I do dinosaurs/Черновик
- 1 year ago
- 0
- 0
«Чернови́к» — фантастический роман Сергея Лукьяненко 2005 года о червоточинах между мирами .
Действие книги разворачивается в Москве , предположительно, осенью 2005 года .
В книге рассказывается о молодом человеке по имени Кирилл, которого как бы «вычёркивают» из жизни. Владельцем его квартиры становится другой человек, его забывают соседи, друзья, коллеги по работе, родители. Все документы и даже ключи от квартиры рассыпаются в прах. Кирилл остаётся абсолютно один, он бродит по Москве совершенно потерянный, не в силах решить свою проблему. Даже друг Константин (Котя), который активно помогает Кириллу, в какой-то момент перестаёт его узнавать.
И когда Кирилл уже вконец отчаивается, он получает звонок на мобильный от неизвестного, который диктует ему инструкции. Следуя им, Кирилл оказывается у бездействующей водонапорной башни , расположенной около железнодорожной станции Москва-3 . Войдя внутрь, Кирилл обнаруживает (помимо двери, через которую он вошёл) ещё четыре запертые двери, а также лестницу на второй этаж, а там пять окон: каждое — над соответствующей дверью первого этажа.
Переночевав в башне, герой замечает, что интерьер изменился: его жилищные условия улучшились, а одна из дверей открылась. Это оказалась дверь в другой мир — и затем в три последующих дня по утрам открываются по очереди оставшиеся три двери. До Кирилла дозванивается Котя, у которого на компьютере сохранились записи о происходящем, и они отправляются изучать открывшийся мир. Выясняется, что Кирилл стал , а именно — таможенником в новом пограничном пункте между мирами. Мир оказывается разделённым на обладающих особыми способностями функционалов, на пользующихся их услугами обычных людей (как правило, относящихся ко власти или богеме) и на всех остальных — не подозревающих ни о способностях функционалов, ни о других мирах.
Патриотический политик депутат Дмитрий, знающий о функционалах, рассказывает Кириллу о мире , в котором развитие опережает на тридцать пять лет, в который нет ни одного прохода вот уже полвека, и нанимает Кирилла для открытия Аркана, ибо Аркан может оказаться союзником России. Кириллу удаётся открыть Аркан, но оказывается, что там идёт лишь 1971 год, и вопреки мнению Дмитрия как раз наш мир — Земля-2, а также все остальные миры служат полигонами для этой Земли-1.
Мир Аркана крайне похож на Советский Союз 1971, в нем есть лишь мелкие различия, например, автобус выпущен заводом "ЩАЗ" (в СССР не было автобусного завода в городе с названием на "Щ"). На месте Останкинской телебашни установлен мемориал жертвам Московского Метеорита (при этом непосредственно самого тела метеорита - нет и не было). Далее выясняется, что в окружении Сталина были люди, знающие об Аркане, как и о том, что врата в него находятся в районе Тоцкого Оренбургской области. Испытание атомной бомбы было проведено именно там с целью разрушить врата, ибо Сталин и Берия отрицательно относились к Аркану. Часть ядерного взрыва, попавшая через врата в Аркан, и получила там название Московского метеорита.
В различных действуют повстанцы, которые пытаются сломать сложившуюся систему, и сойдясь с ними, Кирилл вступает в конфронтацию с сообществом функционалов. Изначально его решают оставить в живых, но когда он озвучивает свою догадку о том, что его предназначение — вовсе не функционал таможенника, работающий в Москве функционал-акушер Наталья (хозяйка башни) запускает процесс его уничтожения (со словами "иногда приходится делать аборты"). Кирилл неожиданно выходит победителем из этого противоборства, и Наталья гибнет, но его башня уничтожена, а сам он становится обычным человеком — как и все, кому Наталья помогла стать функционалом.
К приходящему в себя около теперь уже самой обычной водонапорной башни Кириллу приезжает Котя, и Кирилл догадывается, что тот — куратор нашего мира, упомянутый Натальей перед гибелью. Котя признаёт это и предлагает Кириллу стать акушером, но узнав о том, как тому удалось одолеть Наталью, с грустью сообщает, что теперь должен убить Кирилла. Невероятным образом Кириллу удаётся его остановить, и Котя ретируется. Кирилл с удивлением обнаруживает, что его снова все помнят. Он догадывается о том, что Земля-1 — не главный мир, а лишь первый из экспериментальных полигонов, и задумывается о том, как ему жить дальше.
Год | Издательство |
Место
издания |
Серия | Тираж | Примечание | Источник |
---|---|---|---|---|---|---|
2005 | АСТ ; АСТ Москва; Транзиткнига | М. | Чёрная серия (танковая щель) | 120000 + 30000 | Первый роман дилогии «Работа над ошибками». Иллюстрация на обложке В. Бондаря. | |
2006 | АСТ; АСТ Москва; Транзиткнига; Хранитель | М. | Звёздный лабиринт | 120000 + 35000 | Первый роман дилогии «Работа над ошибками». Оформление художника В. Бондаря. | |
2008 | АСТ | М. | Звёздный лабиринт: коллекция | 20000 + 4000 | Дилогия «Работа над ошибками». Иллюстрация на обложке В. Бондаря. | |
2009 | АСТ | М. | Библиотека мировой фантастики | 1500 | Дилогия «Работа над ошибками» в одном томе. | |
2009 | АСТ | М. | под Дозоры | 2500 | Дилогия «Работа над ошибками» в одном томе. Иллюстрация на обложке В. Бондаря. | |
2011 | АСТ; Астрель | М. | Звёздный лабиринт 3 (мини) | 10000 + 4000 | Первый роман дилогии «Работа над ошибками» | |
2014 | АСТ | М. | Весь Сергей Лукьяненко | 5000 | Дилогия «Работа над ошибками» в одном томе. |
Год | Название | Издательство |
Место
издания |
Язык | Переводчик | Источник |
---|---|---|---|---|---|---|
2006 | Juodraštis | Eridanas | Каунас | Литовский | N. Jakubauskaitė | |
2007 | Weltengänger | Heyne ТВ | Мюнхен | Немецкий | C. Pöhlmann | |
2008 | Brudnopis | Wydawnictwo Mag | Варшава | Польский | Э. Скурская | |
2008 | Nanečisto | Triton | Прага | Чешский | Л. Дворжак | |
2010 | La torre del tempo | Mondadori | Сеграте | Итальянский | M. Falcucci | |
2011 | Világok őre | Metropolis Média Group | Будапешт | Венгерский | W. Györgyi | |
2012 | Чернова | ИнфоДар | София | Болгарский | В. Велчев | |
2013 | Weltengänger | Heyne ТВ | Мюнхен | Немецкий | C. Pöhlmann | |
2014 | Mustand | Ersen | Эстонский | A. Rosin |
Осенью 2016 года начались съёмки одноимённого фильма по роману . Режиссёром стал Сергей Мокрицкий . Премьера состоялась 25 мая 2018 года .
Экранизация во многом отступает от книги . Сильно изменились параллельные миры, которые приобрели параллели с российской историей: Кимгим превратился в утопическую Российскую империю, а Нирвана — в пародию на ГУЛаг. В фильме башня Кирилла во всех мирах находится напротив Кремля. Василиса стала отрицательным персонажем. Добавлена линия любовного треугольника между Кириллом, Анной и новым персонажем Антоном.
В прессе фильм «Черновик» встретили преимущественно отрицательными отзывами, однако сам Лукьяненко остался доволен результатом .
Николай Пегасов , автор рецензии, опубликованной в ежемесячном журнале « Мир фантастики » , обратил внимание на то, что книга начинается со сцены, которая отсылает нас к фильму « Ирония судьбы ». Также автор говорит, что мир, описанный в «Черновике», похож на мир описанный в « Спектре », ранней работе Сергея Лукьяненко , но мир отличен, и главный герой выступает не в роли странника по мирам, а исполняет роль «Ключника».