Interested Article - Лунц, Лев Натанович
- 2020-04-08
- 1
Лев Ната́нович Лунц (19 апреля ( 2 мая ) 1901 , Санкт-Петербург — 10 мая 1924 , Гамбург ) — прозаик, драматург и публицист из группы « Серапионовы братья ».
Биография
Родился в еврейской семье. Отец — Натан Яковлевич Лунц (1871—1934) — выпускник Дерптского университета , провизор, торговец оптическими приборами. Мать — Анна Ефимовна Рабинович, концертная пианистка.
Писать начал с восемнадцати лет. По окончании в 1918 году с золотой медалью Петроградской 1-й мужской гимназии Лунц поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета , после преобразования которого окончил в 1922 году историческое отделение факультета общественных наук . Был оставлен при кафедре западноевропейских литератур для научной работы, знал испанский, итальянский, английский, французский, старофранцузский, древнееврейский языки.
В 1923 году проявились первые признаки болезни сердца, которая заставила Лунца всю зиму пролежать в постели. Добившись научной командировки в Испанию , уехал лечиться в Германию , где проживали его эмигрировавшие ранее родители. Через год умер от болезни мозга.
Некрологи на смерть Льва Лунца написали Нина Берберова , Юрий Тынянов , Максим Горький , Константин Федин , Михаил Слонимский .
Творчество
Писал с восемнадцати лет. Вёл литературную деятельность пять лет. За это время он написал рассказы «В пустыне», «Родина», «Исходящая № 37», «Рассказ о скопце», «Хождение по мукам», «Через границу», фельетоны «В вагоне», «Верная жена», «Патриот», пьесы «Вне закона», «Бертран де Борн», «Обезьяны идут», «Город правды», киносценарий «Восстание вещей» и несколько теоретических статей. Валентин Катаев в книге «Алмазный мой венец» упоминает также «уморительно смешную повесть молодого, рано умершего советского писателя-петроградца Льва Лунца, написавшего о том, как некое буржуазное семейство бежит от советской власти за границу, спрятав свои бриллианты в платяную щётку». Речь, очевидно, шла о рассказе «Через границу», сюжет которого заметно перекликается с сюжетом «12 стульев».
По мнению Евгения Шварца ,
Рассказы его были суховаты, программно — сюжетны. Но в пьесах был настоящий жар, и сделаны они были из драгоценного материала. Это был прирожденный драматург милостью божией.
Перед отъездом за границу Лунц оставил часть рукописей Андрею Андреевичу Кази — они были конфискованы при аресте Кази в 1937 году и пропали. Ещё часть рукописей была задержана таможней при отъезде и тоже пропала.
Проза и драматургия Льва Лунца публиковалась при его жизни в СССР и в Европе. Его пьесы также шли в театрах как на родине, так и за рубежом.
Однако впоследствии произведения Лунца в СССР не печатались даже в самые сравнительно либеральные времена, несмотря на то, что такую публикацию мечтали осуществить превратившиеся в литературных генералов бывшие « Серапионовы братья ».
Причина неприятия Лунца советской культурой обнаруживается в его статье «Почему мы Серапионовы братья», которая по стечению обстоятельств стала восприниматься как манифест Серапионов . Именно эту статью цитировал в 1946 А. А. Жданов , доказывая антисоветскость М. М. Зощенко и «Серапионовых братьев» вообще. Основная мысль статьи могла использоваться как пример аполитичности и антисоветчины:
С кем же мы, Серапионовы Братья? Мы с пустынником Серапионом.
Раздражение властей вызвала трагедия «Вне закона». Так, Майзель указывает на то, что «как бы ни были туманны и остранены общественные контуры и характеристики в „Вне закона“, социальное звучание трагедии остается глубоко реакционным».
Отзывы
Без него [Лунца] не обходилось ни одно сборище, он, конечно, был душой «Серапионов».
Юноша-фавн запомнился как перепроизводство энергии.
Он был человек огромного темперамента и мгновенных реакций. <…> Это был ум деятельный, не терпящий вялости и покоя.
В 1930-е годы творчество Лунца оказалось забыто и вычеркнуто из истории русской советской литературы. 11-томная Литературная энциклопедия в 1932 году поместила статью о Лунце, где он назван «воинствующим буржуазным индивидуалистом» и «типичным выразителем идей либеральной буржуазной интеллигенции предоктябрьской формации» .
Монографии, посвященные Лунцу, вышли в Сербии и Польше.
Библиография
- Об инсценировке сатирических романов // Жизнь искусства. — 1919. — № 284—285.
- Детский смех // Жизнь искусства. — 1919. — № 305—306.
- Творчество режиссёра // Жизнь искусства. — 1920. — № 337-338.
- Театр Ремизова // Жизнь искусства. — 1920. — № 343.
- Вне закона. Пьеса // Беседа. — [Berlin],1923. — № 1.
- Обезьяны идут! Пьеса // Веселый альманах. — Пг., 1923.
- В пустыне // «Серапионовы братья», Альманах первый. — Петроград: Алконост, 1922.
- В пустыне //«Серапионовы братья». Заграничный альманах. — Berlin, 1922.
- Исходящая №37 // Россия. — 1922. — № 1.
- Почему мы Серапионовы братья // Литературные записки. — 1922. — № 3.
- Ненормальное явление // Петербург. — 1922. — № 3.
- Обольститель // Мухомор. — 1922. — № 3.
- В вагоне // Мухомор. — 1922. — № 9.
- Верная жена // Мухомор. — 1922. — № 10.
- Бертран де Борн. Пьеса // Город. Литература. Искусство. — 1923. — № 1.
- Родина // Европейский альманах, 1923.
- На Запад // Беседа. — 1923. — № 2.
- Патриот. Пьеса // Красный ворон. — 1923. — № 33.
- Город Правды. Пьеса // Беседа. — 1924. — № 5.
- Восстание вещей. Киносценарий // Новый журнал. — 1965. — № 79.
- Хождения по мукам // Новый журнал. — 1966. — № 83.
- Путешествие на больничной койке // Новый журнал. — 1968. — № 90.
- Родина и другие произведения. — Иерусалим, 1981.
- Завещание царя. — Мюнхен, 1983.
- Рассказ о скопце // Из творческого наследия советских писателей. — Л., 1991.
- Через границу // Лица. Биографический альманах. Выпуск 5. — СПб., 1994.
- Вне закона. — СПб.: Композитор, 1994. — ISBN 5-7379-0001-0
- Обезьяны идут . — СПб.: ИНАПРЕСС , 2003. — 752 с. — 600 экз. — ISBN 5-87135-145-X .
- Литературное наследие . — М.: Научный мир, 2007. — ISBN 978-5-91522-005-7 .
Ссылки
- Борисова В. А. // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков . — М. : Советская энциклопедия , 1962—1978.
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- в библиотеке Максима Мошкова
Примечания
- Евгений Шварц. Ленинградская телефонная книжка. 1956. 16 мая
- Брат, друг, ученик… Письма родственников, друзей, преподавателей о Л. Н. Лунце // Встречи с прошлым. Выпуск 11. — М. : РОССПЭН, 2011. — С. 438. — ISBN 978-5-8243-1582-0 .
- Лунц Л. Вне Закона. Пьесы, рассказы, статьи. СПб, 1994. С. 200
- Н. Н. Берберова. Курсив мой: Автобиография. Москва: Согласие, 1999. С. 161.
- О. Форш . Сумасшедший корабль. Москва: Современник, 1990. С. 28
- Н. Чуковский. Литературные воспоминания. Москва, 1989. С. 66. Цит. по: Фрезинский Б. Судьбы Серапионов. Портреты и сюжеты. СПб., 2003
- Литературная энциклопедия: В 11 т. [М.], 1929—1939, Т. 6. С. 636 (автор статьи — М. Майзель)
- Наиболее полное издание сочинений Льва Лунца. Вступительная статья Валерия Шубинского, подробный комментарий и послесловие Евгения Лемминга. В издание входят рассказы, пьесы, киносценарии, статьи и рецензии, автобиография, переписка, а также статьи и некрологи, посвящённые Лунцу, написанные его современниками и друзьями — Берберовой, Слонимским, Тыняновым, Кавериным , Фединым и другими.
- Это издание, хоть и несколько более полное, чем «Обезьяны идут», подверглось критике в прессе Феликс Икшин. от 13 декабря 2013 на Wayback Machine // Новое литературное обозрение — 2008. — № 91.
- 2020-04-08
- 1