Interested Article - Толкинисты

Толкинисты (от Толкин ) — фэндом поклонников книг Дж. Р. Р. Толкина , имеющий тесную связь с субкультурой ролевиков .

История

Фанатизм от Толкина в основном связан с успехом его эпопеи « Властелин Колец ». Книга была одобрительно встречена критикой, но поначалу не вызвала особого ажиотажа. Настоящий «бум» на Толкина начался после выпуска в 1965 году в США дешёвого издания «Властелина Колец» в мягкой обложке, доступного по цене для подростковой и юношеской аудитории. Что интересно, это издание было пиратским, и сам Джон Толкин пытался воспрепятствовать ему . И уже через несколько месяцев официальное издание, также теперь выходившее в мягкой обложке, перекрыло миллионным тиражом стотысячный тираж Ace Book .

«Властелин Колец» попал на благодатную почву. Молодёжь 1960-х, увлеченная движением « хиппи » и идеями мира и свободы, увидела в Толкине единомышленника. Многие трактовали книгу как аллегорию борьбы с несправедливым общественным устройством, хотя сам Толкин никогда подобного не утверждал . Сам Джон был недоволен своим «культом», хотя и признавал, что такой успех ему льстит. Ему даже пришлось поменять номер, потому что поклонники надоедали ему звонками.

Толкинизм в России можно отсчитывать от первого издания «Хоббита» в 1976 или «Властелина Колец» в 1982 . Однако только в Перестройку книги Толкина стали по-настоящему доступны читателю. Россия пережила бум толкинизма в 1990-е годы. Это можно связать как с тем, что исчезла нормальная цензура и западная мода на фэнтези достигла России, так и с потребностью молодёжи в эскапизме в тяжёлый исторический период .

Очередная волна популярности Толкина наступила в начале 2000-х с выходом крайне популярной кинотрилогии Питера Джексона « Властелин колец ». Экранизация увлекла в толкинистский фэндом множество людей.

Некоторые черты

Толкинисты на параде в костюмах энтов ( Сиэтл )

Толкинисты любят играть в описанные у Профессора (как часто именуют Толкина) события на ролевых играх, называют себя именами персонажей Толкина или придумывают себе имена, руководствуясь языками из мира Толкина ( Средиземья ) . Они называют себя представителями волшебных народов, описанных у Толкина: эльфами , гномами , энтами , орками , гоблинами , хоббитами , и прочими . Часто толкинисты появляются на ролевых играх или позируют в одежде и гриме, изображая своё альтер эго .

Во время переписи населения в 2002 году многие толкинисты самовыражались, указывая в качестве национальности «эльфы», или «хоббиты». Самый большой процент «этнических эльфов» был выявлен в Перми , где местный клуб толкинистов специально организовал флешмоб .

Некоторые толкинисты считают, что мир, описанный в книгах Толкина, в самом деле существовал, и ищут тому подтверждение или живут соответственно данному утверждению, и зачастую «помнят» тот мир и верят, что имеют там воплощение; либо наоборот — данное их воплощение — лишь тень жившего там, и что они не люди, а эльфы. Обычно это не мешает им чётко осознавать, что на самом деле они люди — это проявление так называемого «мифологического мышления».

Толкиноведение

Многие толкинисты заняты изучением творческого наследия Дж. Р. Р. Толкина . Например, они изучают языки эльфов ( Синдарин или Квенья ), людей ( Адунаик ), орков ( Чёрное наречие ), гномов ( Кхуздул ), придуманные Толкином.

Кроме того, они занимаются переводом статей и рассказов Толкина, не издававшихся на их родном языке. Существует, в частности, литературное общество Tolkien Texts Translation, занимающееся переводами на русский язык .

Фанфики и «апокрифы»

Многие толкинисты, так же, как поклонники других писателей, пишут фанфики по мотивам своих любимых произведений. Некоторые из этих работ стали настолько популярны, что были опубликованы издательствами, а их авторы со временем стали известными писателями .

Среди фанфиков бывают как продолжения, так и полемические «взгляды с другой стороны», и юмористические пародии. Степень соответствия канону у разных авторов различна. Взгляды «с другой стороны» развились в особую категорию фанфиков в русскоязычном фэндоме, и получили там название « апокрифов » за своё противоречие канону от самого Толкина . Апокрифы входят с каноном в полемику под общим лозунгом «Профессор был не прав!» — злодеи, такие, как Мелькор и Саурон , представляются там с более положительной стороны, а положительные персонажи, наоборот, изображаются с худшей стороны.

Обсуждение этих апокрифов — предмет ожесточённых сетевых диспутов на сайтах и форумах, где часто появляются толкинисты. Все произведения имеют как своих горячих сторонников, так и яростных противников, и нейтральное большинство. Так, на Литфоруме Цитадели Олмера организовывались специальные «дуэли» по обсуждению « Кольца Тьмы » Перумова и « По ту сторону рассвета » Брилёвой-Чигиринской.

Ролевые игры

Ролевики из Донецка

Ролевые игры особенно тесно ассоциированы с толкинистами. Они проводят «полёвки», конвенты, ролевые игры, посвящённые вселенной Толкина . В 1990-е годы были очень популярны ежегодные «Хоббитские игрища» (ХИшки). В какой-то период слова «ролевики» и «толкинисты» были для непосвящённых синонимами, однако понятие «ролевая игра» существенно шире.

Среди российских конвенты ролевиков — Зиланткон (от татарского Зилант — мифический дракон , изображённый на гербе города Казани ), проводящийся с 1991 года ежегодно в ноябре в Казани , , проводящийся с 1993 года в Томске либо Новосибирске ежегодно в феврале, КомКон, проходящий в марте под Москвой, и БлинКом — в декабре в Санкт-Петербурге.

Фольклор

У российских толкинистов богатый разнообразный фольклор , который регулярно пополняется стараниями членов субкультуры. Сюда входят и тематические песни , и анекдоты , и фанфики , ставшие популярными настолько, чтобы пересказываться в устной форме. Кроме придумывания шуток и написания песен и фанфиков, многие толкинисты уделяют внимание и время рисованию фанарта или созданию предметов «бытовой культуры Средиземья». В некоторых группах со временем устанавливаются каноны «культуры Средиземья», дополняющие описанные Толкином.

В Омске на территории природного рекреационного комплекса «Прибрежный» находится памятный камень в честь толкинистов, установленный в 1993 году ; там начиналось развитие омского ролевого движения.

См. также

Примечания

  1. The Letters of J. R. R. Tolkien. Boston: Houghton Mifflin. ISBN 0-395-31555-7
  2. Карпентер, Хамфри. «Д. Р. Р. Толкин. Биография», гл. 3.
  3. Mike Foster, America in the 1960s: Reception of Tolkien, in Drout (ed.) J.R.R. Tolkien Encyclopedia (2006).
  4. от 10 июня 2009 на Wayback Machine . Дж. Р. Р. Толкиен. Хранители. Перевод В. Муравьева, А. Кистяковского. Детская литература, 1982 год.
  5. от 15 ноября 2019 на Wayback Machine (эссе по социологии)
  6. * от 4 февраля 2008 на Wayback Machine
  7. от 30 июня 2009 на Wayback Machine Аргументы и факты , Москва, № 32.
  8. . Дата обращения: 3 августа 2009. 9 апреля 2015 года.
  9. . Дата обращения: 2 апреля 2010. 30 января 2012 года.
  10. от 15 октября 2008 на Wayback Machine — журнал « Мир Фантастики »
  11. . Дата обращения: 2 апреля 2010. 12 декабря 2019 года.
  12. . Дата обращения: 9 сентября 2018. 9 сентября 2018 года.
Источник —

Same as Толкинисты