Дервиш
- 1 year ago
- 0
- 0
Суад Дервиш ( тур. Suat Derviş ; 1905 — 1972 ) — турецкая писательница, журналистка и политическая активистка; одна из основательниц «Ассоциации женщин-социалисток», созданной в 1970 году . Её ранние романы считаются первыми готическими романами , написанными на турецком языке .
Родилась, по разным данным, в 1904 или 1905 году в Константинополе в семье аристократов . Отец Суад, Исмаил Дервиш, работал гинекологом, а также преподавал на медицинском факультете Стамбульского университета . Мать Суад, Хесна-ханым, была дочерью невольницы, находящейся при свите османского султана Абдул-Азиза . У Суад была сестра по имени Хамиет, которая получила музыкальное образование в нескольких консерваториях Германии . В детстве Суад носила паранджу [ значимость факта? ] .
Дервиш получила частное образование в области музыки и литературы, ей также преподавали немецкий и французский языки. В 1919—1920 годах она жила со своей сестрой в Германии, где училась в Берлинском университете . Во время пребывания в Германии Суад писала статьи о Турции для немецких журналов, в том числе Berliner Zeitung , в 1920 году опубликовала свою первую книгу, получившую название «Чёрная книга» ( Kara Kitap ) . Между 1920 и 1933 годами были изданы ещё десять написанных ею книг .
Большое влияние на Суад оказала совместная с Назымом Хикметом работа в журнале « » . В ранних произведениях Суад затрагивались такие темы, как женская психология, гендерные и классовые проблемы. Также действие значительного числа произведений, написанных Суад, происходило в городе, что было нетипично для произведений того времени. По мнению одного из критиков: «[Суад Дервиш] более объективна и современна, чем Халиде Эдиб , но не менее проникновенна» .
Помимо написания книг Суад также подрабатывала журналисткой. Среди событий, материалы о которых она написала, была Лозаннская конференция , на которой определялась судьба Турции .
После смерти отца в 1932 году, Суад вернулась в Турцию и вошла в интеллектуальные круги . В 1930 году она стала членом предоставление женщинам избирательных прав . В 1930-х годах Суад безуспешно баллотировалась от партии на местных выборах . После Либеральной республиканской партии попала под влияние марксизма . В 1940—1941 годах издавала газету « Yeni Edebiyat » (с тур. — «Новая литература») .
, которая помимо прочего, выступала заПродолжала заниматься журналистской деятельностью. В 1936 году написала материал о конференции, на которой обсуждался режим Черноморских проливов . Во время работы в газете « Cumhuriyet » взяла интервью у 12 феминисток из разных стран мира, в том числе и у . Дважды посещала СССР , в 1944 году написала книгу « Почему я друг Советского Союза? » (« Niçin Sovyetler Birliği’nin Dostuyum? »), которая вызвала в Турции горячую полемику .
Трижды была замужем , супругами Суад были Селами Иззет Седес, Низаметтин Назиф Тепеделенлиоглу и Решад Фуад Баранер .
Суад Дервиш скончалась 23 июля 1972 года. В 1990—2000-х годах её биография привлекла внимание множества исследователей . Была издана биография Суад, озаглавленная « Bir Kadın Bir Dönem: Suat Derviş » .
Один из мужей Суад, Баранер, являлся членом запрещённой на тот момент коммунистической партии . 10 марта 1944 года Суад и её муж были арестованы по обвинению в «незаконной коммунистической деятельности», помимо них также были арестованы другие члены партии . Суад была приговорена к 8 месяцам тюремного заключения, на момент ареста она была беременна, у неё произошёл выкидыш . Муж Суад находился в тюрьме до 1950 года, в 1951 году он был в очередной раз арестован . Вследствие своих политических взглядов и ареста Суад испытывала трудности при поиске работы и публиковалась под псевдонимом . В 1953 году Суад была вынуждена покинуть Турцию .
В 1953—1963 годах жила в ряде стран, но большую часть времени провела во Франции . Её работы, в которых Суад поддерживала борьбу за расширение прав женщин, изданные в этот период, были тепло встречены во Франции, но в Турции отзывы были не столь однозначными, поскольку даже среди турецких левых на тот момент не существовало единого мнения по этому вопросу . В 1963 Суад снова вернулась в Турцию и жила с Баранером до его смерти в 1968 году . В том же году она опубликовала роман « Фосфорическая Джеврие » ( Fosforlu Cevriye ), в котором описывалась жизнь маргинализированных женщин, живущих в Стамбуле. «Фосфорическая Джеврие» считается наиболее известным произведением Суад, в 1969 году на основе этого романа был снят фильм, в 2016 году он был поставлен на театральной сцене . В 1970 году Суад приняла участие в создании Ассоциации женщин-социалисток ( Devrimci Kadınlar Birliği ), заявленными целями которой являлись создание революционного движения среди женщин и повышение их самосознания .