Interested Article - Спектральная музыка

Спектра́льная му́зыка , спектрализм ( фр. Musique spectrale ) — вид современной музыки, характерной особенностью которого является техника музыкальной композиции, опирающаяся на анализ звукового спектра создаваемого произведения. Выполняя подобный анализ на компьютере , композитор может использовать программное обеспечение, использующее дискретное преобразование Фурье , быстрое преобразование Фурье и спектрограммы . Спектральная композиция рождается из манипуляций с различными параметрами, полученными в результате такого анализа.

Спектральный подход к музыкальной композиции зародился во Франции в начале 1970-х годов и позднее структурно оформился в недрах парижского IRCAM силами таких композиторов, как Жерар Гризе и Тристан Мюрай . Мюрай считал, что спектральная музыка скорее принадлежит особой эстетической сфере, нежели является неким стилем, представляя собой не столько особый набор каких-то техник, сколько эстетическую установку, отмеченную Джошуа Файнбергом: «в конечном счёте, музыка есть звук, разворачивающийся во времени» («music is ultimately sound evolving in time») . Джулиан Андерсон отмечает, что среди крупных композиторов, считающихся спектралистами, распространено убеждение в неадекватности самого термина «спектральный» как неверного, вводящего в заблуждение и даже оскорбительного . На стамбульской конференции 2003 года, посвящённой спектральной музыке, термин был уточнён: теперь он охватывает любую музыку, чья структура или язык основываются в первую очередь на тембре .

Исторический очерк

Некоторые исследователи [ кто? ] отсчитывают историю спектральной музыки ещё с XIX века, с работы Германа Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки», в которой он разрабатывал математическую теорию для объяснения оттенков звука с помощью обертонов . Затем, уже в 1907 году, Феруччо Бузони опубликовал небольшой трактат «Эскиз новой эстетики музыкального искусства», помимо прочего относящийся к микрохроматической музыке . Относящаяся к той же тематике работа Генри Коуэлла «Новые музыкальные ресурсы», опубликованная в 1930 году, выявила отношение между акустикой, восприятием и композицией .

Среди композиторов-предшественников спектральной композиции можно выделить Клода Дебюсси , Эдгара Вареза , Джачинто Шельси , Оливье Мессиана , Дьёрдя Лигети , Яниса Ксенакиса , Александра Скрябина и Карлхайнца Штокхаузена . Кроме них, теоретически спектральную музыку осмысляли также Гарри Парч , Генри Коуэлл и Пауль Хиндемит .

Спектрализм и гиперспектрализм

Спектральная музыка как особое течение зародилась в 1970-е годы во Франции (в кругу композиторов, принадлежавших к Groupe de l’Itinéraire и вдохновлявшихся работами Мориса Равеля и Оливье Мессиана), в Германии (среди членов кёльнского ансамбля Feedback ) и Румынии (среди композиторов, примыкавших к Hyperion Ensemble ). Она рассматривается как реакция на сериализм и пост-сериализм, заявив о себе как об авангардном течении со своими собственными, уникальными композиторскими техниками. Помимо Мюрая и Гризе, к представителям спектрализма относят французских композиторов М.-А. Дальбави , Ю. Дюфура , М. Левинаса и некоторых других. Влияние спектрализма испытали композиторы К. Саариахо , М. Линдберг , П. Этвёш , П. Нёргор («Voyage into the Golden Screen») .

В дальнейшем движение спектральной музыки вылилось в гиперспектрализм , к которому относят музыку композиторов (румынских по происхождению) Я. Думитреску и А.-М. Аврам .

Характеристика стиля и техники

Гармония и оркестровка спектралистов основывается на использовании гармоник натурального звукоряда и сложных созвучиях, таких как органные аккорды, колокольные тоны и пение птиц. Техники композиции спектралистов носят специфические названия — инструментальный синтез, микросинтез, макросинтез.

Прочие композиторы

  • Филипп Юрель
  • Филипп Леру
  • Кларенс Барлоу
  • Клод Вивье
  • Рольф Гельхаар
  • Йозеф Фрич
  • Месиас Майгуашка

См. также

Примечания

  1. Fineberg 2000a, 2.
  2. Anderson 2000, 7.
  3. Reigle 2008.
  4. Helmholtz H. Die Lehre von den Tonempfindungen…— Braunschweig, 1863; Hildesheim, 1968 (рус. пер. — Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки.— СПБ, 1875)
  5. Busoni F. Entwurf einer neuen Ästhetik der Tonkunst, 1907 (русский перевод опубликован в 1912 г.)
  6. Cowell H., Nicholls D. New Musical Resources, 1930.
  7. Anderson 2000, 14.
  8. Halbreich 1992, p.50
  9. Teodorescu-Ciocanea 2004, p. 144

Литература

  • Anderson J. A Provisional History of Spectral Music // Contemporary Music Review , 2000, 19, no. 2 (Spectral Music: History and Techniques): 7-22.
  • Anderson J. Spectral Music // The New Grove Dictionary of Music and Musicians.— 2-nd edition, 2001. / edited by and .— London: Macmillan Publishers.
  • Logics of Worlds: The Sequel to Being and Event / translated by Alberto Toscano .— London, New York: Continuum, 2009. ISBN 978-0-8264-9470-2
  • Busoni F. Entwurf einer neuen Ästhetik der Tonkunst / Busoni F., de Gobineau A., Hoffmann E. T. A. Der mächtige Zauberer & Die Brautwahl: zwei Theaterdichtungen fur Musik; Entwurf einer neuen Aesthetik der Tonkunst.— Triest: C. Schmidt. 1907.
    • English edition — Sketch of a New Esthetic of Music / translated from the German by Th. Baker.— New York: G. Schirmer, 1911.
  • Cohen-Lévinas D. .— Paris: Eska, 1996. ISBN 2-86911-510-5
  • Cornicello A. (недоступная ссылка) // Ph.D. Dissertation, Brandeis University, 2000.
  • Cowell H. New Musical Resources.— New York & London: A. A. Knopf, 1930.
  • Dufourt H. Musique spectrale: pour une pratique des formes de l'énergie // Bicéphale , 1981. no.3:85-89.
  • Dufourt H. Musique, pouvoir, écriture // Collection Musique/Passé/Présent.— Paris: Christian Bourgois, 1991. ISBN 2-267-01023-2
  • Fineberg J. Spectral Music // Contemporary Music Review. 2000. Vol. 19. Issue 2. P. 1-5. URL: https://www.tandfonline.com/doi/pdf/10.1080/07494460000640221?needAccess=true
  • Fineberg J. (ed.) 2000b. Spectral Music: Aesthetics and Music.— Amsterdam: Overseas Publishers Association, 2000. ISBN 90-5755-132-2 . Constituting Contemporary Music Review 19, no. 3.
  • Fineberg J. Classical Music, Why Bother?: Hearing the World of Contemporary Culture Through a Composer’s Ears.— Routledge, 2006. ISBN 0-415-97174-8 , ISBN 978-0-415-97174-4 .
  • Grisey G. Tempus ex machina: A Composer’s Reflections on Musical Time // Contemporary Music Review, 1987. 2, no. 1:238-75.
  • Halbreich, Harry. 1992 Roumanie, terre du neuvième ciel . Bucharest: Axis Mundi.
  • . 2001. «Spectralism». Contemporary Music Review 19, no. 3:11-14.
  • Helmholtz H. Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage für die Theorie der Musik.— Braunschweig: Friedrich Vieweg und Sohn, 1863.— Second edition 1865; third edition 1870; fourth revised edition 1877; fifth edition 1896; sixth edition, edited by Richard Wachsmuth, Braunschweig: A. Vieweg & Sohn, 1913 (Facsimile reprints, Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1968; Frankfurt am Main: Minerva, 1981; Hildesheim & New York: G. Olms, 1983, 2000 ISBN 3-487-01974-4 ; Hildesheim: Olms-Weidmann, 2003 ISBN 3-487-11751-7 ; Saarbrücken: Müller, 2007 ISBN 3-8364-0606-3 ).
    • Translated from the third edition by Alexander John Ellis, as On the Sensations of Tone as a Physiological Basis for the Theory of Music . London: Longmans, Green and Co., 1875; second English edition, revised and corrected, conformable to the 4th German edition of 1877 (London and New York: Longmans, Green, and Co., 1885); third English edition 1895; fourth English edition 1912; reprint of the 1912 edition, with a new introduction by Henry Margenau, New York: Dover Books, 1954 ISBN 0-486-60753-4 ; reprint of the 1912 edition, Whitefish, Montana: Kellinger Publishing, 2005, ISBN 1-4191-7893-8
  • Humbertclaude E. La Transcription dans Boulez et Murail: de l’oreille à l’éveil.— Paris: Harmattan? 1999. ISBN 273848042X .
  • Joos M. 'La cloche et la vague': Introduction à la musique spectrale—Tristan Murail et Jonathan Harvey // Musica falsa: Musique, art, philosophie , 2002. no. 16 (Fall): 30-31.
  • Le tournant des années 70: de la perception induite par la structure aux processus déduits de la perception // Le temps de l'écoute: Gérard Grisey ou la beauté des ombres sonores, edited by Danièle Cohen-Levinas, 103-33.— Paris: L’Harmattan/L’itinéraire, 2004. Contains many typographical errors;
  • Moscovich V. French Spectral Music: An Introduction // Tempo new series, 1997. no. 200 (April): 21-27.
  • Reigle R. Spectral Musics Old and New // Spectral World Musics: Proceedings of the Istanbul Spectral Music Conference, edited by Robert Reigle and Paul Whitehead.— Istanbul: Pan Yayincilik, 2008. ISBN 9944396273 .
  • Rose F. Introduction to the Pitch Organization of French Spectral Music // Perspectives of New Music , 1996. 34, no. 2 (Summer): 6-39.
  • Surianu H. Romanian Spectral Music or Another Expression Freed // Contemporary Music Review, 2001. 19, no. 3:23-32, translated by Joshua Fineberg.
  • Sykes C. Spiritual Spectralism: The Music of Jonathan Harvey // Musicworks: Explorations in Sound, 2003. no. 87 (Fall): 30-37.
  • Teodorescu-Ciocanea L. Timbrul Muzical, Strategii de compoziţie.— Bucharest: Editura Muzicală, 2004. ISBN 9734203444 .
  • Литвинова О. А. Основы спектрального метода Тристана Мюрая // Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времен: Сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции 21-22 марта 2016 года / Гл. ред. — Л. В. Саввина, ред.-сост. — В. О. Петров. — Астрахань: Издательство ГАОУ АО ДПО "Институт развития образования, 2016. С. 78-80.
  • Литвинова О. А. Эстетические взгляды Мюрая: к теории спектрального метода // Научная дискуссия современной молодежи: Сб. статей по материалам Международной конференции 28 октября 2016 года. — Пенза: Наука и просвещение, 2016. С. 343—346.
  • Литвинова О. А. О феномене спектральной музыки // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: Сб. статей по материалам XII Международной научно-практической конференции 12 февраля 2016 года. — Тамбов: ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2016. С. 444—451.
  • Литвинова О. А. К определению понятия «спектральная музыка» // Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времен: Сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции 29 марта 2017 года / Гл. ред. — Л. В. Саввина, ред.-сост. — В. О. Петров. — Астрахань: Изд-во ООО ПКФ «Триада», 2017. С. 76-79.

Ссылки

  • Михайлова A.
  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Спектральная музыка