К удалению/11 июня 2021
- 1 year ago
- 0
- 0
«31 ию́ня» — советский двухсерийный телевизионный фильм - мюзикл в жанре фэнтези по мотивам английского писателя Джона Бойнтона Пристли , снятый в 1978 году. Существенно отличается от оригинальной книги. Одна из самых значительных работ режиссёра Леонида Квинихидзе и композитора Александра Зацепина .
Премьера фильма состоялась 31 декабря 1978 года на Первой программе центрального ТВ , после чего картина на 7 лет «легла на полку» из-за того, что исполнитель одной из главных ролей — танцовщик Большого театра Александр Годунов — попросил политического убежища в США .
Действие фильма происходит в Британии в двух временны́х линиях — в XII и XXI веках. Мелиот — правитель королевства Перадор — ищет жениха для своей дочери — принцессы Мелисенты. Те претенденты на её руку, что живут с ней в одно время, не подходят принцессе. В этот же день 30 июня человек XXI века — художник Сэм Пенти ищет образ девушки для рекламы чулок, которую ему необходимо сдать 1 июля. Увидев Мелисенту в зеркале, Сэм понимает, что нашёл ту, которую так долго искал.
Злой волшебник Мальгрим устраивает недолгую встречу Мелисенты и Сэма на Звёздном мосту. Они влюбляются друг в друга с первого взгляда, но за их соединение Мальгрим просит слишком большую плату — волшебную брошь Великого Мерлина , принадлежащую Мелисенте. Добрый волшебник Марлаграм пытается помочь влюблённым, но безуспешно.
Обитатели двух миров путешествуют туда и обратно, попадая в комические ситуации. С брошью приходится расстаться, но Сэм и Мелисента наконец обретают друг друга. Лунный день 31 июня заканчивается, и участники истории забывают всё, что с ними случилось в тот день. Только Сэм и Мелисента продолжают любить друг друга.
Сценарий фильма написан по отдалённым мотивам фантастической повести Джона Бойнтона Пристли «31 июня» с подзаголовком «История настоящей любви, предприимчивости и прогресса в век короля Артура и атомно-рекламный век» . Используя завязку сюжета о художнике из недалёкого будущего, который влюбился в девушку из XII века, сценаристы придумали свою историю. В СССР это был распространённый ход при создании фильмов, используя имя «прогрессивного» писателя фактически написать собственный и оригинальный сценарий .
На главные роли пробовались ведущие исполнители страны. На роль леди Нинет планировали утвердить Ирину Понаровскую и Аллу Пугачёву , а на роль музыканта Лемисона — Андрея Миронова . Принцессу Мелисенту хотели сыграть Ирина Алфёрова и Елена Шанина . В итоге на ведущие роли режиссёр Леонид Квинихидзе выбрал артистов с хореографическим образованием: Людмилу Власову, Александра Годунова и Марину Нудьгу из Большого Театра ; Наталью Трубникову из Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко . Делая ставку на артистов балета, режиссёр понимал, что идёт на определённый риск. У руководителей советской кинематографии они имели негативную репутацию, так как нередко становились невозвращенцами . Первая жена Квинихидзе — балерина Наталия Макарова во время гастролей в 1970 году осталась в Лондоне.
Весь фильм, за исключением небольшой сцены поездки Мелисенты и Сэма на природу, был снят в павильоне. Съёмки картины прошли летом 1978 года за полтора месяца. Режиссёр был вынужден подстроиться под рабочий график танцоров, у которых летом был отпуск в театре, а съёмки шли в две смены .
Когда меня пригласили сниматься в фильме «31 июня» я с ужасом подумал, что меня там заставят петь. Мне казалось, что это будет не слишком эстетично. Я был «непоколебим» до конца и оказался единственным, кто не поёт. Всё, что они смогли заставить меня сделать, это пройти с партнёршей по «Звёздному мосту» — вариация танца.
— Николай Ерёменко
Зрителей привлекло [ источник не указан 1597 дней ] в фильме смешение жанров мюзикла и фантастики. Во главе сюжета картины — проникновенная любовная история, но главные герои так ни разу и не поцеловали друг друга .
В середине 1970-х годов композитор и по совместительству радиолюбитель Александр Зацепин оборудовал в своей московской квартире полноценную звукозаписывающую студию . В ней и были записаны и аранжированы все композиции для фильма. Хотя фильм снимали вполне официально, в звукозаписывающей студии « Мосфильма » не было условий для того, чтобы реализовать все замыслы композитора. Саундтрек фильма отличают оригинальные аранжировки, в которых аранжировщики Михаил Литвин и Виталий Клейнот использовали смешение различных музыкальных стилей. Использовали синтезатор Роберта Муга и модуляционные эффекты, а также революционную для популярной музыки в СССР обработку звука: фланжер , фузз и вау-вау . Звукорежиссёром фильма стал друг Александра Зацепина — известный специалист Виктор Бабушкин . Главный технолог Государственного дома радиовещания и звукозаписи Борис Меерзон отозвался о вкладе Бабушкина в создание фильма как о «выдающейся работе» .
Лейтмотивом фильма (темой Мелисенты) служит мелодия песни «Ищу тебя». Для исполнения песен привлекли ведущих эстрадных исполнителей страны: рок-группу « Аракс » и ансамбль « Мелодия ». Неожиданным оказался выбор голоса для принцессы Мелисенты — 23-летнюю солистку ансамбля «Музыки» из Ужгорода , Татьяну Анциферову пригласил в Москву на пробную запись Александр Зацепин, услышав концертные записи певицы через саксофониста Марка Беспалько . Эти записи, проходившие в конце 1979 года, оказались настолько удачными, что так и вошли в фильм без дублей . Помимо Анциферовой, в пробах участвовали Лариса Долина и Ирина Понаровская . По воспоминаниям Анциферовой, её рассматривали и в качестве актрисы: «Меня попросили отнести свои фотографии на „Мосфильм“, и там они понравились. Позже режиссёр Леонид Квинихидзе говорил: „Мы рассматривали твой вариант. Было бы неплохо, чтобы тот, кто поёт, тот и снимался“» .
В 1984 году песню «Мир без любимого» Анциферовой запретили исполнять на сцене, потому что именно в это время режиссёра Юрия Любимова отстранили от должности художественного руководителя и главного режиссёра Театра на Таганке из-за интервью, данного им тогда журналисту газеты « Таймс », где Юрий Петрович резко высказался насчёт развития культурной политики в СССР. В результате чего его лишили советского гражданства и он был вынужден эмигрировать за рубеж. Поэтому в худсовете насчёт песни «Мир без любимого» тогда сказали:
Как мы можем пропустить эту песню? Ведь подумают, что мы сожалеем, что Любимов остался на Западе .
В 1980 году после выхода картины фирма « Мелодия » записала LP-диск «Песни из кинофильма „31 июня“», куда вошли композиции из фильма (8 песен: треки 3, 5, 6, 10, 12, 13, 14 и «Что было однажды» (Алла Пугачёва)). В основном все песни были записаны теми же исполнителями, что и в фильме. Заглавную композицию «Ищу тебя» (в аранжировке Михаила Литвина) перезаписали в исполнении Ксении Георгиади , так как голос Татьяны Анциферовой не устроил худсовет студии . На пластинке композицию «Он пришёл, этот добрый день» Анциферова исполнила одна, а в фильме — вместе с Яаком Йоала (их вокал записывался по отдельности в разное время, а затем голоса были сведены).
Песня «Ищу тебя» в исполнении Георгиади стала одним из самых популярных шлягеров СССР, но на самом деле в фильме её исполняет именно Анциферова. Так, в октябре 1979 года песня заняла второе место по версии хит-парада « Московского комсомольца » (первое место заняла « Поднимись над суетой » в исполнении Аллы Пугачёвой) .
В 1997 году новую версию песни «Ищу тебя» в фильме « Старые песни о главном-3 » исполнила Лариса Долина. Песни «Лунный день» (в исполнении ) и «Что было однажды» (в исполнении Аллы Пугачёвой) присутствовали в фильме во время его премьеры на ЦТ, а потом исчезли (последняя была издана на грампластинке).
В 2021 году под кураторством Александра Зацепина вышла расширенная версия саундтрека с улучшенной аудиодорожкой .
№ | Название | Персонаж(и) | Исполнители | Слова | Время |
1 |
Песня леди Джейн
( «От грешных страстей и мирской суеты…» ) |
леди Джейн | Жанна Рождественская | Леонид Дербенёв | 1:12 |
2 |
Драконография
( «Строго научный подход…» ) |
леди Нинет | Лариса Долина | Он же | 3:38 |
3 |
Чарльстон
( «Имя Чарли, короля…» ) |
леди Джейн | Татьяна Анциферова | Юрий Энтин | 4:22 |
4 |
Золота слышен звон
( «Месяц назад я бедным юношей был…» ) |
Боб Тейлор | Яак Йоала | Леонид Дербенёв | 3:38 |
5 |
Звёздный мост
( «Как странно светятся, сегодня светятся…» ) |
Мелисента | Татьяна Анциферова |
Леонид Дербенёв
Римма Казакова |
3:58 |
6 |
Хэппи-энд
( «Часто, судьба, ты со мною груба…» ) |
Куинни | Жанна Рождественская | Юрий Энтин | 2:38 |
7 |
Любовь с первого взгляда
( «Твердят, верить не надо…» ) |
Мелисента
леди Нинет |
Татьяна Анциферова
Лариса Долина |
Леонид Дербенёв
Римма Казакова |
3:26 |
8 | Дракон по имени Кошмар | сэр Генри | Сергей Беликов | Они же | 1:55 |
9 |
Я всё равно на ней женюсь
( «Был я когда-то беспечен и весел…» ) |
Боб Тейлор | Яак Йоала | Леонид Дербенёв | 2:36 |
вторая серия | |||||
10 |
Мир без любимого
( «Сказочный мир, удивительный край…» ) |
Мелисента | Татьяна Анциферова | Юрий Энтин | 4:11 |
11 |
Буду я королевой
( «Не бойся встать на самый край…» ) |
леди Нинет | Лариса Долина |
Леонид Дербенёв
Римма Казакова |
3:08 |
12 |
Любовь нас выбирает
( «Порой любовь, как ночь, темна…» ) |
Лемисон | Яак Йоала | Леонид Дербенёв | 4:42 |
13 |
Ищу тебя
( «Всегда быть рядом не могут люди…» ) |
Мелисента | Татьяна Анциферова | Леонид Дербенёв | 5:15 |
14 | Он пришёл, этот добрый день |
Мелисента
Боб Тейлор |
Татьяна Анциферова
Яак Йоала |
Леонид Дербенёв
Римма Казакова |
4:34 |
Ещё на этапе съёмок картины создателям пришлось столкнуться с недовольством руководства киностудии. Им не нравились чуждо звучащие для советской эстрады музыкальные номера и слишком откровенные наряды танцоров .
Премьера фильма состоялась в новогоднюю ночь с 31 декабря 1978 года на 1 января 1979 года на Первой программе Центрального телевидения СССР. Фильм «лёг на полку» почти на 7 лет вскоре после премьеры. 23 августа 1979 года во время гастролей Большого театра в Нью-Йорке Александр Годунов обратился к американским властям с просьбой о предоставлении политического убежища в США. Его жена Людмила Власова вернулась в СССР . Запрету фильма также способствовало то обстоятельство, что в начале 1980-х годов композитор Александр Зацепин покинул СССР, уехав на постоянное жительство во Францию (в том числе из-за проблем с этим фильмом) . Некоторые придирки руководства к содержанию песен и запреты выглядели абсурдными. Песня «Мир без любимого» якобы вызывала ассоциации с уехавшим за границу неблагонадёжным Юрием Любимовым . В песне «Звёздный мост» усмотрели аналогию с программой « звёздные войны » .
Для всех балетных артистов-исполнителей главных ролей фильм стал практически единственной заметной работой в советском кинематографе. Наталья Трубникова снялась ещё в 14 фильмах, но только в эпизодических ролях. Марина Нудьга сыграла мадам Корри в следующем мюзикле Квинихидзе « Мэри Поппинс, до свидания » (1983).
Комментарии
Источники