Interested Article - Японский киберпанк

Японский киберпанк — это жанр андеграундных фильмов, выпускаемых в Японии начиная с конца 1980-х годов. Жанр не очень близок к киберпанку в традиционном западном его понимании — основной акцент здесь делается на индустриальности и сюрреалистичности, а не на высоких технологиях и научности. Основы жанра сформированы фильмом « Тэцуо — железный человек ».

Стиль

Особенностью японского киберпанка является то, что основные персонажи проходят сквозь монструозные, необъяснимые метаморфозы внутри индустриального окружения. Многие из этих фильмов включают сцены и приемы, традиционные для экспериментального кинематографа, полные чистого визуального абстракционизма, без малейшего объяснения того, что происходит с сюжетом или персонажами.

Истоки жанра

На становление японского киберпанка повлиял ряд западных фильмов: « Голова-ластик » Дэвида Линча , « Видеодром » и « Муха » Кроненберга , « Бегущий по лезвию » Ридли Скотта . Заимствовалась не только общая атмосфера, но также отдельные сюжетные повороты и художественные приемы.

К знаковым японским лентам, формирующим эстетику киберпанка начала 1980-х, относят « » Сого Исии и короткометражную работу Синъя Цукамото « » , которая легла в основу двух полнометражных фильмов: « Тэцуо, железный человек » и « » . «Взрывающийся город» ( ) оказывал глубокое влияние на японский андеграундный кинематограф в течение последних 25 лет. и в особенности на , исполнившего в нём роль до съёмок « » четыре года спустя.

В качестве предтечи японского киберпанка некоторые исследователи называют кайдзю эйга (фильмы о монстрах).

Автор книги «Постгуманизм в японской визуальной культуре» Стивен Т. Браун выделяет также философскую основу японского киберпанка — понятие ризомы .

  • («Взрывающейся город») (1982)
  • («Странное существо обычного размера») (1986)

Ранние фильмы

Постер фильма « Тэцуо, железный человек » (1989)

Ключевые картины

Фильм Синъя Цукамото « Тэцуо, железный человек » (1989) утвердил жанр японского киберпанка в качества оригинальной ветви мирового киноискусства. Цукамото развил стилистику Сого Исии , разработанную им в фильме « » (1982) . «Рваный» монтаж сопровождается агрессивной индустриальной музыкой. Главной темой выступает распад человеческой плоти и её слияние с механическим мусором. Это не киборгизация в привычном понимании, ведь данный процесс не контролируется человеком. Вопросы уязвимости плоти и психики, социального распада, одиночества отдельного человека в агрессивной городской среде в дальнейшем будут разработаны учеником Цукамото — в работах « » (1991), (1996). Их нередко причисляют к поджанру боди-хоррор .

Поздние фильмы

  • « И.К.У. » (2001)
  • («Электрический дракон 80.000 Вольт») (2001)
  • (2003)
  • («Адский лифт») (2004)
  • («Замкнутая оболочка») (2004)
  • («Мясорубка») (2005)
  • («Токийская полиция крови») (2008)

Японский киберпанк в манге и аниме

Постер «Призрак в доспехах»

Помимо андеграундных фильмов, под японским киберпанком часто подразумевается соответствующий поджанр манга и аниме. Он появился в 1982 году в связи с выпуском манга Акира . После выхода одноименного аниме в 1988 году популярность жанра только возросла. Фильм получил статус культового. В последующие годы были выпущены аниме « Призрак в доспехах » , « Ковбой Бибоп » и манга « Алита: Боевой ангел » . Влияние японского киберпанка распространилось на мировую поп-культуру: фильмы, комиксы, музыку, видеоигры.

Уилльям Гибсон , автор канонического романа в жанре киберпанк « Нейромант » , отмечал, что в 80-е Япония сама представлялась «страной будущего», подобная вселенной « Бегущего по лезвию » . Сочетание высоких технологий и доминирования корпораций (в случае Японии дзайбацу ), характерное для жанра киберпанк , уже было свойственно Японии в тот период.

Футуристические концепции киберпанка в аниме и манге имели общие черты с западной научной фантастикой , что способствовало росту популярности жанра за пределами Японии.

Влияние

Манга « Акира » и её одноименная аниме адаптация 1988 года послужили вдохновением для создания множества фильмов, игр и музыкальных клипов. Среди них можно выделить такие фильмы, как « Матрица » , « Звездные войны », « Тёмный город », « Хроника », « Петля времени », « Специальный полуночный выпуск » и « Начало », сериал « Очень странные дела », видеоигры Snatcher , Metal Gear , Half-Life и Remember Me . В частности, Джон Гаэта признает, что техника съёмки буллет-тайм , использованная при создании « Матрицы », была вдохновлена « Акира ».

Музыкант Канье Уэст в качестве оммажа « Акира » выпустил музыкальный клип Stronger . Лупе Фиаско назвал свой альбом Tetsuo & Youth в честь Тэцуо Сима — главного героя Акира . Тэцуо появляется и в клипе Майкла Джексона Scream . Байкер Канэда появляется в фильме Стивена Спилберга « Первому игроку приготовиться » и в игре от студии CD Projekt Cyberpunk 2077 .

Аниме « Призрак в доспехах » также вдохновило многих режиссеров. Вачовски подтвердили, что изначально задумывали « Матрицу » как воплощенный в реальность мир « Призрака в доспехах ». В итоге была заимствована часть концепций, в том числе зеленый цифровой дождь и подключение к матрице через отверстие на шее. Другие параллели можно встретить в фильмах « Аватар », « Искусcтвенный разум », « Суррогаты » ; в видеоиграх Metal Gear Deus Ex , Oni , и Cyberpunk 2077 . Манга « Алита: Боевой ангел » вдохновила Джеймса Кэмерона на создание сериала « Тёмный ангел ». В 2018 он также выпустил полнометражный боевик « Алита: Боевой ангел » .

Западные фильмы, снятые под влиянием японского киберпанка

  • (1998)
  • (2005)
  • (1999)
  • (2006)
  • (2004)
  • (2014)
  • (2015)

Литература

  1. Conrich, Ian. Metal-Morphosis: Post-Industrial Crisis and the Tormented Body in the Tetsuo Films. In Japanese Horror Cinema, edited by Jay McRoy // Honolulu: University of Hawai‘i Press. — 2005.
  2. Orion Mavridou. The monstrous transformation of the self: translating Japanese cyberpunk and the posthuman into the living world // The Luminary. — 2015. — № 6.
  3. Park, Jane Chi Hyun. Stylistic Crossings: Cyberpunk Impulses in Anime / World Literature Today. −2005. -Vol. 79, № 3/4.
  4. Steven T. Brown. Posthumanism in Japanese Visual Culture // Springer. — 2010.
  5. Timothy Iles. The Crisis of Identity in Contemporary Japanese Film: Personal, Cultural, National //BRILL. — 2008.
  6. Шайдулина М. В. Киберпанк в японском кинематографе: специфика тематической интерпретации и художественно-образного решения // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2016. № 1.

См. также

Примечания

  1. 1 сентября 2008 года.
  2. . www.midnighteye.com. Дата обращения: 22 февраля 2020. 12 мая 2021 года.
  3. . web.archive.org (10 июля 2009). Дата обращения: 22 февраля 2020. Архивировано из 10 июля 2009 года.
  4. Mes, Tom. Iron Man: The Cinema of Shinya Tsukamoto. — Surrey, England: FAB Press, 2005. — ISBN 1-903254-36-1 .
  5. . Дата обращения: 18 сентября 2011. Архивировано из 10 июля 2009 года.
  6. Maria V. Shaidulina. // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie. — 2016-03-01. — Вып. 21(1) . — С. 74—82 . — ISSN . — doi : .
  7. Steven T. Brown. Posthumanism in Japanese Visual Culture. — Palgrave Macmillan US, 2010. — С. 98. — ISBN 978-0-230-11006-9 .
  8. . www.midnighteye.com. Дата обращения: 15 марта 2020. 5 января 2020 года.
  9. Camille D. G. Mustachio, Jason Barr. . — McFarland, 2017-09-20. — 213 с. — ISBN 978-1-4766-6836-9 .
  10. (англ.) . Film School Rejects (3 апреля 2017). Дата обращения: 17 февраля 2020. 7 ноября 2018 года.
  11. . Polygon . 2018-08-30. из оригинала 14 октября 2018 . Дата обращения: 18 июня 2020 .
  12. WILLIAM GIBSON. (англ.) // Time : magazine. — 2001-04-30. — ISSN . 17 февраля 2020 года.
  13. . web.archive.org (27 сентября 2007). Дата обращения: 17 февраля 2020. Архивировано из 27 сентября 2007 года.
  14. . VICE (21 сентября 2016). Дата обращения: 18 июня 2020. 30 июля 2017 года.
  15. (3 апреля 2017). Дата обращения: 18 июня 2020. 7 ноября 2018 года.
  16. 200 Things That Rocked Our World: Bullet Time (англ.) // Empire . — (англ.) , 2006. — February ( no. 200 ). — P. 136 .
  17. . StarWars.com . Дата обращения: 18 июня 2020. 30 июля 2017 года.
  18. Proyas, Alex . Дата обращения: 29 августа 2008. 14 октября 2007 года. . Mystery Clock Forum. Retrieved 2006-07-29.
  19. Woerner, Meredith . (2 февраля 2012). Дата обращения: 25 мая 2012. 26 февраля 2014 года.
  20. . Collider . Дата обращения: 18 июня 2020. 19 июня 2015 года.
  21. от 6 мая 2017 на Wayback Machine , The Daily Beast , August 7, 2016
  22. Hopper, Ben . GameCritics.com (20 февраля 2001). Дата обращения: 24 августа 2011. 21 октября 2011 года.
  23. . (исп.) . Diario AS . 2018-08-29. из оригинала 14 октября 2018 . Дата обращения: 18 июня 2020 .
  24. . (англ.) . 2018-06-14. из оригинала 16 июня 2018 . Дата обращения: 18 июня 2020 .
  25. . Crunchyroll . 2015-01-28. из оригинала 14 октября 2018 . Дата обращения: 18 июня 2020 .
  26. . Rolling Stone . Дата обращения: 2 декабря 2014. 17 ноября 2014 года.
  27. Francisco, Eric . inverse.com . Дата обращения: 18 июня 2020. 22 августа 2018 года.
  28. . PCGamesN . 2018-06-12. из оригинала 14 октября 2018 . Дата обращения: 18 июня 2020 .
  29. Joel Silver , interviewed in «Making The Matrix » featurette on The Matrix DVD.
  30. Rose, Steve . The Guardian (19 октября 2009). Дата обращения: 26 июля 2013. 8 марта 2013 года.
  31. . . 2017–04. Архивировано из 10 апреля 2017 . Дата обращения: 10 апреля 2017 . {{ cite news }} : Википедия:Обслуживание CS1 (формат даты) ( ссылка )
  32. . . 2017-08-07. из оригинала 3 апреля 2019 . Дата обращения: 18 июня 2020 .
  33. Kushner, David. // SPIN. — 2000. — Июнь ( т. 16 , № 6 ). — С. 86 . — ISSN .
  34. Harry Al-Shakarchi. . Bungie.org. Дата обращения: 22 декабря 2013. 24 октября 2017 года.
  35. Harry Al-Shakarchi. . Bungie.org. Дата обращения: 3 апреля 2019. 14 марта 2016 года.
  36. . GamingBolt . 2019-01-13. из оригинала 27 февраля 2019 . Дата обращения: 18 июня 2020 .
  37. Conditt, Jessica . Engadget (1 августа 2012). 14 октября 2018 года.
  38. . Crunchyroll . 2017-12-08. из оригинала 16 января 2020 . Дата обращения: 18 июня 2020 .
Источник —

Same as Японский киберпанк