Interested Article - Робида, Альбер

Альбе́р Робида́ ( фр. Albert Robida ; 14 мая 1848 , Компьень 11 октября 1926 , Нёйи-сюр-Сен ) — французский карикатурист , иллюстратор и писатель . В течение 12 лет редактировал и издавал журнал La Caricature . В 1880-е написал футуристическую трилогию романов, став предтечей стимпанка .

Биография

Альбер Робида родился в Компьене в семье плотника. Изначально учился на нотариуса, но предпочёл стать карикатуристом . В 1866 году вступил в редакцию журнала « » как иллюстратор .

Активный участник Парижской коммуны (1871), после поражения оной ему с трудом удалось скрыться от неприятеля.

В 1880 году вместе с ( фр. Georges Decaux ) основал свой собственный журнал « La Caricature », которым занимался до 1892 года.

В 1900-х создаёт 520 иллюстраций к еженедельной серии « La Guerre Infernale ». У Робиды и его жены Маргариты (урожденной Нуаре) было семеро детей, трое из которых внесли свой вклад в искусство. Его старший сын Камилл (1880-1938) стал известным архитектором. Его младший сын Анри был назначен архитектором-консультантом правительства Сиама, однако он погиб во время Первой мировой войны. Дочь Эмилия также была иллюстратором. Помимо нескольких совместных работ с отцом, она публиковалась в таких периодических изданиях, как Le Journal pour tous и La Poupée modele . Другой сын, Фредерик, был президентом Touring Club de France .

Гаргантюа на крыше собора Парижской Богоматери (иллюстрация к первой книге « Гаргантюа и Пантагрюэля »)

За время творчества художник также иллюстрировал путеводители и исторические книги, создал ряд красочных рисунков на исторические темы, посвящённых битвам эпохи Возрождения : битве при Павии , сражению при Мариньяно и осаде Рима в 1527 году ландскнехтами императора Карла V. Написал художественную книгу «Осада Компьеня», посвящённую событиям, связанным с пленением Жанны д’Арк . Кроме того, он создал иллюстрации к произведениям классиков европейской литературы: Вийона , Рабле , Сервантеса и других писателей.

В своих фантастических произведениях Робида довольно точно предугадал и изобразил концепции танков, линкоров, авиацию, видеотелефоны, дистанционное обучение, дистанционные покупки, домофоны, видеодомофоны, видеодиски, видеотеки, телевидение, реалити-шоу, системы видеонаблюдения (включая концепцию Большого Брата под другим названием), химическое оружие, бактериологическое оружие, противогаз , техногенные катастрофы, небоскрёбы, гипсокартон и (совместное проживание в форме "обручального путешествия" под надзором доверенного лица перед формальным заключением брака). Так же Робида достаточно точно, хотя и иронично, описал концепцию клонирования и нервное истощение из-за информационной усталости . Хотя Робида считается искусствоведами и историками литературы как предтеча классического паропанка , как и в дизельпанке , у Робида гораздо активнее используется электричество (роман о Жорже Лоррисе и Эстеллы Лакомб называется «Электрическая жизнь»).

В дополнение к его футуристическим произведениям выделяется работа «Часы минувших столетий» (1902), с изменениями парадигмы хронологии , что по мнению некоторых из его критиков, предвосхитило идею Филиппа Дика из романа « Counter-Clock World » (1967 г. в российской переводе «Время, назад»)

Существует медийная легенда, что Робида утратил популярность во время Первой мировой , когда его прогнозы начали сбываться с ужасающей точностью, сам испугался и своих пророчащих творений, перестал рисовать. Фактически же 66-летний художник оставил работу и вышел на пенсию, поскольку французская фантастическая литература и графическая мода ушли , а военные будни на время отодвинули развлекательный жанр. В 1919-м году Робида выпустил повесть «В 1965-м году», а в 1925-м — роман «Шале в воздухе».

В 1919 году Робида сказал в интервью по случаю выхода своей книги о людях будущего: «Они будут проживать свою повседневную жизнь в колесах полностью механизированного мира до такой степени стремительно, что я удивлюсь, как они будут успевать наслаждаться самыми простыми доступными нам удовольствиями: тишиной и одиночеством. Но так как они вообще ничего из этого не узнают, то и не пропустят».

Футуристическая трилогия

Обложка романа «XX век» (1883)

Творчество Альбера Робида было вновь открыто благодаря его трилогии футуристических романов :

  • Le Vingtième Siècle («XX век», 1883)
  • La Guerre au vingtième siècle («Война в XX веке», 1887)
  • Le Vingtième siècle. La vie électrique («Двадцатый век. Электрическая жизнь», 1890)

Эти работы похожи на произведения Жюля Верна (которого он считал своим учителем), но отличаются отсутствием оптимизма (однако ироничны и более продуманы в описании социальных отношений), а технические изобретения в них уже являются достоянием общественности. Предсказал появление современной военной техники ( танк , линкор , авиация ), оружия массового поражения (химическое и бактериологическое), видеоустройств, небоскрёбов, гипсокартона и социальные изменения ( эмансипация женщин , массовый туризм , экологические загрязнения ). Благодаря этим книгам считается предтечей стимпанка .

Литература

  • Орлов В. // Техника - молодёжи . — 1971. — 8. — С. 63-64.
  • Дмитрий Зиберов . Альбер Робида — шутник и мечтатель // Фантастика 79 / Составители А. Козлов, А. Осипов. — М.: Молодая гвардия , 1979. — С. 365—368.
  • Виргинский В. С., Хотенков В. Ф. Очерки истории науки и техники 1870—1917. — М.: Просвещение , 1988, ISBN 5-09-000404-8
  • Н. Савельев . По следам А. Робиды // Юный техник . 1991 — № 6. — 27-29.
  • Лев Вяткин . Альбер Робида: Наша жизнь в зеркале XIX века // Чудеса и приключения . — 1994. — № 11. — С. 56-59.
  • Робида (ROBIDA), Альбер // Энциклопедия фантастики. Кто есть кто / под ред. Вл. Гакова . — Минск: , 1995.
  • Philippe Brun, Albert Robida, 1848—1926 : sa vie, son œuvre : suivi d’une bibliographie complète de ses écrits et dessins , Paris, Editions Promodis, 1984, 250 p. ( ISBN 978-2-903-18132-1 , OCLC 11362286)
  • Daniel Compère (dir.), Albert Robida du passé au futur : un auteur-illustrateur sous la IIIe République , Amiens / Paris, Encrage / Les Belles Lettres, coll. «Travaux» (no 50), 2006, 206 p. ( ISBN 978-2-911-57670-6 et 978-2-251-74140-6, OCLC 81249601)

Ссылки

  • (фр.)
  • в Проекте «Гутенберг»
  • Юрий Дружников. (1995)
  • д/ф — 133-я серия из цикла «Тайные знаки» ( ТВ3 )
Источник —

Same as Робида, Альбер