Бротиган, Ричард
- 1 year ago
- 0
- 0
Ри́чард Бро́тиган ( англ. Richard Brautigan , 30 января 1935 — 16 сентября 1984 ) — американский писатель и поэт , знаковая фигура контркультуры 1960 — 70-х . Автор 11 романов, 10 поэтических сборников и 2 сборников рассказов, а также 6 эссе и музыкального альбома «Слушая Ричарда Бротигана». Бротиган вложил в них всё своё богатое воображение, фантазию, юмор и сатиру. Самые известные из них — роман «Рыбалка в Америке» ( 1961 , в переводе И. Кормильцева «Ловля форели в Америке»), принёсший писателю всемирную славу и называемый в числе главных достижений американской литературы второй половины XX века , сборник рассказов «Лужайкина месть» и сборник стихов The Pill Versus the Springhill Mine Disaster .
Полное и точное описание жизни Бротигана — задача утопическая. Отчасти виноват в этом он сам, потому что, рассказывая о себе друзьям и в своих произведениях, часто привирал и фантазировал. Сведения его близких достаточно противоречивы и сбивают с толку. Поэтому детали биографии Бротигана очень часто основаны больше на предположениях, чем на фактах.
Ричард Гэри Бротиган родился в Такоме , штат Вашингтон 30 января 1935 г. у Бернарда Ф. Бротигана ( 1908 — 1994 ) — рабочего фабрики, впоследствии ветерана Второй мировой войны , и Лулу Мэри Кехо «Мэри Лу» Бротиган ( 1911 – 2005 ) — официантки. Родители Ричарда развелись ещё до его рождения. О своем отце и о том, что его настоящая фамилия Бротиган, он узнал от матери, когда пришло время получать аттестат: мать тогда решила, что в документе должно стоять верное имя. Ричард виделся с отцом всего дважды.
Бротиган рос на северо-западе Тихоокеанского побережья Америки вместе с матерью, приёмными отцами и неполнородными сёстрами и братьями. Его мать была замужем ещё три раза. У писателя было две сестры: Барбара Титлэнд (р. 1939 ) и Сандра Джин Портерфилд (р. 1945 ), а также брат Уильям Дэвид Фолстон-мл. (р. 1950 ).
Биографы полагают, что приёмные отцы грубо обращались как с самим Ричардом, так и с его матерью. Многое из детского опыта нашло отражение в его стихах и рассказах. Семья Бротигана была не просто бедной, а нищей, жила случайными заработками и пособиями, часто переезжала с места на место. В 1943 году , когда Ричарду было 8 лет, они провели пару месяцев в мотеле в Грейт Фолз, штат Монтана . Через год семья переехала в Юджин , штат Орегон , и решила осесть там. С одним из своих отчимов, Робертом Портерфилдом, Бротиган жил на протяжении трёх лет после того, как тот расстался с матерью, и воссоединился с семьёй только в возрасте 14 лет.
19 декабря 1954 г. первое стихотворение Бротигана «Свет» ( The Light ) опубликовали в газете школы Юджин Хай. Бротиган окончил школу 9 июня 1953 г. После выпуска он переехал к своему лучшему другу Питеру Уэбстеру и его матери. Он прожил с ними около года, прежде чем уехать в Сан-Франциско в августе 1954 г., и возвращался к ним несколько раз, очевидно, когда у него кончались деньги.
Там же 8 июня 1957 г. Бротиган женился на Вирджинии Дионн Алдер. 25 марта 1960 г. у них родилась дочь Ианте Элизабет Бротиган. Вскоре после рождения дочери они развелись.
В Сан-Франциско Бротиган познакомился с писателями Майклом Макклуром , и Алленом Гинзбергом . Он также принимал участие в чтениях «Ночь трёпа» ( Blabbermouth Night ) в The Place — популярном среди художников и поэтов месте, а также выступал со стихами на концертах и перформансах, организованных The Diggers .
Первой опубликованной работой Бротигана стало стихотворение The Return of the Rivers ( 1958 ), за которым последовали два поэтических сборника The Galilee Hitch-Hiker ( 1958 ) и Lay the Marble Tea ( 1959 ).
После выхода сборников стихов Бротиган решил попробовать себя в прозе. Его первое опубликованное произведение «Генерал конфедерации из Биг-Сура » ( Confederate General from Big Sur , 1964 ) не пользовалось популярностью. Но после появления «Ловли форели в Америки»/«Рыбалки в Америке» ( Trout Fishing in America ) в 1967 к Бротигану пришла международная слава, а критики назвали его наиболее интересным представителем зародившегося в 60-е контркультурного молодёжного движения. До конца 70-х Бротиган опубликовал ещё 4 поэтических сборника ( The Octopus Frontier ( 1960 ), All Watched Over by Machines of Loving Grace ( 1967 ), The Pill Versus the Springhill Mine Disaster ( 1968 ), Please Plant This Book ( 1969 )) и роман «В арбузном сахаре» ( In Watermelon Sugar , 1968 ). Одно произведение Бротигана этого времени The God of The Martians так и осталось неопубликованным. Оно было отправлено как минимум двум редакторам, и оба отвергли работу. Копия рукописи была найдена у одного из них, Гарри Хутона, уже после смерти.
В 70-е Бротиган много экспериментировал с жанрами. Это видно даже из названий его романов: «Аборт. Исторический роман» ( The Abortion: An Historical Romance , 1971 ); «Чудище хоклайнов. Готический вестерн» ( The Hawkline Monster: A Gothic Western , 1974 ); «Уиллард и его боулинговые трофеи. Извращенная мистерия» ( Willard and His Bowling Trophies: A Perverse Mystery , 1975 ); «Следствие сомбреро. Японский роман» ( Sombrero Fallout: A Japanese Novel ( 1976 ); «Мечты о Вавилоне. Детективный роман» ( Dreaming of Babylon: A Detective Novel 1942 , 1977 ). К этому периоду относятся и сборник рассказов «Лужайкина месть» ( Revenge of the Lawn , 1971 ), а также три поэтических: Rommel Drives on Deep into Egypt ( 1970 ), Loading Mercury with a Pitchfork ( 1976 ), June 30th, June 30th ( 1978 ).
Популярность Бротигана на протяжении 70-х — начала 80-х угасала. Критики обвиняли Бротигана в умышленной наивности. Поэт Лоуренс Ферлингетти говорил о нём: «Я всегда ждал, когда Ричард вырастет как писатель. Мне кажется, он был ужасно наивным, но я не думаю, что он это в себе культивировал, это само собой получалось. Как будто он больше оставался на волне с форелью в Америке, чем с людьми».
Однако его любили в Европе и Японии , куда он путешествовал несколько раз. Очевидно, в этих поездках Бротиган познакомился с философией дзэн-буддизма , которая нашла отражение в его творчестве. Влияние дзэн-буддизма и японской культуры можно заметить в таких произведениях, как «Экспресс Токио-Монтана» ( The Tokyo-Montana Express , 1980 ) и «Следствие сомбреро. Японский роман».
С конца 1968 по февраль 1969 Бротиган записал альбом на лейбле The Beatles Zapple . Лейбл был закрыт Алленом Кляйном ещё до выпуска записи, но альбом всё же был издан в 1970 г. на Harvest Records под названием «Слушая Ричарда Бротигана».
В 1976 г. Бротиган встретил Акико Йошимуру в Токио. Они переехали в Монтану в начале 1977 , а 1 декабря 1977 г. поженились, однако в декабре 1979 года расстались.
1980-е годы начались для Бротигана тяжело: новый роман «Чтобы ветер не унес все это прочь», замысел которого писатель вынашивал 17 лет, получил разгромные рецензии критиков, Бротиган тяжело переживал размолвку с дочерью, чей ранний брак он не одобрял .
В 1984 г. в возрасте 49 лет Ричард Бротиган покончил жизнь самоубийством, выстрелив в голову из револьвера. Это случилось в , Калифорния . Точная дата смерти неизвестна, однако предполагают, что это произошло 16 сентября 1984 года после телефонного разговора с Маршей Клей, бывшей подружкой Бротигана. Тело было найдено только 25 октября.
Популярные писатели Харуки Мураками и Эрленд Лу называют Бротигана своим учителем. Василий Аксёнов также признавал влияние Бротигана на своё творчество наряду с Воннегутом и Олби .
Именем Бротигана назван один из главных героев романа Стивена Кинга « Сердца в Атлантиде ».
Романы
Поэзия
Сборники рассказов
Музыкальный альбом