Interested Article - Призрак в доспехах (аниме, 1995)
- 2021-04-04
- 1
«Призрак в доспехах» ( яп. 攻殻機動隊 Ко:каку Кидо:тай , с англ. — «Ghost in the Shell») — полнометражный аниме -фильм 1995 года в жанре киберпанк , основанный на одноимённой манге Масамунэ Сиро 1989 года. Режиссёр — Мамору Осии , сценарий — Кадзунори Ито , дизайнер персонажей — Хироюки Окиура , композитор — Кэндзи Каваи . Фильм создан студией Production I.G . В 2004 году был выпущен сиквел « Призрак в доспехах: Невинность ».
Для своего времени фильм стал революционным по части графики. Например, в нём использовался приём замедленного воспроизведения, позже применённый в фильме « Матрица » (создатели братья Вачовски утверждали , что вдохновлялись «Призраком в доспехах» , это подтверждается неоднократным повторением кадров). На мировом рынке аниме является одним из наиболее популярных .
12 июля 2008 года в пяти кинотеатрах Японии прошёл показ ремейка оригинального фильма под именем «Ghost in the Shell 2.0». Звук был перезаписан в формате 6.1, переработан видеоряд, добавлены компьютерная графика и спецэффекты.
Сюжет
Действие фильма происходит в антиутопическом будущем . К 2029 году , благодаря повсеместно распространившимся компьютерным сетям и кибер-технологиям, практически все люди вживили себе разнообразные нейронные имплантаты . Но кибер-технологии принесли и новую опасность для человека: стал возможным так называемый «взлом мозга» и ряд других преступлений, связанный непосредственно с ними.
Девятый отдел, спецотряд полиции, занимающийся борьбой с кибертерроризмом и оснащённый по последнему слову техники, получает приказ расследовать одно из таких преступлений и остановить хакера , скрывающегося под псевдонимом Кукловод. На деле Кукловодом является искусственный интеллект , созданный правительством для выполнения дипломатических задач и провокаций. Его скрывают под псевдонимом «Проект 2501», разрешив достигать цели любыми методами, в том числе взломом призраков людей по всему миру. В процессе работы «Проект 2501» развивается и в нём зарождается собственный призрак. Девятый отдел пытается обезвредить Кукловода, но в их руки попадают только люди-марионетки со взломанными призраками. Деятельность отдела привлекает внимание Кукловода, особенно он интересуется майором Мотоко Кусанаги , видя в ней родственную душу, и пытается выйти на контакт. Воспользовавшись случаем, он переносит своего призрака в андроида , который попадает в Девятый отдел.
Истинная цель Кукловода — эволюция призраков, подчиняющаяся теории Дарвина . Он предлагает майору объединить призраков, чтобы в результате из двух получить одного призрака, являющийся не прямой копией, а совершенно новым объектом, по аналогии с генами живых существ.
Министерство иностранных дел, не заинтересованное в потере диверсанта с искусственным интеллектом и утечке дискредитирующей его информации, проводит спецоперацию с целью уничтожить копию Кукловода. Кукловода пытаются уничтожить снайперами Министерства иностранных дел во время слияния призраков в кибермозгу майора, но задуманное не удаётся. Коллега Кусанаги Бато помещает обновленный кибермозг майора в кибертело маленькой девочки, и они расстаются. «Эта девочка выходит в огромный мир реальности и виртуальной сети, имея новые безграничные возможности…».
Роли озвучивали
Актёр | Роль |
---|---|
Ацуко Танака | Мотоко Кусанаги |
Акио Оцука | Бато |
Иэмаса Каюми | Кукловод |
Коити Ямадэра | Тогуса |
Тамио Оки | Дайсукэ Арамаки |
Ютака Накано | Исикава |
Тэссё Гэнда | начальник 6-го отдела Накамура |
Мицуру Миямото | Мидзухо Дайта |
Кадзухиро Ямадзи | сборщик мусора А |
сборщик мусора Б |
Награды и номинации
- 1996 — номинация на лучший фильм на Международном кинофестивале в Каталонии
- 1996 — приз за лучший сценарий на
- 1997 — специальное упоминание на кинофестивале « Фантаспорту »
- 1997 — специальное упоминание на кинофестивале в Жерармере
Музыка
Ghost in the Shell Original Soundtrack | |
---|---|
яп. 攻殻機動隊 | |
Саундтрек Кэндзи Каваи | |
Дата выпуска | 22 ноября 1995 |
Дата записи | 1995 |
Жанр | музыка к аниме |
Длительность | 45:30 |
Продюсер |
|
Страна | Япония |
Лейблы | RCA Records , BMG Victor Inc. |
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | «M01 Chant I - Making of Cyborg» | 4:31 |
2. | «M02 Ghosthack» | 5:16 |
3. | «EXM Puppetmaster» | 4:23 |
4. | «M04 Virtual Crime» | 2:44 |
5. | «M05 Chant II - Ghost City» | 3:37 |
6. | «M06 Access» | 3:18 |
7. | «M07 Nightstalker» | 1:47 |
8. | «M08 Floating Museum» | 5:07 |
9. | «M09 Ghostdive» | 5:55 |
10. | «M10 Chant III - Reincarnation» | 5:47 |
11. | «See You Everyday» (Bonus track) | 3:26 |
В главной теме Кэндзи Каваи попытался представить и передать в музыке суть описываемого в аниме мира. Во вступительной теме «Создание киборга» он использовал японский язык бунго . Композиция представляет собой болгарский лад , соединённый с традиционными японскими мелодиями; запоминающийся хор — традиционная болгарская свадебная песня, исполнявшаяся, чтобы развеять злые силы . Сочетание эстетики киберпанка с напевами древних японских гимнов не оставило равнодушными многочисленных зрителей . Песню «See You Everyday» на кантонском диалекте исполнила Фанг Ка Винг (Фан Цзяюн) .
Выпуск на видео
За два десятилетия аниме-фильм был хорошо представлен на видеоносителях . В августе 1996 года «Призрак в доспехах» занял первое место в хит-параде американского журнала Billboard . На 1997 год кассовые сборы составили 2 962 716 $ . К 2002 году продажи на VHS , LaserDisc и DVD превысили 1 млн копий .
В 2005 году вышло издание Ghost In The Shell: Special Edition на 2 DVD от Manga Entertainment . Соотношение было традиционным 1.85:1, а отличный звук без дефектов (английский и японский) представлен как Dolby Digital EX 5.1, так и DTS -ES 6.1. Диалоги хорошо слышны и понятны. Внутри упаковки находились открытка и плакат. Новое меню выглядело очень красиво и функционально по сравнению с первыми выпусками. Анаморфирование выдающееся, в некоторых местах изображение выглядит более чётко, чем раньше, хотя это и не является значительным улучшением. Цвета имеют много оттенков и не видятся тусклыми или приглушёнными. Детали заметны в тени. Недостаток заключался в том, что оставались пятна. Все дополнительные материалы представлены на втором диске. Они включали: два фильма о производстве — «Создание „Призрака в доспехах“» и компьютерной графике, интервью с режиссёром на японском языке с английскими субтитрами, биографии Масамунэ Сиро и Мамору Осии, досье персонажей, трейлеры, превью и ссылки издателя .
В Японии «Призрак в доспехах» выпускался на Blu-ray от Bandai Visual , причём несколько раз: в 2007, 2011 и 2017 годах . В 2018 году появилась версия в 4K Ultra HD . Формат — 1.85:1, звук — LPCM 2.0. Занято 101 место в чарте Oricon . Также продавался комплект из двух фильмов (первый плюс «Невинность»), получивший 19 место . В США и Канаде диски издавала Anchor Bay Entertainment в 2014 (к 25-летию манги) и 2016 годах . В Великобритании этим занималась Manga Entertainment , выпуски 2014 и 2017 годов получили рейтинг 15 . Австралийская аттестационная комиссия для издания Madman Entertainment присвоила рейтинг M .
По поводу юбилейного издания 2014 года сайт DVD Talk подчеркнул: передача в оригинальном соотношении сторон 1,85:1 и разрешении 1080p вполне сносна, но есть несколько проблем, чего некоторые фанаты могут не заметить. Изображение широкоэкранное, и на правильно настроенных дисплеях это означает, что кадр со всех сторон окружён чёрными полосами. Но здесь не ремастер, значит видео приемлемое. Уровни чёрного, детализация и контраст в целом хорошие, а цифровые недостатки, как правило, сведены к минимуму. На самом деле это приятное улучшение версии с разрешением 480p . Английский звук DTS-HD Master Audio 5.1 громче и резче, чем более естественный и сбалансированный японский LPCM 2.0. Однако британское и австралийское издания используют в субтитрах сленг , что запутывает и кажется бесполезным при воспроизведении аудио. К диску прилагается буклет с несколькими короткими заметками, включая интервью с Мамору Осии. Других дополнительных материалов нет .
8 сентября 2020 года Lionsgate выпускает диски 4K Ultra HD и Blu-ray, а также цифровую копию фильма в честь 25-летия выхода фильма . Поддерживаются технологии Dolby Vision и Dolby Atmos , что обещает новый стандарт видео и аудио. Дополнительные материалы включают комментарии переводчика Мэри Клейпул, продюсера и сценариста Эрика Кальдерона, актёра озвучивания Ричарда Эпкара (Бато), историка анимации Чарльза Соломона, а также два новых бонуса — «Доступ к 9 отделу: 25 лет в будущее» (19-минутный короткометражный фильм) и «Ландшафты и мечты: искусство и архитектура „Призрака в доспехах“» (11-минутное интервью со Стефаном Рикелесом) . 12 июля 2021 года издание 4K Ultra HD + Blu-ray появляется в Великобритании благодаря Manga Entertainment (Funimation UK) . 17 сентября 2021 года 4К-версия фильма показывается в кинотеатрах IMAX в США, Канаде, Великобритании и Японии . 18 сентября состоялось сценическое приветствие в Toho Cinemas Hibiya, где появились Мамору Осии и звукорежиссёр Кадзухиро Вакабаяси. Осии сказал, что для него счастье вновь увидеть это на большом экране спустя более чем 25 лет .
Фильм занимает 66 Гб на диске и представлен в соотношении 1,78:1 и сверхвысокой чёткости 2160p, с HDR и кодеком H.265 . Трансфер более чёткий, чем предыдущие выпуски Blu-ray, поэтому качество детализации выросло. Цветопередача выглядит ярче и увереннее и не бывает неестественной. В «Призраке в доспехах» много серых, зелёных и синих тонов, поэтому нет картины с более последовательной палитрой, но есть хорошее визуальное улучшение по сравнению с тем, что было. Это не похоже на эталонное качество 4К, учитывая исходный материал и некоторую пластичность. Единственная жалоба заключается в том, что использовалось незначительное шумоподавление , вычистившее зернистость и сделавшее видео «восковым» в нескольких местах. Dolby Atmos звучит превосходно, создавая эффект присутствия с большим количеством деталей. Нет проблем с искажением и шипением, уровни правильно сбалансированы. Хотя такое не может конкурировать с Atmos для нового голливудского блокбастера с большим бюджетом, но звучит очень хорошо. Также присутствуют японский 24-битный микс LPCM 2.0 и аудиокомментарии. Субтитры предлагаются на английском и испанском языках. На UHD нет 27-минутного фильма Ghost In The Shell Production Report и 30-минутного Digital Works , которые доступны на Blu-ray. В итоге издание от Lionsgate получило оценку «настоятельно рекомендуется» .
12 декабря 2021 года « Искусство кино », «Japan Foundation» при ВГБИЛ и «КАРО.АРТ» осуществили показ «Призрака в доспехах» на японском языке с русскими субтитрами в московском кинотеатре « Октябрь » в рамках программы «Киберпанк. Воспоминание о будущем» .
Что касается Ghost in the Shell 2.0 , то это фильм, переделанный в широкоэкранный формат 1,78:1 с компьютерной графикой и заново записанным звуком DTS-HD Master Audio 6.1 и LPCM 2.0 . Выход был в 2008 году, как и The Sky Crawlers , заменила Иэмасу Каюми в роли Кукловода, за звук отвечал Рэнди Том из Skywalker Sound . Некоторые эффекты иногда конфликтуют с традиционной анимацией, что может раздражать поклонников оригинала, но выглядит это фантастически. В картине есть прекрасное чувство глубины и размерности. Цвета стали сильнее во всех отношениях, в то время как уровни чёрного приятны и насыщены. Для современной версии саундтрек был приглушён. В целом передача несколько противоречивого исходного материала была достойной. Чистый и мощный звук 6.1 стал отличной работой, объёмность подтверждают начальная сцена, в которой Мотоко падает за окно огромного небоскреба и открывает огонь, погоня за автомобилем и перестрелка, а также бой с танком в конце. Уровни очень хорошо сбалансированы, диалоги легко понять, и нет проблем с шипением или искажениями. Дополнительные материалы включали 25-минутный фильм о создании оригинальной версии на основе манги, интервью с режиссёром и другими сотрудниками, биографии Масамунэ Сиро и Мамору Осии, профили персонажей и трейлер .
Показы на телевидении
В 2007 году «Призрак в доспехах» транслировался на Первом канале , наряду с « Акирой », « Манускриптом ниндзя » и « Ходячим замком » . Перед этим, 14 декабря, началась вечерняя передача Александра Гордона « Закрытый показ », продолжение которой перенесли на 15 декабря . Впервые в цикле было представлено не отечественное игровое кино, а полнометражный фантастический аниме-фильм . Вместо съёмочной группы присутствовали Валерий Корнеев («АнимеГид»), Дмитрий Федоткин ( MC Entertainment ), Борис Иванов , Василий Перфильев («Япония сегодня») и Хихус ; «за» — Виктория Толстоганова , Наталья Вашко ( 2x2 ), Роман Волобуев , Александр Асмолов , Константин Бронзит ; «против» — Михаил Веллер , Елизавета Скворцова , Виктор Славкин , Александр Ципко . Гордон заметил: фильм ему понравился, что на программе бывает крайне редко .
Влияние и критика
Metacritic дал 76 баллов из 100 на основании 14 рецензий . На Rotten Tomatoes рейтинг составляет 95 % c учётом 61 критического обзора . 5 место в списке 100 лучших аниме фильмов согласно журналу Paste . 28 место в числе 50 ключевых аниме-фильмов по мнению обозревателей Британского института кино . Slant Magazine присудил 37 место в списке 100 лучших научно-фантастических фильмов всех времён . 83 место среди 100 лучших анимационных фильмов по версии журнала Time Out .
Джонатан Клементс и Хелен Маккарти в энциклопедии указали, что «Призрак в доспехах» является одним из лучших аниме в жанре киберпанк и обосновано претендует на такое звание. Это превосходный боевик, в отличие от многих других фильмов, которые на самом деле ничего подобного не достигли, он был действительно сделан для больших экранов, чего показывают и бюджет, и преданность делу. Идеальная экранизация для своеобразного режиссёра Осии, позволившая ему переиграть « Полицию будущего ». Сценарист Ито искусно упростил оригинальную мангу, перейдя от напряжённого философствования к извращённому роману между Мотоко и Кукловодом. Музыка Кэндзи Каваи — призрачная церемония для двоих на тайном японском языке. Несмотря на довольно смутную репутацию в Японии, где фильм известен в основном среди поклонников научной фантастики, «Призрак в доспехах» пользуется неизменным зарубежным успехом как флагман для аниме после « Акиры » .
Елена Катасонова обратила внимание на то, что хотя режиссёр-философ Мамору Осии достаточно далеко отошёл от манги с её тонким юмором и сложным сюжетом, лента породила немало подражаний, в первую очередь в области визуальных решений. Возможно, именно поэтому аниме «Призрак в доспехах» стало одним из культовых в 1990-е годы, хотя большого коммерческого успеха в прокате не имело. Но ввиду небывалой популярности на домашнем видео фильм позже получил продолжение . Борис Иванов также осветил этот аспект: в отличие от манги — футуристической антиутопии с характерным чёрным юмором, Осии, получив значительную финансовую поддержку с Запада, решил снять фильм, ориентированный на зарубежную аудиторию — гораздо более серьёзный и запутанный, демонстрирующий всё то, на что в техническом смысле способны японские аниматоры при адекватном финансировании. Сюжет потерял большую часть юмора оригинала, став мрачным, готическим, философским произведением в жанре киберпанк. Проявив тщательность и скрупулёзность, авторы в точности воссоздали в рисованной графике детали, ранее возможные только в кино. Фильм был очень благосклонно принят западной аудиторией, но не стал особенно популярен в Японии — здешняя аудитория не привыкла обращать большое внимание на тщательность проработки анимации, а фанатов манги сильно задело то, как «варварски» режиссёр обошёлся с духом оригинала. Особую известность получила музыка популярного аниме-композитора Кэндзи Каваи, созданная на основе древних японских хоралов и органично передающая трагедию общества будущего .
Анимационный фильм оказал влияние на трилогию «Матрица» , а также на сериал Джеймса Кэмерона « Тёмный ангел » . Кэмерон сказал так: «Потрясающая работа спекулятивной фантастики ». Согласно рецензии кинокритика Робби Коллина в The Daily Telegraph , спустя два десятилетия эти слова можно назвать пророческими. Одна из величайших анимационных сцен, когда-либо созданных — Кусанаги бродит по безымянному городу, в то время как окружающие её люди беззвучно перемещаются, загипнотизированные рекламой, подавленные дождём. Саундтрек выглядит как религиозный обряд. Такая глубокая и меланхоличная красота не менее существенна в XXI веке, как это было и раньше . В 2022 году Киану Ривз вспоминал, что во время работы над «Матрицей» Вачовски сказали ему посмотреть « Акиру » и «Призрак в доспехах», хотя актёр не разбирается в современном аниме .
Ливия Монне из Монреальского университета высказывала мнение, что аниме в плане визуального оформления и повествования напоминает « Бегущего по лезвию » . Об этом также написал обозреватель The Washington Post Ричард Харрингтон, подчеркнув, что виртуозный «Призрак в доспехах» — триллер с кибер-технологиями, который намного опережает такие фильмы как « Джонни-мнемоник ». Мамору Осии и его команда создали уникальный мир. Технически он поражает сочетанием ручной и компьютерной анимации, оригинальным сюжетом и настроением благодаря Кэндзи Каваи .
Елена Самойлова отмечает неточность перевода «Призрак в доспехах», предлагая заменить слово «призрак» на « дух », видя при этом в «доспехах» отражение тела человека как его физической, кибернетической стороны . Ксения Аташева в статье журнала « Мир фантастики » раскрыла детали: на японском языке и аниме, и манга называются Kokaku Kidotai , что примерно переводится как «Мобильная группа бронированной полиции». Американские издатели посчитали это недостаточно глубокомысленным и киберпанковским, взяв Ghost in the Shell , такое логичнее перевести на русский как «Дух в оболочке». Однако в России закрепилось поэтичное, хотя и бессмысленное название «Призрак в доспехах» .
Роджер Эберт в своём обзоре 1996 года поставил фильму 3 из 4 звёзд, назвав «Призрак в доспехах» слишком сложным и мрачным для широкой аудитории. Эберту понравились идеи фильма, визуальные эффекты и запоминающийся саундтрек. В оформлении фильма Эберт отмечает стилистику нуара . Критик рассматривает тенденцию аниме показывать сильных женщин в центре сюжета. При этом он цитирует ревью Film Quarterly о том, что быть наёмным работником в современной Японии настолько утомительно и бесчеловечно, что многие мужчины (составляющие большую часть аудитории аниме) проецируют на героинь свободу и власть и сопоставляют себя с ними .
Питер Брэдшоу в обзоре The Guardian дал 4 звезды из 5. С его точки зрения, этот головокружительный фильм объединяет триллер с насилием, отчуждением, техно порно и научной фантастикой. Спустя 25 лет аниме выглядит так же поразительно и таинственно, как и всегда. Это напоминает о том, какой редкостью по-прежнему остаётся анимация, предназначенная исключительно для взрослых. Кадр за кадром, «Призрак в доспехах» несёт тематику игрового боевика, хотя он и появился позднее, чем « Вспомнить всё », его визуальная смелость часто захватывает дух .
Сайт THEM Anime аналогично оценил на 4 звезды из 5, однако написал: репутация «Призрака в доспехах», как и «Акиры», немного преувеличена. Manga Entertainment разрекламировала его до такой степени, что казалось, будто это единственная вещь, которую компания продавала в США. Аниме, без сомнения, воспринимается многими людьми как классика. Сюжет довольно удачно сочетает правительственный заговор и философию, но не в стиле « Полиция будущего: Восстание », и ему не хватает глубины. «Неожиданный поворот» в конце не удивляет. Все персонажи в порядке, хотя Кусанаги иногда попадает в клише жёсткой неэмоциональной героини, но Бато замечательно справляется со своей незначительной ролью. Анимация гладкая и ровная, а искусство мрачное и резкое. Особенно выигрывают городские пейзажи и освещение, а также компьютерная графика. Саундтрек причудливый и запоминающийся. В общем, это хороший фильм, о котором поклонники долго говорят после просмотра .
Примечания
- . Дата обращения: 12 апреля 2020. 12 апреля 2020 года.
- Кирилл Размыслович. . « Мир фантастики » (2 апреля 2016). Дата обращения: 13 апреля 2020. 29 апреля 2020 года.
- Катасонова Е. Л. Мангамания Восточная коллекция : журнал. — 2007. — № 2 . — С. 70—81 . //
- ↑ Choo, Kukhee. (англ.) // Post Script : журнал. — 2009. — Vol. 28, no. 2 . 23 августа 2018 года.
- Борис Невский. . « Мир фантастики » (1 мая 2019). Дата обращения: 13 апреля 2020. 1 апреля 2020 года.
- . Дата обращения: 12 апреля 2020. 12 апреля 2020 года.
- Penicka-Smith, Sarah: «Cyborg Songs for an Existential Crisis.» In: Anime and Philosophy. Wide Eyed Wonder. Hrsg. v. Josef Steiff und Tristan D. Tamplin. (Popular Culture and Philosophy, 47.) Chicago: Open Court, 2010, S. 261—274.
- Катасонова Е. Л. Япония : ежегодник. — 2010. — С. 231 . 20 октября 2019 года. //
- . Дата обращения: 12 апреля 2020. 19 февраля 2021 года.
- (англ.) . Manga Entertainment. Дата обращения: 10 мая 2022.
- . Дата обращения: 29 апреля 2020. 1 ноября 2013 года.
- . Дата обращения: 16 апреля 2020. 8 декабря 2021 года.
- . Дата обращения: 16 апреля 2020. 12 апреля 2020 года.
- . Дата обращения: 16 октября 2019. 16 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 16 октября 2019. 16 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 16 октября 2019. 16 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 16 октября 2019. 16 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 12 апреля 2020. 12 апреля 2020 года.
- . Дата обращения: 30 июля 2020. 3 августа 2020 года.
- . Дата обращения: 30 июля 2020. 31 июля 2020 года.
- . Дата обращения: 1 июня 2021. 2 июня 2021 года.
- . Дата обращения: 28 августа 2021. 28 августа 2021 года.
- . Дата обращения: 19 сентября 2021. 19 сентября 2021 года.
- . Дата обращения: 12 января 2022. 14 июня 2021 года.
- . Дата обращения: 10 ноября 2021. 10 ноября 2021 года.
- . Дата обращения: 10 ноября 2021. 10 ноября 2021 года.
- . Дата обращения: 10 ноября 2021. 10 ноября 2021 года.
- . Дата обращения: 17 апреля 2020. 21 августа 2018 года.
- . Дата обращения: 12 апреля 2020. 12 апреля 2020 года.
- . Первый канал . Дата обращения: 19 сентября 2021. Архивировано 27 октября 2020 года.
- . Дата обращения: 28 августа 2021. 28 августа 2021 года.
- . Дата обращения: 16 октября 2019. 5 октября 2020 года.
- . Дата обращения: 11 апреля 2020. 7 декабря 2019 года.
- Toussaint Egan, Jason DeMarco (2019-08-10). . Paste (англ.) . из оригинала 2 января 2021 . Дата обращения: 5 июля 2020 .
- (англ.) . BFI (12 августа 2020). Дата обращения: 27 января 2023. 27 января 2023 года.
- Slant Staff. (англ.) . Slant Magazine (9 августа 2019). Дата обращения: 4 июня 2021. 4 июня 2021 года.
- Joshua Rothkopf, Dave Calhoun, Time Out contributors. (англ.) . Time Out (22 июня 2015). Дата обращения: 18 мая 2021.
- , p. 228, 230.
- , с. 107, 119.
- .
- Robbie Collin (2014-09-26). . The Daily Telegraph (англ.) . из оригинала 19 февраля 2020 . Дата обращения: 12 апреля 2020 .
- Christian Zilko. (англ.) . IndieWire (24 июля 2022). Дата обращения: 26 июля 2022.
- . Дата обращения: 23 августа 2018. 23 августа 2018 года.
- Richard Harrington (1996-03-29). . The Washington Post (англ.) . из оригинала 12 апреля 2020 . Дата обращения: 11 апреля 2020 .
- Самойлова Е. О. № 3 . — С. 161—163 . 27 сентября 2020 года. // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства : сетевой журнал. — 2012. —
- Ксения Аташева. . « Мир фантастики » (27 марта 2017). Дата обращения: 13 апреля 2020. 28 апреля 2020 года.
- Roger Ebert (1996-04-12). . RogerEbert.com (англ.) . из оригинала 4 апреля 2020 . Дата обращения: 11 апреля 2020 .
- Peter Bradshaw (2014-09-25). . The Guardian (англ.) . из оригинала 20 апреля 2020 . Дата обращения: 12 апреля 2020 .
- Raphael See. (англ.) . T.H.E.M. Anime . Дата обращения: 13 апреля 2020. 12 августа 2020 года.
Литература
- Brenner, Robin E. Understanding Manga and Anime. — Greenwood Publishing Group, 2007. — 356 p. — ISBN 978-0-31-309448-4 .
- Clements J. , McCarthy H. The Anime Encyclopedia: A Guide to Japanese Animation Since 1917 (англ.) . — Revised and Expanded Edition. — Berkeley, CA: , 2006. — P. 228, 230. — ISBN 978-1933330105 .
- Иванов Б. А. . — 2-е изд. — М. : Фонд развития кинематографии; РОФ «Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры», 2002. — 336 с. — ISBN 5-901631-01-3 .
- Катасонова, Е. Л. Японцы в реальном и виртуальном мирах : Очерки современной японской массовой культуры / Е. Л. Катасонова. — М. : Восточная литература РАН, 2012. — 357 с. — ISBN 978-5-02-036522-3 .
Ссылки
- (англ.)
- (англ.) в энциклопедии сайта Anime News Network
- (англ.) в базе данных AniDB
- Саундтрек
- (англ.) на сайте MusicBrainz
- (англ.) на сайте MusicBrainz
- 2021-04-04
- 1