Экспериментáльный поп
(
англ.
Experimental pop
) —
поп-музыка
, которая не может быть классифицирована в рамках традиционных музыкальных границ
, или которая пытается продвинуть элементы уже существующих популярных форм в новые области
. Он может включать в себя экспериментальные методы из
конкретной
,
алеаторической
или
музыки в поп-контекстах
. Часто композиционный процесс включает в себя использование электронных производственных эффектов для манипулирования звуками и аранжировками
, а также композитор может привлечь внимание слушателя именно
тембром
и
тональностью
, хотя и не всегда одновременно
.
Экспериментальная поп-музыка развивалась одновременно с
экспериментальным джазом
как новый вид
авангардного искусства
, и многие молодые музыканты приняли практику создания студийных записей на периферии
популярной музыки
. В начале 1960-х годов продюсеры, авторы песен и инженеры свободно экспериментировали с
музыкальной формой
,
оркестровкой
,
неестественной реверберацией
и другими звуковыми эффектами, а к концу 1960-х годов высокоэкспериментальная поп-музыка, или звуки, расширяющие представление о типичной поп-песне, была положительно воспринята молодой аудиторией. На протяжении последующих десятилетий некоторые «распространители» стиля разделяли литературно-экспериментальную традицию, которая уравновешивала экспериментирование с
популистской
сплочённостью.
Содержание
Характеристики жанра
Автор Билл Мартин утверждает, что хоть и термин «экспериментальный поп» может звучать «как бы
оксюморонно
», но всё же можно выделить три критерия для характеристики такой музыки:
Она происходит из существующих популярных форм;
С ней экспериментируют, используя эти же популярные формы или растягивают их;
Ею пытаются привлечь аудиторию в этих формах к новым разработкам, в духе авангарда
.
Некоторые тенденции среди музыкантов включают в себе использование экспериментальных методов, таких как
конкретная
,
алеаторическая
или
в поп-контексте
. Часто композиционный процесс включает в себя использование электронных производственных эффектов для манипулирования звуками и аранжировками
. По словам музыковеда Ли Лэнди, экспериментальные поп-установки сочетают в себе работу на основе звука и работу на основе нот, хоть и не всегда одновременно
. Композитор Нико Мухли описал мир экспериментальной поп-музыки как «празднество звуковых сопоставлений»
.
История
Истоки (1950-е — 1960-е г.г.)
Музыкальный историк Билл Мартин пишет, что экспериментальный поп развивался примерно в то же время, что и
экспериментальный джаз
, и что он возник как «новый вид авангарда», ставший возможным благодаря историческим и материальным обстоятельствам своего времени
. В поп-и рок-музыке начала 1960-х годов продюсеры, авторы песен и инженеры свободно экспериментировали с
музыкальной формой
,
оркестровкой
,
неестественной реверберацией
и другими звуковыми эффектами. Некоторые из наиболее известных примеров — это «
стена звука
»
Фила Спектора
и использование
самодельных электронных звуковых эффектов для таких групп, как
. По словам писателя Марка Брэнда, альбом Мика
(1960 г.) на несколько лет опередил уже хорошо известный экспериментальный поп
, тогда как музыковед Ли Лэнди называет американского композитора
Фрэнка Заппу
одним из первых экспериментальных поп-музыкантов
.
Музыкант
пишет, что многие молодые музыканты «вышли из тени
[Джона] Кейджа
, перейдя к другой крайности и приняв практику создания студийных записей произведений на периферии популярной музыки»
. Далее Граббс объясняет, что одними из самых выдающихся авангардных музыкантов, сформировавших рок-группы в середине 1960-х годов, были валлиец
Джон Кейл
(позже участник группы
The Velvet Underground
) и американец
(позже участник группы
), которые оба продолжали создавать альбомы экспериментальной поп-музыки
. Тем не менее, «пропасть» между экспериментальными композиторами и «внешними» поп-музыкантами всё ещё существовала бы, отчасти из-за роли студии звукозаписи. По этому поводу в 1966 году музыкант Роберт Эшли сказал следующее:
Мы не можем быть популярными музыкантами там, где происходят довольно интересные вещи. […] Единственное, что мне нравится в популярной музыке, — это то, что её записывают. Они записывают его, записывают его, записывают его, записывают его! Проницательный продюсер «вырезает волшебство» из разных лент (смеётся
прим. автора
), ставит их в определённом порядке и получает целый кусок. И это прекрасно, потому что это и вправду звуковая магия. […] Мы должны были изобрести «социальные ситуации», чтобы позволить этому волшебству произойти
.
Музыкальный историк Лоренцо Канделария охарактеризовал американскую рок-группу
The Beach Boys
как «одну из самых экспериментальных и новаторских групп 1960-х годов»
. Сооснователь и фронтмен группы The Beach Boys Брайан Уилсон писал и продюсировал все песни для группы, в большинстве которые варьировались от «массивных» хитов до малоизвестных экспериментальных поп-композиций
Их сингл 1966 года «
Good Vibrations
», также спродюсированный и написанный в соавторстве с Уилсоном, возглавил рекордные чарты на международном уровне, впоследствии распространив волну поп-экспериментов с её стремительными изменениями в риффах, эффектами эхо-камер и сложными гармониями
.
По мнению живописца
, воплощение
Pink Floyd
под руководством
Сида Барретта
стало примером экспериментальной поп-музыки
. Группа добилась своего первоначального успеха, играя в
клубе «UFO»
в Лондоне, целью которого было предоставить выход экспериментальным поп-группам в свет
. По данным
New York Times
, Барретт и его последующие сольные альбомы «стали пробным камнем для экспериментальных поп-музыкантов»
. К концу 1960-х годов высокоэкспериментальная поп-музыка, или звуки, которые расширили представление о типичной поп-песне, была положительно воспринята молодёжной аудиторией, которую культурный эссеист Джеральд Лин рано приписывает таким группам, как
Cream
,
Traffic
,
Blood, Sweat & Tears
и «конечно»,
the Beatles
. Барабанщик
Джон Денсмор
считал, что
The Doors
были «на переднем крае» экспериментальной поп-музыки, пока он не послушал альбом The Beatles
Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band
(1967 г.), который он описал как «кажущийся сделавший всё это»
. Мартин также написал, что, наряду с
Their Satanic Majesties Request
группы
The Rolling Stones
(1967 г.),
Sgt. Pepper…
группы the Beatles «открыл пространство» для экспериментальной поп-музыки, которое позже будет заполнено
Джимми Хендриксом
,
Jethro Tull
и альбомом
The Who
—
Tommy
1968 года
. До
Sgt. Pepper…
Гэри Ашер и Курт Бетчер были композиторами и продюсерами из Лос-Анджелеса, которые интересовались
классической музыкой
и авангардом. Позже упомянутые как установившие фундамент в жанр
, они работали вместе над созданием своего дебютного студийного альбома
(1968 г.), в рамках проекта
—
студийной группе
, которую Ноэль Мюррей из
назвал «экспериментальной поп-группой»
.
В главе «Фри-джаз и экспериментальный джаз» из журнала
Music USA: The Rough Guide
, термин «фри-джаз» восходит к экспериментам нескольких музыкантов из Лос-Анджелеса в конце 1950-х годов. Экспериментальный джаз продолжал становиться всё более «эксцентричным» в течение следующего десятилетия
.
В 2014 году Мик был признан величайшим продюсером всех времён по версии журнала
NME
, уточняя следующее: «Мик был полным первопроходцем, который пытался продвинуть бесконечно новые идеи в поисках идеального звука. [...] Наследие его бесконечных экспериментов написано на большинстве ваших любимых музыкальных произведений сегодня»
. Его репутация за эксперименты в записи музыки была признана Гильдией музыкальных продюсеров, которая в 2009 году получила «премию Джо Мика за инновации в производстве» как «дань уважения новаторскому духу замечательного продюсера». Первым музыкантом, который вступил в данную должность, был
Брайан Ино
.
Журнал
New York
назвал альбомы
Pet Sounds
(1966) и
Smiley Smile
(1967) «экспериментальным поп-периодом» группы
, в то время как Шон О'Хаган из
назвал Уилсона «самым экспериментальным поп-пионером нашего времени» […] Точно так же, как и джазовый исполнитель
Sun Ra
использовал такие же идеи в 60-х годах, эти ребята [Уилсон и соавтор Ван Дайк Паркс] на самом деле «играли» с поп-экспериментальной музыкой»
.
NME
поставили Уилсона на восьмое место в списке «50 величайших продюсеров всех времён», назвав его постановки середины 1960-х годов «новаторскими» и недооцениваемыми
.
Джон Буш из
AllMusic
сравнил «фрагментированный» стиль песни с методами вырезания и вставки экспериментатора Уильяма С. Берроуза, постоянно переключаясь между частично связанными разделами и бросая вызов традиционным стандартам куплет-припев-куплет
.
Их сингл 1967 года «
» достиг только 70-го места в национальных чартах, хотя критик Ричи Унтербергер считает его «одной из величайших экспериментальных поп-психоделических жемчужин эпохи [...], звучащей очень похоже на классику ранних Beach Boys из эпохи «Good Vibrations»/
Smile
»
.
Примечания
↑
, p. 100.
↑
, p. 200.
↑
, pp. 4–5.
↑
, p. 199.
↑
, p. 14.
Muhly, Nico
(неопр.)
.
The Guardian
. Дата обращения: 25 августа 2016.
6 октября 2016 года.