Interested Article - Беллок, Хилэр
- 2020-09-07
- 1
Джо́зеф Хилэ́р Пьер Рене́ Бе́ллок ( англ. Hilaire Belloc ) (27 июля 1870 — 16 июля 1953 ) — писатель и историк англо-французского происхождения (с 1902 года подданный Великобритании ). Один из самых плодовитых английских писателей начала XX века. Был горячим приверженцем Римско-католической церкви , что оказало большое влияние на большинство его работ.
Ранние годы
Беллок родился в Сен-Клу — в пригороде Парижа . Отец его был французом, мать — англичанкой. Сестра ― Мари Беллок , также стала писательницей. Его детство прошло в Англии в деревне в Западном Суссексе . Позднее он будет очень скучать по этим местам. Это отражено в его стихотворениях «West Sussex Drinking Song», «The South Country» и даже ещё более меланхоличном «Ha’nacker Hill».
Его мать, Элизабет Рейнер Паркес (1829—1925), также была писательницей и была правнучкой английского химика Джозефа Пристли . В 1867 году она вышла замуж за поверенного Луиса Беллока, сына французского художника . В 1872 году, через 5 лет после свадьбы, Луис умер, что совпало с крахом на фондовом рынке, полностью разорившим семью. Молодая вдова с сыном, а также со своей сестрой Марией вернулись в Англию, где Хилэр и провел все своё детство и юность, за исключением периода военной службы во французской артиллерии.
После окончания школы при Оратории Джона Генри Ньюмана в 1891 году Беллок проходил военную службу, как французский гражданин, в артиллерийской части недалеко от Туля . Он был атлетически сложён, обладал хорошей выносливостью и много ходил пешком по Англии и континентальной Европе. Когда Бэллок ухаживал за своей будущей женой Элоди, то, будучи небогатым человеком, прошёл пешком большую часть пути из Среднего Запада США до её дома в северной Калифорнии , рисуя за небольшую плату владельцев дальних ферм и ранчо и подрабатывая сочинением стихотворений.
После окончания военной службы Беллок поступил в колледж Баллиоль в Оксфорде на исторический факультет. Там он получил свои первые школьные награды по истории.
Увлечения
В начале 1930-х ему подарили старый катер под названием «Джерси». На нём он плавал несколько лет в районе Англии с командой помощников. Один из молодых людей, бывших в его команде, Дермод Маккарти, написал книгу об этом периоде под названием «В плавании с мистером Беллоком» ( англ. «Sailing with Mr Belloc» ).
Участие в политической жизни
Выпускник 1895 года колледжа Баллиоль , Беллок был заметной фигурой Оксфордского университета , будучи президентом ораторского общества . Политикой он занялся после получения английского гражданства. Ощутимой неудачей для него был провал на собеседовании для зачисления в члены колледжа 'All Souls'.
С 1906 по 1910 он был членом парламента от либеральной партии , баллотировавшись от округа Южный Салфорд. Однако он быстро разочаровался в политике партии.
Литературная деятельность
Беллок активно занимался литературой, притом как прозой, так и поэзией. Он работал в тесном сотрудничестве с Г. К. Честертоном и Б.Шоу . Его совместная работа с Честертоном дала жизнь термину Честербеллок .
Единственным периодом работы Беллока по найму был с 1914 по 1920, когда он работал редактором журнала Земля и Вода , посвящённого анализу последствий Первой мировой войны .
Семья
Беллок был братом романистки Марии Аделаиды Беллок Лондес .
В 1896 году женился на Элоди Хоган, американке по происхождению. В 1906 году купил участок с домом под названием Королевская земля в деревне Шипли, Западный Сассекс , в котором он прожил практически до самой смерти. У Элоди и Беллок было пятеро детей. В 1914 году Элоди умерла от гриппа. Его сын Луис погиб в Первую мировую войну .
Старый гром
Его образ и стиль жизни вполне соответствовал прозвищу, которое он получил в детстве — Старый Гром . Один из друзей Беллока, , описывает его вызывающее поведение в предисловии к книге Круиз Ноны ( англ. «The Cruise of the Nona» ).
Время от времени я наблюдал, как придумывал какую-нибудь возмутительную теорию, для того чтобы взбудоражить всю компанию, и наслаждался спором, медленно отступая от своей непримиримой позиции… Конечно Беллок был необъективен, но из его окружения мало кто был задет его необъективностью, и кому не доставляло удовольствие наблюдать, как он борется за них, и кто бы не почитал его за честность и за его энтузиазм. Как только начиналась словесная баталия, весь арсенал средств шел в бой один за одним. Диалектика, насмешки, софизмы, эпиграммы, сарказм, исторические свидетельства, неопровержимые доказательства и моральные поучения — все средства, в применении которых он был большой мастер, шли в ход, и каждое на своём месте. Тем не менее, ему было свойственно учтивое и обходительное поведение. Глубоко чувствующий человек, он был самой доброй и самой понимающей натурой, которую я знал. Несмотря на всю его бесшабашность и напыщенность в нем не было ни капли жестокости; он был способен к самому чуткому состраданию к чувствам других людей. Как он сам любил говорить о других, довольно тихо и коротко: «Он хороший человек. Он попадёт в Рай» .
В прениях и дебатах
Беллок впервые привлёк внимание публики вскоре по прибытии в колледж Бейлиол после прохождения военной службы. Посещая свои первые дебаты , он обратил внимание на то, как слабо и без энтузиазма защищается одна из сторон. По завершении дебатов, после призыва к голосованию, Беллок встал со своего места и экспромтом произнес решительную речь в поддержку слабой стороны. Как показал подсчет голосов, Беллоку удалось выиграть эти дебаты и заслужить репутацию прекрасного оратора. Позднее он был выдвинут в президенты Союза. На дебатах по выдвижению его противниками были и Джон Бьюкен , последний из них был его другом.
Весьма показателен его спор с Гербертом Уэллсом по поводу книги Уэллса « Очерки истории ». Будучи довольно религиозным, Беллок критиковал Уэллса за излишне научный подход к эволюции как естественному отбору , который, по мнению Беллока, был совершенно невозможен. Уэллс отмечает, что «Спор с мистером Беллоком был похож на перекрикивание бури с градом». В рецензии Беллока на « Очерки истории » было отмечено, что книга Уэллса представляет собой объемный, хорошо написанный труд, «ровно до появления Человека, которое происходит в районе седьмой страницы». Уэллс ответил на это книгой « Мистер Беллок возражает » . Беллок, в свою очередь, ответил книгой « Мистер Беллок по-прежнему возражает ».
, остроумный и настойчивый оппонент, написал статью « Мистер Беллок о средневековой истории ». После некоторого, довольно длительного периода враждебности, Беллок ответил брошюрой « Случай Доктора Култона », в 1938.
Беллока называли одним из Большой Четверки писателей эпохи короля Эдуарда VII , наряду с Уэллсом , Бернардом Шоу и Гилбертом Честертоном . Все они постоянно устраивали дискуссии и спорили между собой до 1930-х. (Стоит упомянуть, что под Большой Четверкой иногда понимают Джона Голсуорси , Арнольда Беннета , Герберта Уэллса и Бернарда Шоу ) .
Ремесло писателя
Однажды, когда Хилэра Беллока спросили, почему он написал так много книг , он ответил: «Потому что мои дети вечно канючили икру и жемчуга».
Эссе и заметки путешественника
Уже с самого начала писательской деятельности Беллоку удалось достичь определённых высот. Его книга «Путь в Рим» ( англ. The Path to Rome ) (1902) о путешествии пилигрима , которое он совершил из центральной Франции через Альпы в Рим , постоянно переиздавалась. Являясь бо́льшим, чем просто заметки путешественника, «Путь в Рим» содержит описания людей и мест, встречавшихся по пути, художественные зарисовки, сделанные ручкой и карандашом, а также это произведение наполнено юмором, поэзией и размышлениями автора о событиях того времени. На страницах книги Беллок предстает перед читателем глубоко восхищенным и любящим Европу , причем его глубокая Вера вдохновляет его на это все сильнее и сильней по его словам.
В качестве эссеиста он принадлежал к небольшой, господствующей группе популярных писателей (вместе с Честертоном , и ). В целом, иногда он предстает немного самоуверенным и заядлым поборником Католической церкви.
В одном из абзацев книги Круиз Ноны , когда Беллок сидит в одиночестве у штурвала своей лодки под ночным звёздным небом, очень хорошо показано его отношение к католицизму и человечеству; он пишет:
Этот божественный Свет ниспослан на землю взмахами крыльев Веры.
Оригинальный текст (англ.)"That golden Light cast over the earth by the beating of the Wings of the Faith."
Поэзия
Его « нравоучительные сказки » — шутливые стихотворения с невероятной моралью, красиво иллюстрированные Базилем Блеквудом, а позднее — и — одни из самых известных его стихотворений. Хотя и написанные для детей, они, как и многие произведения Льюиса Кэрролла адресованы взрослым: «Про девочку Анну, которая для забавы хлопала дверью и погибла» ( Rebecca, who slammed doors for fun and perished miserably ).
Сказка о «Матильде, которая говорила неправду и была сожжена» была положена в основу пьесы Дебби Изитт «Матильда-лгунья». В чём-то, можно считать Роальда Даля последователем Беллока. Но можно сказать, что у Беллока был более широкий, а скорее более жутковатый подход.
Беллок также известен благодаря «Сонетам и куплетам» — сборник который подражает ритмичности и мелодичности его стихов для детей. Поэзия Беллока зачастую религиозна, часто — романтична. На всем протяжении «Пути в Рим» Беллок пишет бесконечную песенку.
Беллок является автором строк про пулемет «Максим» , которые часто приписывают Редьярду Киплингу :
- На каждый вопрос есть четкий ответ:
- У нас есть «максим», у них его нет.
Оригинальный текст (англ.)
- Whatever happens, we have got
- The Maxim gun, and they have not.
Это цитата (не очень точно переведенная на русский) из стихотворения «Современный путешественник» («The Modern Traveller»): по тексту стихотворения, во время восстания туземцев герой повторяет себе под нос: «Что бы ни случилось, но у нас есть пулемет „Максим“, а у них его нет» . .
История, политика, экономика
Самую широкую известность из публицистических работ Беллока получили книги Государство рабов ( англ. The Servile State , 1912) , Европа и Вера ( англ. Europe and Faith , 1920) и Евреи ( англ. The Jews , 1922) (в которой он заявлял об «угрозе» которую евреи представляют для «белой расы» ).
С ранних лет Белок был знаком с Генри Эдвардом Маннингом , который обратил мать Беллока в католическую веру. Участие Маннинга в произвело большое впечатление на Беллока и определило его политические взгляды, со слов биографа Беллока Роберта Спиэйта ( англ. Robert Speaight ). Сам Беллок описывает эти события в книге Круиз Ноны . Беллок был суровым критиком несдерживаемого капитализма и многих аспектов социализма .
Вместе с Г. К. Честертоном , и Хилэр Беллок занимался разработкой социоэкономической системы — дистрибутизма . В книге Государство рабов ( англ. The Servile State ), написанной после окончания партийной карьеры Беллока, а также в других работах он критикует современное ему экономическое устройство общества и парламентскую систему, предлагая теорию дистрибутизма в качестве альтернативы как капитализма, так и социализма. Беллок указывал, что дистрибутизм имеет глубокие исторические корни в Европе и что переход к дистрибутивизму — скорее небольшой шаг назад в историческом развитии. Он призывал к роспуску парламента и к замене его собранием представителей различных социальных групп общества (что очень напоминает идею корпоративизма ).
Под влиянием этих идей Беллок написал серию биографий исторических деятелей, таких как Оливер Кромвель , Яков II и Наполеон . В этих книгах можно увидеть Беллока как яркого поборника чистого католицизма и как критика многих аспектов современного мироустройства.
Беллок выражал большое недовольство историей как наукой, когда она «отполирована до блеска» и превращается в «официальную трактовку событий». . Биограф Беллока, Джозеф Пирс, особо отмечает недовольство Беллока на проявления секуляризма в книге Герберта Уэллса « Очерки истории ».
Уэллс, по мнению Беллока, является явным противником христианства, так как в его «очерках» для Персидской кампании против греков уделено гораздо больше места, чем для описания Иисуса Христа.
Беллок также писал много на тему истории войн. В жанре альтернативной истории он принял участие в сборнике « Если бы все случилось иначе » ( англ. If It Had Happened Otherwise ), 1931, под редакцией сэра Джона Сквайра.
Смерть
В 1941 году перенёс инсульт, от которого не смог оправиться до конца своих дней.
Умер 16 июля 1953 года в Католическом госпитале в Гилдфорде , Суррей . Похоронен на старом кладбище у Католического Алтаря церкви Святой Девы Мари Утешительницы и Св. Франциска в деревне Западный Гринстед, недалеко от его дома в Шипли. Беллок был постоянным прихожанином этой церкви. На поминальной службе преподобный Рональд Нокс отметил, что «ни один человек его времени не сражался так отчаянно за добрые дела».
Отношение к религии
Одним из самых известных изречений Беллока является «Вера в Бога — это Европа, и жить по-европейски — значит верить в Бога» ( англ. the faith is Europe and Europe is the faith ); в этом изречении сходятся воедино все его взгляды (ортодоксально- католические ) и все его устремления. Такой взгляд на веру нашёл отражение во многих работах Беллока в период с 1920 по 1940 годы, многие из которых считаются [ кем? ] образцами апологий католической церкви. В то же время они подвергаются критике, например, при сравнении с работами того же времени.
Беллок упоминает об этом обретении своей веры в одной из глав «Круиза Ноны».
Беллок верил в превосходство католицизма над всеми остальными религиями, а Католическая Церковь — это центр и дом для человеческой души . Если смотреть не так серьёзно, то его отношение к католицизму можно передать его же словами: «Когда в мире светит Католическое солнце — то вокруг и смех, и любовь, и красное-красное вино».
При этом у Беллока было весьма пренебрежительное отношение к Англиканской церкви и к различным еретикам в его понимании: «Heretics all, whoever you be/ …You never shall have good words from me/ Caritas non conturbat me». В его «Песне о Пелагианской Ереси» он высказывается очень резко в адрес епископа Осерского : «with his stout Episcopal staff/ So thoroughly thwacked and banged/ The heretics all, both short and tall/ They rather had been hanged».
Примечания
- ↑ (брит. англ.) — , 1849. — ISSN
- Сэр Джон Саймон, который в то же время был в Оксфорде вспоминает о «…звучном, глубоком голосе…», который производил «…незабываемое впечатление».
- Фрэнсис Уэст в книге Гилберт Марри , стр 107 описывает впечатление, которое Беллок произвел на Гилберта Марри в 1899: В июле […] [Марри] был на собрании, посвященном принципам либерализма, на котором Хилэр Беллок произнес блистательную речь, и хотя эта речь произвела огромное впечатление на Марри, он не мог впоследствии припомнить ни слова из неё .
- Wells, H. G., Mr. Belloc Objects, to the Outline of History , Watts & Company, London, 1926
- Ссылка ведет на англоязычный источник от 21 мая 2008 на Wayback Machine
- См. Alfred F. Havighurst, Britain in Transition: The Twentieth Century (1985), p. 36.
- Практически полный хронологический список работ Беллока представлен в статье
- Antisemitism: A Historical Encyclopedia of Prejudice and Persecution. ABC-CLIO, 2005. p.65
- Реймонд Уильямс , Culture and Society ( Культура и Общество , стр. 186 англоязычного издания): Беллок утверждает, что капитализм как система сдает свои позиции, и это можно только приветствовать. Общество, в котором меньшинство владеет и контролирует средства производства, в то время как большинство низведено до статуса пролетариата не только нездорово, но и нестабильно. Беллок считает, что распад капиталистического общества может произойти двумя способами — либо на общество всеобщего благосостояния (что несовместимо с устройством системы капитализма), либо на монополистическое общество со строгими ограничениями в торговле. Альтернатив всего две: социализм, который Беллок называет коллективизмом и перераспределение собственности на основе шкалы значимости, которое Беллок называет дистрибутизмом.
- Вот огромная книга под названием «История средних веков», Кембридж, том 1. В ней 759 страниц мелким шрифтом… Ни разу на этих страницах не встречается слово Месса. Это же практически равносильно написанию труда по истории еврейского народа без единого упоминания о синагогах или описания истории Великобритании без единого слова Лондон или флот. ( Письма Хилэра Беллока ( Letters from Hilaire Belloc ), Hollis and Carter, 75).
- Цитируется по вступительной статье к книге Belloc’s Complete Verse, Pimlico, 1991
- 2020-09-07
- 1