Философский скептицизм
- 1 year ago
- 0
- 0
Философский камень ( Чёрная стадия , фр. L'Œuvre au noir ) — исторический роман французской писательницы Маргерит Юрсенар , изданный в 1968 в Париже издательством « Галлимар ». Второй крупный роман Юрсенар; в том же году был удостоен премии «Фемина» .
Действие происходит в Центральной Европе XVI века (в основном во Фландрии), расколотой религиозным конфликтом и сотрясаемой войнами. Главный герой — Зенон Лигр, алхимик, врач и естествоиспытатель. Основным прототипом был Парацельс , также при создании образа были использованы черты известных деятелей позднего ренессанса: Коперника , Этьена Доле , Мигеля Сервета , Джироламо Кардано , Амбруаза Паре .
Оригинальное название романа — Чёрная стадия (или Стадия чернения ) — наименование первой и самой сложной ступени ( нигредо , или меланозис ) алхимического процесса — Великого делания .
Суть чёрной стадии заключается в «разделении и разложении субстанции» до состояния некой аморфной «чёрной массы» первоэлементов, в которой, как в изначальном хаосе, скрыты все потенции. Высшая ступень алхимии — разновидность теургической магии, — предполагает произведение аналогичного процесса в самом экспериментаторе — ритуальную ( инициатическую ) смерть и возрождение в новом качестве. В аналитической психологии Юнга, на известную работу которого «Психология и алхимия» опиралась Юрсенар, Великое делание соответствует процессу индивидуации личности, а трансмутация означает обретение архетипа «самости» .
Теперь две ветви параболы встретились: mors philosophica свершилась: оператор, обожженный кислотами, был одновременно и субъектом, и объектом, хрупким перегонным аппаратом и черным осадком на дне сосуда-приемника. Опыт, который полагали возможным ограничить лабораторией, распространился на все...
— Юрсенар M. Воспоминания Адриана. Философский камень. М., 1984, с. 306.
По словам автора, чёрная стадия также символически обозначает попытки духа вырваться из плена привычных представлений, рутины и предрассудков .
Зенон проходит свою «чёрную стадию» на фоне ужасов Европы эпохи религиозных войн. Большинство персонажей романа гибнут мучительной смертью, часты описания жестокостей и принятых в то время способов казни . Своеобразной вставной новеллой в романе ярко и жёстко изображена деятельность Яна Лейденского и его приспешников, трагедия Мюнстера , павшего жертвой безумия фанатиков, и кровавый финал анабаптистской секты.
По мнению исследователей, в романе есть доказательства того, что Зенон, сам того не ведая, проходит вслед за чёрной стадией белую ( альбедо ), а в концовке, носящей отчетливо мифологический характер, достигает красной стадии ( рубедо ), завершающей алхимическую трансмутацию .
Несмотря на обилие алхимических и каббалистических аллюзий, «Чёрная стадия» не является романом об алхимии, избегает мистики и отражает достаточно традиционные гуманистические представления. Алхимия в романе присутствует, в основном, в символическом, юнгианском смысле.
Роман написан той же монументальной прозой, напоминающей литую бронзу, что и « Воспоминания Адриана »; стиль обоих произведений восхищённые критики назвали «мраморным» . Как и при создании предыдущего романа, Юрсенар проделала значительную работу по изучению источников.
Описания научных исследований Зенона сделаны, по большей части, на основе «Тетрадей» Леонардо . Латинские формулы алхимических манипуляций взяты из работ Марселена Бертло «Химия в Средние века» (1893), К. Г. Юнга «Психология и алхимия» (1944, 1952) и Юлиуса Эволы «Герметическая традиция» (1948), авторов, которые придерживались совершенно разных взглядов на алхимию .
В основе книги лежит новелла «По мотивам Дюрера», изданная в 1934 в составе сборника «Повозкой правит смерть» и являющаяся фрагментом юношеского романа, который Юрсенар писала в 1921—1924 годах. Вновь к этой теме она вернулась в середине 1950-х, по окончании работы над «Воспоминаниями Адриана». В основном, роман был написан к 1965 году .
При создании романа использовались те же медитативные приемы, что и во время работы над «Адрианом»:
Когда я писала вторую и третью части этой книги, я часто мысленно или вполголоса повторяла: Зенон, Зенон, Зенон, Зенон, Зенон, Зенон... Двадцать раз, сто раз и больше. И чувствовала, что по мере повторения этого имени действительность чуть больше уплотнялась.
— Юрсенар. М. Заметки к роману, с. 611
В 1988 Андре Дельво снял по мотивам романа одноимённый фильм ; роль Зенона исполнил Джан Мария Волонте .