Interested Article - Книга-игра

Книга-игра ( англ. gamebook ) — литературное произведение, которое позволяет читателю участвовать в формировании сюжета . Чаще всего читателю предлагается стать главным героем книги, и, в зависимости от принимаемых решений, он перемещается между страницами или главами. Таким образом, книга-игра читается не последовательно, а в той очерёдности, в которой читатель проходит страницы или главы.

История возникновения книг-игр

Первые попытки (1940—1970)

Прообраз идеи книги-игры можно встретить у аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса . В 1941 году он написал рассказы «Анализ творчества Герберта Куэйна» и «Сад расходящихся тропок», которые являются трактовкой мультиверсумной интерпретации (согласно которой существует множество параллельных миров), метафорично переданной через описанный в рассказах многовариативный текст. Книги-игры начинают появляться в 1950-х годах для целей образования. Психолог Б. Скиннер высказал идею использования интерактивной литературы для обучения студентов без преподавателя. Интерес к данному жанру в 1960-е был мотивирован литературными экспериментами. Экспериментальная французская литературная группа УЛИПО обсуждала формат книг-игр, который они называли «древовидные повествования». Некоторые идеи были реализованы в литературном и театральном виде. Другой ранний пример литературного эксперимента — работа американского писателя Джона Слэйдека — «программируемое приключение». Почти в то же самое время появляются книги-игры для массового развлечения. Д. Гуеррир с соавторами написали интерактивный триллер, политический симулятор, а также программные (здесь программа — последовательность действий, а не исполняемый модуль ЭВМ) игры для одного игрока, включая крестики-нолики. Развлекательные книги-игры появляются в Великобритании, Швеции, Италии. Книгу «Сказки, у которых три конца» пишет Джанни Родари .

Популяризация (1970-е — по настоящее время)

Книги-игры с простым выбором вариантов

Однако популяризация художественных книг-игр началась в семидесятых, начавшись с нескольких серий в англоговорящих странах. Первой публикуемой серией интерактивных приключений, скорее всего, является «Шпион», написанный в целом ряде жанров. Двенадцать книг было выпущено в период с 1972 по 1980 год в Великобритании. Нацеленные на детей старшего возраста, их можно считать предшественниками более популярной серии «Выбери себе приключение». Э. Паккарду и Р. Монтгомери пришла идея многовариантных рассказов. Так в 1979 году появилась серия « Выбери себе приключение », которая стала очень популярна во всём мире, а некоторые книги были переведены более чем на 25 языков. Пик популярности пришёлся на восьмидесятые, и издательский дом Bantam , где работали Паккард и Монтгомери, для извлечения выгоды выпустил ещё несколько серий («Выбери себе приключение для маленьких», «Машина времени», «Быть межпланетным шпионом»). Много других американских издателей выпустили свои собственные серии, чтобы конкурировать с серией «Выбери себе приключение». Самой известной серией был «Бесконечный квест» от TSR , основанный на своих собственных правилах. Другим сильным конкурентом был Ballantine с их серией «Найди свою судьбу», которая основывалась на приключениях Индианы Джонса и Джеймса Бонда. В течение восьмидесятых книги-игры также начали появляться в других странах: Испании, Франции, Великобритании, Мексике, Чили и Дании. В остальных странах (Бразилии, Италии, странах Восточной Европы) публикации переводов и своих книг-игр появлялись позже, в начале девяностых. Книги-игры преобладали как детское развлечение. Тем не менее, были и книги с дидактическими целями (начиная историческими сериями («Машина времени») и заканчивая духовными («Сделай выбор»)). Кроме того, несколько книг было нацелено на взрослых: от бизнес-симуляторов до эротики . В начале девяностых коммерческий бум пошёл на убыль, и количество новых серий уменьшилось. Однако в нескольких странах новые книги-игры продолжают издаваться и по сей день. « Выбери себе приключение » является самой большой серией и насчитывает 185 книг.

Ролевые сольные книги-игры

Параллельно развиваются сольные приключения. Этот тип книг-игр позволяет использовать правила ролевых игр без участия мастера игры. Первые ролевые книги-игры основывались на системе правил «Туннели и тролли», первая из которых называлась «Замок Буффало» и вышла в 1976 году. В период с 1976 по 1993 год вышло 24 сольных приключения (не считая книг малого размера). Книги были успешны среди игроков ролевых игр, и нашли немало подражателей. Ещё одна ролевая игра с сольной системой — «Фэнтези приключение». Всего было выпущено 8 книг. Однако уникальность этих книг-игр состояла в необходимости иметь миниатюры и гексагональное поле для воспроизведения систем движения и боя. Эти приключения были тоже очень популярны. Сольные ролевые приключения также испытали рост популярности в восьмидесятых. Многие ролевые наборы правил включали сольные приключения, которые были предназначены для обучения игроков ролевым системам. Некоторые компании выпустили серии сольных приключений для своих игр. Примеры игр с развитыми сольными сериями: Dungeons & Dragons , GURPS , Das Schwarze Auge , (англ.) и Call of Cthulhu . Сольные приключения также часто публиковались в журналах ролевых игр. Несколько сольных приключений были переведены на другие языки. Как и другие типы книг-игр, производство сольных приключений резко уменьшилось в течение девяностых. Однако новые сольные ролевые игры продолжают издаваться по сей день. Некоторые компании продолжают создавать сольные приключения для «Туннелей и Троллей». Также есть новые сольные приключения для других систем.

Приключенческие книги-игры

«Колдун Огненной горы» — первая книга серии « Боевое фэнтези », одной из первых серий приключенческих книг-игр. Публикации начались в 1982 году и сейчас насчитывают более 60 книг. Серия популяризовала формат книг-игр в Великобритании и других странах, таких как Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка, Сингапур, США, Португалия, Танзания, Бразилия, Испания, Франция, Германия, Италия, Дания, Израиль, Япония и страны Восточной Европы. Несмотря на доминирование переводов с английского языка в большинстве не англоязычных стран, там также было издано значительное число своих книг-игр, особенно во Франции. В девяностых жанр стал популярен в Болгарии, в то время как на западе интерес к книгам-играм стал спадать. Период главным образом характеризовался не только переводом всемирно известных серий «Выбери себе приключение» и «Боевое фэнтези», но и работой обширного числа болгарских авторов, некоторые из которых были очень производительны и популярны. В одно время болгарские издатели были уверены в большой популярности западных имён, поэтому болгарские авторы писали под псевдонимами. Эта традиция впоследствии продолжилась, несмотря на то, что авторы стали известны общественности. Подобный феномен, хотя и в меньшем масштабе, произошёл в Венгрии, где большое число своих книг-игр было издано под псевдонимами и даже под «официальными английскими названиями». Также несколько приключенческих книг-игр было выпущено в Чехии и России. Производство новых книг-игр на западе резко пошло на спад в течение девяностых (но при этом никогда не останавливалось в целом). С развитием интернета , книги-игры стали распространяться в форме электронных документов . Также некоторые компании пытаются возродить книги-игры на различных мобильных платформах.

Правила игры

В книгах, как, например, в «Стань Стальной крысой» или в серии « Выбери себе приключение », правила отсутствуют как таковые и игроку необходимо лишь делать свой выбор и переходить по параграфам.

Однако, в большинстве произведений помимо простого выбора действия, игроку предлагается взаимодействовать с миром, то есть участвовать в битвах и мини-играх с персонажами, разгадывать головоломки и прочее, что в значительной степени может как помочь, так и усложнить прохождение.

Хотя от книги к книге правила меняются, наиболее устоявшимися являются те, которые были придуманы для серии книг Fighting Fantasy .

Вариативность прохождения часто зависит от простого броска кубика: бывает, что судьба героя книги напрямую зависит от удачного или неудачного броска. Для удобства в некоторых книгах (например, в «Верной шпаге короля») на каждой странице нанесено изображение кубиков, что позволяет отказаться от их реальных прототипов. Для получения результата необходимо открыть любую страницу.

Переход по параграфам

В конце почти каждого параграфа читателю предлагается сделать свой выбор, от которого зависит дальнейшее прохождение. Последний параграф книги зачастую является финальным, что, впрочем, не мешает некоторым авторам помещать концовку в середину книги для исключения соблазна узнать, чем закончилась история.

84

Коридор сворачивает направо, к северу. Вы идете по узкому проходу. Наконец он плавно поворачивает к западу. В углу коридора, в северной стене, на уровне вашей головы виднеется маленькое квадратное отверстие. Если хотите заглянуть в него, то переход на 161 . Если хотите идти дальше на запад, вас ждёт переход на 193 .

85

Справа на камне арочного прохода высечены какие-то рисунки. Перед вами комната, полная играющих флейтистов. Перед ними пляшут воины. Если хотите пройти под аркой, возврат на 75 . Если хотите посмотреть, что находится слева от неё, переход на 197 .

86

Вы ныряете в узкую щель между опускающейся каменной притолокой и полом, но притолока опускается слишком быстро, и вам удаётся преодолеть только полпути. Безжалостная гранитная плита падает.

Здесь и заканчивается ваше приключение.

Для примера взят отрывок из книги Василия Шувалова «Кощеева цепь»

Характеристики игрока

В ролевых книгах-играх в самом начале читателю предлагается установить характеристики своего игрока. В большинстве книг они представлены тремя значениями: Сила, Ловкость и Удача, которые в процессе игры могут произвольно меняться от броска кубика по сравнению с изначальными. Бывает, что Ловкость заменяется на какие-либо другие параметры, характерные для мира книги, например Магией. Иногда характеристики дополняются другими произвольными значениями, такими как Честь или Сила воли.

Удача

Проверка удачи обычно встречается в критических для персонажа моментах, например, при падении с высоты и т. д. Тогда игроку бывает предложено проверить свою удачливость: удачлив — отделался подвёрнутой лодыжкой (понижение какой-либо характеристики), а нет, то просто-напросто свернул себе шею.

Сражения

По ходу повествования могут встречаться враждебные персонажи, от которых без драки никак не уйти. Всегда, когда игрок вступает в бой, характеристики врага указаны в тексте. Игрок бросает один или два шестигранных кубика и добавляет выпавшее значение к своей Ловкости, то же самое делается и для оппонента. Боец, у которого значение получилось больше, выигрывает, при этом у проигравшего вычитается определённое количество сил. Этот процесс продолжается до тех пор, пока у одного из участников сила не становится равна нулю.

Книги-игры в России

Впервые в России книги этого жанра стали издаваться товариществом «Калейдоскоп» в рамках серии «Приключенческая книга-игра», основанной в 1991 году.

Список книг-игр, издававшихся на русском языке

В отличие от западных изданий, где, например, тираж одной только серии Fighting Fantasy превысил 15 млн экземпляров , в России вышло сравнительно немного книг.

Приключенческая книга-игра

Подземелья Чёрного замка, первое издание

Серия издавалась с 1991 по 1993 год «Производственно-коммерческим центром „АТ“» и «Товариществом „Калейдоскоп“». Это был первый опыт выпуска книг-игр в России. Серия отличалась огромными по сегодняшним меркам тиражами — до 100 000 экземпляров.

Дмитрий Браславский :

  • , 1991 год
  • Тайна капитана Шелтона, 1992 год
  • Верная шпага короля, 1992 год
  • Повелитель безбрежной пустыни, 1993 год

Путь героя

Все книги серии вышли в 1995 году в издательстве АСТ . Изначально был запланирован выпуск большой серии, однако, в силу некоторых причин ограничилось семью выпусками .

Во всех книгах использовалась единая система правил. Второе издание книг Браславского было несколько переработано: увеличилось число параграфов, действие игр стало происходить в одной вселенной — Элгариол (кроме «Верной шпаги короля»).

Дмитрий Браславский :

  • Подземелья Чёрного замка (2-е издание)
  • Тайна капитана Шелтона (2-е издание)
  • Верная шпага короля (2-е издание)
  • Повелитель безбрежной пустыни (2-е издание)
  • Лабиринт затаившейся смерти (анонсировано, но не издано)
  • Холодное сердце Далрока (анонсировано, но не издано)
  • Мерцание эльфийского портала (анонсировано, но не издано)
  • Верховный жрец Айригаля (анонсировано, но не издано)

Ольга Владимировна Голотвина :

  • Вереница миров, или Выводы из закона Мэрфи
  • Капитан «Морской ведьмы»
  • По закону прерии

Значительно позднее часть анонсированных книг стала доступна для покупки через интернет в виде электронных версий, а «Лабиринт затаившейся смерти» был выпущен на CD-ROM как интерактивное приключение.

Книга-игра

В 2010 году издательство Сергея Селиванова возобновило выпуск книг-игр. Цель издательства — выпустить в свет все книги-игры Дмитрия Браславского и Ольги Голотвиной. На данный момент цель уже достигнута:

Дмитрий Браславский :

  • Подземелья Чёрного замка (3-е издание, 2010 год, ISBN 978-5-905195-01-3 )
  • Подземелья Чёрного замка (4-е издание, 2014 год, ISBN 978-5-905195-11-2 , в четвёртом издании автор значительно переработал текст)
  • Тайна капитана Шелтона (3-е издание, 2011 год, ISBN 978-5-905195-02-0 )
  • Тайна капитана Шелтона (4-е издание, 2015 год, ISBN 978-5-905195-16-7 , в четвёртом издании автор значительно переработал текст)
  • Верная шпага короля (3-е издание, 2011 год, ISBN 978-5-905195-04-4 )
  • Повелитель безбрежной пустыни (3-е издание, 2011 год, ISBN 978-5-905195-05-1 )
  • Лабиринт затаившейся смерти (издано впервые, 2011 год, ISBN 978-5-905195-06-8 )
  • Холодное сердце Далрока (издано впервые, 2012 год, ISBN 978-5-905195-07-5 )
  • Мерцание Эльфийского портала (издано впервые, 2013 год, ISBN 978-5-905195-08-2 )
  • Верховный жрец Айригаля (издано впервые, 2017 год, ISBN 978-5-905195-19-8 )

Ольга Владимировна Голотвина :

  • По закону прерии (2-е издание, 2011 год, ISBN 978-5-905195-03-7 )
  • По закону прерии (2-е издание, дополнительный тираж, 2015 год, ISBN 978-5-905195-15-0 )
  • Капитан «Морской ведьмы» (2-е издание, 2014 год, ISBN 978-5-905195-13-6 )
  • Вереница миров, или Выводы из закона Мерфи (2-e издание, 2015 год, ISBN 978-5-905195-17-4)
  • Заложники пиратского адмирала (2016 год, ISBN 978-5-905195-20-4 )
  • Проклятие замка Пяти башен (2017 год, ISBN 978-5-905195-25-9 )
  • Вольный ветер Шервуда (2019 год, ISBN 978-5-905195-27-3 )
  • Подземный город двойников (2021 год)

Бой книга

Для издания переводов книг-игр серии Fighting Fantasy издательством «Эгмонт» был придуман псевдоним .

На пороге XXI века нам нужны новые книги и новые имена! Сенсация 2000 года - английский кудесник Майкл Фрост - творец новой литературы нового тысячелетия! Никто не знает, кто он, никто не видел его в лицо, имя его овеяно тайной. Но весь мир читает его книги, которые полностью переворачивают наше представление о том, какой должна быть современная литература...

В реальности же книги принадлежали перу нескольких авторов. Изначально издательство анонсировало 17 книг, но вышло всего семь.

Майкл Фрост :

  • Лабиринт Страха (Deathtrap Dungeon) , Ян Ливингстон
  • Демоны Бездны (The Demons of the Deep) , Стив Джексон, США
  • Пиратская одиссея (Seas of Blood) , Эндрю Чепмэн
  • Адское болото (Scorpion Swamp) , Стив Джексон, США
  • Звёздный Странник (Starship Traveller) , Стив Джексон, Великобритания
  • Разрушитель (Creature of Havoc) , Стив Джексон, Великобритания
  • (The Forest of Dreams) , Натан Пейдж

Выбери себе приключение

Серия является переводом американского издания Choose Your Own Adventure . Издавалась с 1995 по 1998 годы по лицензии в издательстве « ». Всего вышло 15 книг, рисунки и обложки использовались как из оригинальных изданий (в 1995 году) так и нарисованные отечественными художниками.

  • Тайна заброшенного замка (The Mystery of Chimney Rock) , Эдвард Паккард
  • Путешествие на дно моря (Journey Under the Sea) , Р. А. Монтгомери
  • За рулем (Behind the Wheel) , Р. А. Монтгомери
  • Похищены! (Hijacked!) , Ричард Брайтфилд
  • Пещера времени (The Cave of Time) , Эдвард Паккард
  • Луна-Парк для смельчаков (Daredevil Park) , Сара и Спенсер Комптон
  • В поезде с вампирами" (Vampire Express) , Тони Кольтц
  • Каньон разбойников (Outlaw Gulch) , Рэмси Монтгомери
  • Ты — миллионер (You Are a Millionaire) , Джей Либолд
  • Место преступления (Scene of the Crime) , Дуг Уилхелм
  • Великий волшебник (Magic Master) , Эдвард Паккард
  • Остров динозавров (Dinosaur Island) , Эдвард Паккард
  • Секрет ниндзя (Secret of the Ninja) , Джей Либолд
  • Викинги — завоеватели (Viking Raiders) , Эдвард Паккард
  • Пришельцы из космоса (Invaders from Within) , Эдвард Паккард

Суперприключение

Издательством в серию были включены книги Дмитрия Емца , однако, по своей сути книгами-играми не являющимися.

  • А. и К. Тенишевы:
    • Квакеры в зоне риска
    • История моего меча
    • Месть Красной Шапочки (анонсировано, но не издано)
  • Илья Бабенко: Синеглазка в Зазеркалье
  • Анна Кареева: Тайна красных георгинов (анонсировано, но не издано)

Ужастики-2

Выпускается издательством « Росмэн ». Является переводом книг Р. Л. Стайна серии Give Yourself Goosebumps .

  • Человекосжималки (Revenge of the Body Squeezers)
  • Цирк-западня (Trapped in the Circus of Fear)
  • Ночь в лесу оборотней (Night in Werewolf Woods)
  • Каникулы в джунглях (Deep in the Jungle of Doom)
  • Заклятие чародея (Under the Magician’s Spell)
  • Дневник сумасшедшей мумии (Diary of a Mad Mummy)
  • Он явился из Интернета (It Came from the Internet)
  • Ужас фокус-покуса (Hocus-Pocus Horror)
  • Кошмар на весь день (All-Day Nightmare)
  • Лифт в никуда (Elevator to Nowhere)
  • Ты — удобрение для растений (You’re Plant Food)
  • Оживший манекен (Shop Till You Drop…Dead!)
  • Наперегонки с торнадо (Into the Twister of Terror)

Приключения Золотого Сокола

Автором серии, как и книг Fighting Fantasy , является Ян Ливингстон .

  • Проклятие Дакмуна (Darkmoon’s Curse)
  • Паук-демон (The Demon Spider)

Издательство «Флуераш»

  • М. В. Адамчик, В. В. Адамчик: Алладин
  • М. В. Адамчик: Русалочка

Без серии

  • Василий Шувалов: Кощеева цепь
  • Ферен Цешке: Странник, изгоняющий мрак
  • Филипп Эбли: Остров осьминогов (L’Ile aux pieuvres)
  • Юрий Пульвер: Лабиринт колдуна
  • Александр Куликов: Меч и судьба
  • А. Добромиров: Повелитель тьмы (по сюжету Дж. Р. Р. Толкиена)
  • Бутягин Александр, Чистов Дмитрий:
  • Гарри Гаррисон : « » («Теперь ты — Стальная Крыса » во втором издании)
  • Корнелиус Рамстакл: Книга волшебства (The Book of Wizardry)
  • Роман Смеклоф: Кто такой Дон Кей? (по мотивам "Жить ярче!")

К книге «Кощеева цепь» прилагался восьмигранный кубик с двумя особенными гранями: пустой и с изображением кольца.

Книга-игра «Стань стальной крысой» впервые была напечатана в журнале « Если ».

«Три дороги» разделена на части, описывающие похождения трёх героев: Хагена (из книг Ника Перумова ), Фаргала (из книг Александра Мазина ) и Конана .

Программы для создания интерактивных книг

  • от 23 июля 2018 на Wayback Machine — это инструмент с открытым исходным кодом, предназначенный для создания и рассказывания интерактивных нелинейных историй.
  • AXMA Story Maker — Freeware ПО для создания интерактивных книг

См. также

Примечания

  1. (англ.) . Дата обращения: 13 августа 2010. 18 февраля 2012 года.
  2. . Дата обращения: 24 августа 2011. Архивировано из 13 января 2013 года.
  3. Книга «Лабиринт затаившейся смерти» оформлена издательством « Бука » в виде (недоступная ссылка)

Ссылки

Источник —

Same as Книга-игра