Лозён, Антонен Номпар де Комон
- 1 year ago
- 0
- 0
Антоне́н Арто́ ( фр. Antonin Artaud , 4 сентября 1896 , Марсель — 4 марта 1948 , Париж ) — французский писатель , поэт , драматург , актёр театра и кино, художник, киносценарист, режиссёр и теоретик театра, новатор театрального языка, посвятивший жизнь и творчество вопросу о новом обосновании искусства, его места в мире и права на существование. Арто разработал собственную театральную концепцию, называемую «театр жестокости» («крюотический театр»).
В 1920-х — первой половине 1930-х сыграл ряд ролей в кино у таких режиссёров, как Абель Ганс , Фриц Ланг , Георг Вильгельм Пабст , Карл Теодор Дрейер , Марсель Л'Эрбье , Жермен Дюлак , Клод Отан-Лара , Морис Турнёр и др.
Антуан Мари Жозеф Арто родился в Марселе , Франция . Антонен — уменьшительная форма имени Антуан. Родители Антуана были выходцами из Смирны (нынешний Измир ), и его греческое происхождение оказало значительное влияние на личность будущего артиста . В возрасте четырёх лет Арто переболел, предположительно, менингитом , следствием чего стало психическое заболевание, от которого он страдал на протяжении всей жизни. Он также страдал от невралгии , заикания и тяжёлых приступов депрессии .
Первые литературные опыты Антонена Арто относятся к ранней юности, однако бо́льшая часть этих произведений была им уничтожена во время приступа депрессии в 1914 году. Последующие несколько лет Арто проводит в различных клиниках, где лечится от душевной болезни. Летом 1916 года его призывают в армию, но вскоре комиссуют по состоянию здоровья. Якобы он был отстранён от военной службы из-за приступов лунатизма .
Проходя лечение в Швейцарии , Арто пристрастился к творчеству Артюра Рембо , Шарля Бодлера и Эдгара Аллана По . В мае 1919 года по назначению врача Арто начинает принимать опиум и быстро приобрёл зависимость, от которой не смог избавиться до самой смерти. К началу 1920 года состояние Арто улучшилось, и в марте он отправился в Париж , где планировал заняться литературой.
В марте 1920 года Арто переехал в Париж, чтобы продолжить карьеру писателя, но вместо этого обнаружил у себя театральный талант и начал принимать участие в авангардных постановках . Во время обучения и выступлений у таких режиссёров, как Шарль Дюллен и Жорж Питоев , он продолжал писать поэзию и эссе. В возрасте 27 лет Арто отправил некоторые свои стихотворения в журнал La Nouvelle Revue française . Они были отклонены, но редактор, , заинтересовавшись творчеством молодого поэта, написал в ответ просьбу о разъяснении некоторых образов в лирике поэта. Завязавшаяся переписка получила название «Correspondance avec Jacques Rivière» и была издана, став первой крупной публикацией Арто в эпистолярном жанре .
Постепенно у Арто появляется интерес к кинематографу . Его первым шагом на новом поприще стал сценарий к сюрреалистическому фильму Жермен Дюлак « Раковина и священник » (1928). Эта картина оказала большое влияние на испанских сюрреалистов Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля во время работы над фильмом « Андалузский пёс » (1929).
Исполняя роль Жана Поля Марата в « Наполеоне» Абеля Ганса (1927), Арто с помощью преувеличенной пластики попытался передать запал и внутренний огонь личности Марата. Он также сыграл монаха Массьё в легендарной картине Карла Теодора Дрейера « Страсти Жанны д’Арк » (1928).
В 1926—1928 годах Арто вместе с Роже Витраком принимается за управление « Театром Альфреда Жарри ». Он выполнял функции продюсера и режиссёра, ставя произведения Витрака, а также пьесы Клоделя и Стриндберга . В театральном сезоне 1926—1927 широко рекламировалась пьеса Арто « Струя крови » ( фр. Jet de sang ), однако она была поставлена лишь 40 лет спустя. Существовал театр крайне недолго, но в его работе участвовало огромное количество известных европейских деятелей искусства (например, Андре Жид , Артюр Адамов и Поль Валери ).
В 1931 году Арто увидел исполнение ( ) на Парижской колониальной выставке ( ). Хотя он не был способен в полной мере понять замысел и идею традиционного балийского исполнения, увиденное во многом повлияло на его взгляды на театральное искусство. В течение этого года в La Nouvelle Revue française был опубликован «Первый манифест Театра жестокости». Позднее это произведение Арто появится в качестве главы в знаменитом «Театре и его двойнике».
В 1935 году Арто поставил на сцене адаптацию трагедии английского поэта-романтика Перси Шелли «Ченчи», вдохновлённую реальной историей итальянской семьи Ченчи. «Ченчи — итальянский граф XVI века , обвинялся в содомии , был трижды заключён в тюрьму. Не веря в Бога, много раз вынужденно обращался к Папе с просьбами о прощении грехов. Своих детей он ненавидел; свою дочь Беатриче изнасиловал. Наконец двое слуг Ченчи убили его, вогнав ему гвозди в горло и в глаз. Беатриче участвовала в убийстве отца; когда это выяснилось, она была схвачена и после страшных пыток казнена.» Спектакль ожидал коммерческий провал, несмотря на то, что в нём были использованы новаторские звуковые эффекты, в том числе волны Мартено — впервые в театре, а декорации были оформлены известным художником-модернистом Бальтюсом .
После провала спектакля Арто получил грант на поездку в Мексику , где читал лекции о декадансе и его влиянии на Западную цивилизацию . В 1936 году Антонен встретил своего парижского знакомого, мексиканского художника Федерико Канту , ставшего его другом. В Мексике Арто изучал быт племени тараумара , с которым жил некоторое время, экспериментировал с пейотом , записывая свои впечатления, которые позднее будут изданы в сборнике «D’un voyage au pays des Tarahumaras» (в 1976 году в английском переводе он будет опубликован под названием «The Peyote Dance»). Содержание этой работы очень напоминает его поздние стихотворение, прежде всего связью с супранатурализмом . Арто также описал ужасающий опыт употребления героина при посещении племени тараумара (в частности, свой неудачный абстинентный синдром ). Позднее он вернулся к употреблению опиатов .
В 1937 году Арто вернулся во Францию, где приобрел узловатую трость — атрибут не только Святого Патрика , но и, по мнению поэта, Люцифера и Иисуса Христа . Вскоре он отправился в Ирландию , но, так как Арто не владел английским языком , путешествие закончилось неудачно. Поэт был заключён в печально известную ( ), а позже депортирован как «нищий и нежелательный иностранец» . Арто утверждал, что на обратном пути на корабле подвергся нападению двух членов экипажа. В результате он снова был арестован и одет в смирительную рубашку .
Его самая известная работа, «Театр и его двойник», была опубликована в 1938 году . Эта книга содержит два манифеста Театра жестокости. В ней он «предлагает театр, который, по сути, был возвращением к магии и ритуалам, стремится создать новый театральный язык тотема и жеста — язык пространства лишен диалога, который обращается ко всем пяти чувствам» . «Слова мало говорят уму, — пишет Арто, — по сравнению с пространством, переполненным звуками и грохочущими образами». Он предложил «театр, в котором жестокие физические образы давят и гипнотизируют чувственность зрителя, захваченного театром как вихрем высших сил». Арто полагал, что официальные театры с их авансценами и драматурги с их сценариями — «помеха волшебству истинного ритуала» .
Возвращение из Ирландии стало началом заключительного этапа в жизни Арто, прошедшим в различных приютах. Когда Франция была оккупирована нацистской Германией , друзья Арто поместили его под присмотр доктора в психиатрическую клинику в Родезе , на территорию которого распространялась власть Правительства Виши . Фердьер начал применять электрошоковую терапию для лечения у Арто таких симптомов психического расстройства, как бред и нервный тик . Арто имел обыкновение сочинять магические заклинания, составлять астрологические карты и зарисовывать волнующие его образы, но доктор считал это признаками психического заболевания . Необходимость использования электрошоковой терапии до сих пор вызывает много споров, несмотря на то, что во время этих процедур в сочетании с предложенной Фердьером арт-терапией , Антонен снова начал писать и рисовать после длительного творческого кризиса. Выйдя из больницы в 1946 году, Арто вскоре снова был помещен друзьями в клинику, на этот раз в Иври-сюр-Сен . В текущей психиатрической литературе состояние Арто описано как шизофреническое , с чётким психотическим срывом в последние годы жизни и шизотипическими симптомами на протяжении всей жизни.
Поддерживаемый друзьями, Арто вернулся к творчеству, а в обществе снова возник интерес к его работам. Посещение выставки работ Винсента Ван Гога стало толчком к созданию исследования «Ван Гог, самоубитый обществом» ( фр. Van Gogh le suicidé de la société ). Оно было опубликовано в 1947 году в парижском издательстве «K éditeur» и получило специальный приз критиков .
Между 22 и 29 ноября 1947 года Арто закончил работу над произведением, получившим название «Покончить с Божьим судом» ( фр. Pour en Finir avec le Jugement de dieu ). Это была попытка создать синтетическое произведение. В спектакле принимали участие Роже Блен и Мария Казарес . Арто выступил здесь и как автор новой музыки, играя на барабане, гонге, ксилофоне и других инструментах . Выход передачи в радиоэфир планировался 2 февраля 1948 года , однако был отложен из-за противодействия ( ), директора . Текст Арто был разнузданным, антирелигиозным, эпатажным . Звучали оскорбления в адрес Иисуса Христа и христианских обрядов.
Фернан Пуи, руководитель драматических и литературных эфиров Французского радио, собрал группу признанных деятелей искусства для прослушивания и обсуждения радиоспектакля. На индивидуальном прослушивании 5 февраля 1948 года среди примерно 50 художников, писателей, музыкантов и журналистов присутствовали такие выдающиеся личности, как Жан Кокто , Поль Элюар , Раймон Кено , Жан-Луи Барро , Рене Клер , Жан Полан , Морис Надо , Жорж Орик , Клод Мориак и Рене Шар . Хотя почти все присутствующие проголосовали в пользу спектакля Арто, Порше отказался разрешить трансляцию. Пуи был вынужден уйти с работы, а передача была представлена вниманию публики только единожды, 23 февраля 1948 года, на закрытом показе в .
В январе того же года Арто был поставлен диагноз рака прямой кишки . Он умер в Париже 4 марта 1948 года в полнейшем одиночестве, находясь на лечении в психиатрической клинике. Последние месяцы он не ограничивал себя в употреблении наркотиков, пытаясь заглушить боль . Было подозрение, что он умер от смертельной дозы хлоральгидрата , однако неизвестно, осознавал ли он летальность своего положения.
Антонен Арто был похоронен на кладбище в Иври-сюр-Сен . Друзья настояли на отказе от отпевания , что вызвало крайнее неудовольствие матери и сестры, отличавшихся религиозностью. В дальнейшем родственники препятствовали изданию его неопубликованных произведений .
В 1975 году прах Арто перезахоронен в Марселе на .
Театральные взгляды Арто нашли отражение в сборнике статей «Театр и его Двойник». Основание системы Арто — отрицание театра в привычном понимании этого явления. Театра, удовлетворяющего традиционные запросы публики. Сверхзадача — обнаружить истинный смысл человеческого существования через разрушение случайных форм. Противопоставление театров: обыденного, мертвого и — живого, раскрывающего самую суть бытия, — это и есть демонстрация театра и его Двойника, являющегося на самом деле подлинным Театром.
Термин жестокость в системе Арто имеет значение, принципиально отличное от бытового. Если в обыденном понимании жестокость связана с проявлением индивидуализма, то по Арто, жестокость — осознанное подчинение необходимости, направленное на разрушение индивидуальности. Жестокость свойственна любому действию, проявление добра — тоже жестокость. «В явленном мире, говоря на языке метафизики, зло остается перманентным законом, а благо — лишь усилием и, стало быть, ещё одной жестокостью, добавленной к первой» . В понимании Арто, жестокость — это акт творения.
Арто стремится к реализации катарсиса Аристотеля. В процессе крюотического спектакля актёр должен оказаться в таком же положении, как обычный человек в пограничном состоянии. Пройти весь катартический процесс (но без реализации, например, убийства) актёру даёт художественная структура произведения, уравновешивающая конфликт до развязки, то есть до момента отождествления противоборствующих сторон и, как следствие, уничтожения внешней формы. По Арто, на сцене идёт реальное проживание событий, но не первичное, а вторичное, воссоздаваемое по воспоминаниям. К этому процессу посредством коллективного бессознательного приобщаются все присутствующие в зале, становясь не зрителями, но соучастниками.
В своей системе Арто соединяет структуру мифологическую и структуру катартическую, обе из которых направлены на уничтожение личностного начала героя, его слияние с миром. Помимо этого в своих спектаклях Арто использует также базовые принципы ритуального построения действия. То есть «театр жестокости» имеет катартическую структуру и ритуальную основу.
В основе актёрской составляющей системы Арто лежит концепция чувственного атлетизма. На сцене актёр должен реализовать идею жестокости к самому себе, что позволяет создать особую реальность действия. Концепция актёра Арто идёт вразрез и с укрупнением личности, свойственным модернистскому театру (хотя, в целом, театр Антонена Арто принадлежит к модернистскому направлению в развитии театра), и с театром психологическим, где на первый план выходит чувственный аппарат актёра.
Важнейшими принципами аффективного атлетизма являются дыхание и опорные точки. Оба принципа основываются на Каббале и восточных энергетических практиках. В итоге актёр являет собой иероглиф — синтез звука, движения, слова, архетипического содержания, зрительного и музыкального образа.
Однако воспринимать театральную систему Арто как прямое руководство к постановке спектаклей бессмысленно. Она требует дополнительно режиссёрского осмысления и разработки практической программы. Именно в силу этой особенности «театр жестокости» стал основой творчества многих крупных режиссёров второй половины XX века, таких как Ежи Гротовский , Алехандро Ходоровски и Питер Брук .
М. Яснов отмечает: «Арто так и не примирился с необходимостью выбора: при всех своих талантах, он не смог полностью реализоваться ни в литературе, ни в театре, ни в кино, разве что его многотомные дневники, которые он вел в лечебнице для душевнобольных, оказались потрясающим документом силы и живучести его литературного дара» .
Год | Заголовок | Роль | Режиссёр |
---|---|---|---|
1923 | 2-й месье | Отан-Лара | |
1925 | Жак Морель | Луитц-Морат | |
1926 | Cecco | Марсель Вандал | |
1926 | Грингале | Луитц Морат | |
1927 | Наполеон | Марат | Абель Ганс |
1928 | Страсти Жанны д'Арк | Монах Массьё | Карл Дрейер |
1928 | Пол Амио | Леон Пуарье | |
1928 | Деньги | Секретарь Мазо | Марсель Л'Эрбье |
1929 | Молодой цыган | Раймон Бернар | |
1931 | Предатель | Марсель Л'Эрбье | |
1931 | Неизвестно | Раймон Бернар | |
1931 | Трёхгрошовая опера | Вор | Г. В. Пабст |
1932 | Coups de feu a l’aube | Лидер отряда убийц | Серж де Полиньи |
1932 | Деревянные кресты | Безумный солдат | Раймон Бернар |
1932 | L’Enfant de ma sœur | Неизвестно | Анри Вулльшлегер |
1933 | Матер Долороза | Юрист | Абель Ганс |
1934 | Продавец ножей | Фриц Ланг | |
1934 | Сидони Паначе | Эмир Абд аль-Кадир | Анри Вулльшлегер |
1935 | Савонарола | Абель Ганс | |
1935 | Кенигсмарк | Библиотекарь | Морис Турнер |