенсингтоне. Он женился на Элизабет Дэвис в приходской церкви Фулхэма 5 августа 1777 года и стал отцом ещё троих детей. В 1779 году Томас Чиппендейл переехал в Хокстон, где умер от туберкулеза и был похоронен в церкви Сент-Мартин-ин-зе-Филдс (Святого Мартина в полях) 13 ноября 1779 года.
В его родном городе Отли, недалеко от Лидса, Йоркшир , на Manor Square имеется статуя мастера и мемориальная доска. На фасаде Музея Виктории и Альберта в Лондоне установлена скульптурная фигура Томаса Чиппендейла .
«Директор», или «Указатель для клиентов и краснодеревщиков»
В 1754 году Томас Чиппендейл стал первым мастером-краснодеревщиком, опубликовавшим альбом гравированных рисунков мебели, в том числе собственных проектов, под претенциозным названием «Указатель для джентльмена и краснодеревщика» (The Gentleman and Cabinet Maker’s Director); распространённый вариант перевода: «Указатель для клиентов и краснодеревщиков» ; в русской литературе также известен под сокращённым названием «Директор». Это иллюстрированный каталог, в который Чиппендейл поместил сто шестьдесят гравюр на меди с описанием пяти классических ордеров в архитектуре, которые он якобы применял для создания собственных проектов. В первом издании «Директора» представлены образцы мебели «Gothick, Chinese, and modern Tastes» (готических, китайских и современных вкусов). Второе издание 1759 года дополнено новыми гравюрами и проектами. В третьем издании 1762 года число листов достигает двухсот с изображениями более 375 предметов мебели. Книга Чиппендейла вопреки названию была востребована самым широким кругом ремесленников и покупателей, что принесло автору популярность и значительную коммерческую выгоду . «Директор» также считается «первым всеобъемлющим торговым каталогом в своем роде». Согласно «The New York Times», «клиенты могли просмотреть, выбрать образец, а затем заказать мебель» .
Стиль «чиппендейл»
Томас Чиппендейл предпочитал работать с неокрашенным, морёным и полированным красным деревом « махагони », используя в качестве декора преимущественно рельефную резьбу. Наиболее характерные черты мебели Чиппендйла: ажурные (прорезные) спинки стульев и кресел — идея, почерпнутая им из традиционной крестьянской мебели, использование китайских и готических мотивов , а также изогнутые ножки типа кабриоль . Томасу Чиппендейлу удавалось органично сочетать традиции рационализма английской крестьянской мебели, например знаменитых виндзорских стульев с веерообразно расходящимися «спицами» спинок, напоминающих каретные колёса, эстетики среднегеоргианского стиля (времени правления английского короля Георга II из Ганноверской династии, 1727—1760), влияние французского рококо и восточного, главным образом китайского, искусства — модного в то время шинуазри . Близкие в стилевом отношении образцы создавали другие знаменитые английские мастера: архитектор Уильям Чеймберс и, несколько позднее, мебельщики Томас Шератон и Джордж Хэпплуайт . Двое последних и Томас Чиппендейл образуют, как иногда говорят, «большую тройку» в искусстве английской мебели. Но именно чиппендейловский стиль оказался наиболее успешным. Его характерные черты, или носители стиля, — прорезные «ленточные спинки» кресел и диванов (riband backs), ножки типа кабриоль с утолщением и рельефным орнаментом в верхней части, а внизу — сделанные в виде когтистой лапы, сжимающей шар.
Иногда стиль чиппендейл именуют английским рококо , но он существенно отличается от французских образцов строгостью и рациональностью, хотя также изящен и лёгок. В сравнении с предыдущим стилем королевы Анны начала XVIII столетия, который весьма условно называют английским барокко , стиль Чиппендейла сдержаннее и камернее. В альбоме «Директор» Чиппендейл продемонстрировал свободное развитие темы рокайля , вариации и фантазии на восточные мотивы, S-образные завитки в сочетании с готическими элементами, античными акантами , изображениями китайских драконов и пагод. В пространных подписях к собственным проектам Чиппендейл с гордостью замечал: «Мало кто из мастеров может это исполнить» .
В 1760-е годы под влиянием проектов Роберта Адама и фирмы « Адельфи » Томас Чиппендейл перешёл к более строгим решениям, отмеченным влиянием эстетики классицизма . Чиппендейл разработал оформление интерьеров и меблировки Харвудского дворца под Лидсом .
Мебель Чиппендейла получила распространение на протяжении нескольких столетий, в том числе и в России. Трудно найти исторические интерьеры разных эпох и стилей, где бы не стояли чиппендейловские кресла, стулья или диваны. Наиболее полное собрание хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, другие — в Харвуд-хаус в Йоркшире, Пэкстон-хаус в Шотландии. «Чиппендейловские стулья» можно увидеть во многих интерьерах дворцов-музеев Санкт-Петербурга и пригородов.
Подлинная «чиппендейловская мебель» отличается прочностью, высоким качеством обработки материала и удобством. Однако на современном рынке под этим названием реализуют изделия разных производителей неровного качества, как правило, поверхностно подражающие образцам из чиппендейловского «Руководства».
В истории культуры
- Согласно городской легенде , имена главных героев диснеевского мультфильма про Чипа и Дейла родились из каламбура — от фамилии Томаса Чиппендейла. По-английски название мультсериала звучит как «Чип энд Дейл».
- В честь Томаса Чиппендейла назван сорт роз Rosa 'Chippendale' .
- С именем мастера-краснодеревщика Томаса Чиппендейла и созданной им некой гренадилловой шкатулкой связан детективный роман Джанет Глисон «Гренадилловая шкатулка».
- С творчеством мастера связан сюжет рассказа Роальда Даля «Четвёртый комод Чиппендейла».
- По мотивам рассказа Роальда Даля в 2012 году был создан короткометражный кинофильм «Чиппендейл» с Виктором Сухоруковым в главной роли.
- В пародийном мультсериале Тик-герой (1994-1996 год) главным атогонистом является персонаж со стулом вместо лица - Стулолицый Чиппендейл - явная аллюзия на Томаса Чиппендейла.
Рисунки Томаса Чиппендейла из собрания Метрополитен-музея в Нью-Йорке
Мебель Томаса Чиппендейла
Примечания
- Thomas Chippendale // (кат.) — , 1968.
- ↑ , Thomas Chippendale // (хорв.) — LZMK , 1999. — 9272 с. — ISBN 978-953-6036-31-8
- Thomas Chippendale //
- Ермолович Д. И. Англо-русский словарь персоналий. — М.: Рус. яз., 1993. — 336 с. — С. 86
- The Grove Encyclopedia of Decorative Arts: Oxford University Press, USA. — In 2 Vol. — 2006. — Vol. 2. — Р. 240
- Thomas Son of John Chippindale of Otley joyner bap ye 5th. — Otley, Yorkshire: Parish Register, June 1718
- Thomas Chippendale — Cabinet Maker. — The Chippendale Society. 3 July 2007. — Archived from the original on 28 May 2013. — Retrieved 5 June 2013 от 15 января 2015 на Wayback Machine
- Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. —München, E.A. Fleischmann, 1835—1852
- Thomas Chippendale. — London: Victoria and Albert Museum, 2016. — Retrieved 13 September 2016. от 23 октября 2019 на Wayback Machine
- Кес. Д. Стили мебели. — Будапешт, 1979. — С 47
- А. Батенин. Томас Чиппендель и его мебель // Архитектура СССР : Журнал. — М. : Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1938. — № 11 . — С. 81—83 .
- Chippendale at 300: A Stellar Brand in Need of Polish. — The New York Times. — Retrieved 15 March 2022 от 13 ноября 2022 на Wayback Machine
- Власов В. Г. . «Чиппендейл» стиль // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. Х, 2010. — С. 504—505
Литература
- Раппе Т. В. Западноевропейское прикладное искусство XVI—XVIII веков (West European applied arts in the 16th-18th centuries): из собрания Эрмитажа. — СПб., Славия, 1996. С. 142
- Раппе Т. В. Мебель Томаса Чиппендейла // Декоративное искусство СССР , № 2, 1980. С. 34
- Gilbert C. : [ англ. ] / Christopher Gilbert. — New York : Tabard, 1978. — X, 144 p., 288 p. fig. — ISBN 0-914427-40-7 . — OCLC .
Ссылки
- — текст и иллюстрации онлайн
- (англ.)
- 2021-03-04
- 1