RHD (ген)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Эгоисти́чный ген» ( англ. «The Selfish Gene» ) — научно-популярная книга о биологической эволюции , написанная британским биологом Ричардом Докинзом и впервые опубликованная в 1976 году . Основная идея книги состоит в обосновании .
Словосочетание «эгоистичный ген», вынесенное в заглавие книги, было выбрано Докинзом в качестве удобной метафоры для выражения , в рамках которого эволюция рассматривается прежде всего как эволюция генов и считается, что естественный отбор на уровне особей или популяций почти никогда не одерживает верх над естественным отбором на уровне генов. Кроме того, для англоязычного читателя это название созвучно с названием сказки Оскара Уайлда «Великан-эгоист» ( англ. The Selfish Giant ).
Согласно этому взгляду, в основе биологической эволюции лежит эволюция генов (а не особей, не видов и проч.), которая движется в сторону увеличения их способности копироваться (оказывая то или иное воздействие на окружающую среду и заставляя её копировать себя). Те аллели гена, которые лучше всего умеют копироваться, побеждают в естественном отборе и вытесняют менее удачные конкурирующие аллели. При этом для любого гена организм, в котором он находится, все другие организмы, а также все прочие гены, находящиеся в том же организме и в других организмах, являются лишь частью окружающей среды, на которую он оказывает влияние и к которой он приспосабливается. Вследствие естественного отбора на уровне генов развитие популяций стремится к эволюционно стабильным стратегиям , которые далеко не всегда являются наиболее оптимальными для организмов и популяции в целом.
Для размножения (то есть увеличения числа копий) какого-либо гена выгодно, чтобы его носители способствовали не только собственному размножению, но и размножению других носителей этого же гена. Вследствие этого филогенетическая линия эволюции особей движется в сторону увеличения их совокупной приспособленности ( англ. ), учитывающей не только прямых потомков той или иной особи, но и других особей, в которых находятся те же самые гены, а также их потомков, в создание которых данная особь также вносит косвенный вклад (например, в виде заботы, вскармливания, защиты от врагов и т. д.), тратя на это свои ресурсы. При определённых условиях гену может быть выгодно, чтобы носитель одной из его копий жертвовал собственным размножением ради выживания или размножения других носителей этого же гена ( биологический альтруизм ). Если выполняется правило Гамильтона , то есть если количество получающихся при этом копий гена превышает количество пожертвованных копий, то гены, формирующие у своих носителей такое поведение, будут поддержаны естественным отбором и распространятся в популяции. Больше всего вероятность нахождения тех же копий гена у близких родственников особи (чем ближе родство, тем выше вероятность), поэтому в ходе эволюции у особей некоторых видов развивается альтруизм по отношению к родственникам. Это так называемая теория кин-отбора , изложению которой посвящена существенная часть книги. Наиболее ярким примером подобного альтруизма являются стерильные рабочие особи общественных насекомых , которые вовсе не способны к собственному размножению и вместо этого целиком взяли на себя функцию заботы о потомстве своих репродуктивных родственников, в которых находятся те же самые гены, что и в них самих.
В главе 11 книги также вводится термин « мем » для элемента культурной эволюции, аналогичный гену , с предположением, что подобная «эгоистичная» репликация может быть отнесена также к элементам культуры : идеям, технологическим приёмам, религиям, стилям моды и т. д. Причём, культуры не только человеческой: на примере певчих птиц Новой Зеландии рассматривается передача от поколения к поколению песенных мотивов. После публикации книги на основе этой идеи возникла новая дисциплина — меметика , ставшая предметом многочисленных исследований и споров (хотя независимо от Докинза подобные идеи выдвигали и другие авторы).
К настоящему времени книга издавалась четырежды: в 1976, 1989, 2006 и 2016 годах. Во втором издании были добавлены примечания и дописаны две главы — 12 и 13. Они опираются на книги «Эволюция кооперации» ( Р. Аксельрод ) и « Расширенный фенотип » самого Р. Докинза, соответственно :24 .
Книга получила неоднозначные отзывы, став причиной острой полемики как среди ученых, так и среди общества в целом. Вот некоторые из этих отзывов:
Сам автор книги в своем предисловии ко второму изданию писал:
«За двенадцать лет, прошедших после выхода в свет „Эгоистичного гена“, главная идея книги стала общепринятой и вошла в учебники. Это парадоксально, хотя парадоксальность и не бросается в глаза. Книга не принадлежит к числу тех, которые вначале терпели лишь поношение, а затем постепенно приобретали все больше и больше сторонников, пока в конечном счете не оказались столь ортодоксальными, что теперь мы только удивляемся, чем, собственно, был вызван переполох. Происходило как раз обратное. На первых порах рецензии радовали своей благожелательностью и книгу не считали спорной. Репутация вздорной созревала на протяжении многих лет, и лишь теперь к книге стали относиться как к произведению крайне экстремистскому. Однако именно в те годы, когда за книгой все более закреплялась репутация экстремистской, её фактическое содержание все менее казалось таковым, приближаясь к общепринятым взглядам».
Такие известные биологи как Уильям Гамильтон , Джордж Уильямс , Джон Мейнард Смит и Роберт Триверс высоко оценили книгу Докинза «Эгоистичный ген» и пришли к выводу, что он сделал нечто большее, чем просто объяснил их идеи. Джордж Уильямс в интервью заявил, что Докинз в своей книге продвинул некоторые вопросы гораздо дальше, чем он сам. По мнению Уильяма Гамильтона, в книге «Эгоистичный ген» Докинз «добился успеха в, казалось бы, невозможной задаче представить простым языком трудные для понимания темы последней мысли в эволюционной биологии» таким способом, который «удивил и оживил даже многих биологов-исследователей» . По мнению философа Дэниела Деннета , книга Докинза — это «не только наука, но и философия в лучшем виде» . Идеи об «эгоистичной ДНК», затронутые в этой книге, побудили некоторых учёных, включая известного химика Лесли Орджела и нобелевского лауреата Фрэнсиса Крика , на более детальное исследование этого вопроса . Идеи Докинза нашли основательное подтверждение после того как было открыто, что существенная часть «эгоистичной ДНК» состоит из транспозонов . Таким образом, идеи Докинза помогли объяснить, что происходит внутри геномов , задолго до того как секвенирование ДНК стало обычным делом.
По мнению зоолога, журналиста и популяризатора науки Мэтта Ридли , , отстаиваемый и выкристаллизованный Докинзом, в настоящее время играет центральную роль в теоретической эволюционной биологии, и «никакое иное объяснение не имеет смысла», хотя имеются и альтернативные взгляды. Также, по его словам, книга «Эгоистичный ген», «породила „золотую лихорадку“ среди писателей научно-популярной литературы, поскольку издатели начали прикладывать большие усилия в надежде найти новый „Эгоистичный ген“» .
Российский биолог А. В. Марков характеризует идеи Докинза как «основанные на несокрушимой логике», прочно вошедшие в научный обиход и определяющие облик современной биологической картины мира . Также он даёт следующую оценку идеям Докинза, отражённым в книгах «Эгоистичный ген» и « Расширенный фенотип »:
Это геноцентрический подход к эволюции, который так и не успел прижиться среди российских биологов, хотя на западе получил широкое распространение, и большинство эволюционистов работают на основе этой модели. <…> Эта очень любопытная и полезная модель для понимания множества биологических явлений, которые в рамках традиционных представлений, ориентированных на групповой отбор, понять трудно. А с этой позиции их понять проще. Но идеи Докинза и его учителей встречают резкое отторжение, особенно у некоторых российских биологов, в силу своего кажущегося редукционизма, и многие просто не могут понять, как можно все свести к генам. Им кажется, что мы расщепляем все живое на слишком мелкие части и уничтожаем их целостную сущность. Это, по-моему, иллюзия, потому что мы ничего не уничтожаем: поняв, как работает эволюция на уровне генов, мы снова переходим на уровень целостного организма и видим, что и тут многое теперь стало понятнее.
Известный американский генетик Ричард Левонтин критиковал Докинза за редукционизм и вульгаризацию теории Дарвина. В своей рецензии на «Эгоистичный ген», опубликованной в журнале Nature , он назвал это произведение «карикатурой на дарвинизм». В частности, Левонтин усмотрел идеи генетического детерминизма в часто повторяющихся в книге высказываниях о том, что «Мы всего лишь машины для выживания, самоходные транспортные средства, слепо запрограммированные на сохранение эгоистичных молекул, известных под названием генов» . Кроме того, Левонтин критикует тотальный селекционизм, заключающийся в стремлении объяснять любой признак строения или поведения организмов результатом естественного отбора и не учитывающий тот факт, что некоторые признаки могут быть всего лишь побочным эффектом других процессов. .
На критику по поводу генетического детерминизма Докинз подробно ответил в своей следующей книге, « Расширенный фенотип » (Глава 2 «Генетический детерминизм и генный селекционизм»). В данном случае взгляды Докинза были чересчур упрощены и искажены (см. Чучело (логическая уловка) ). Докинз поясняет, что влияние генов носит лишь статистический характер, а не фатальный, и эффекты от влияния генов могут быть легко изменены влиянием окружающей среды, воспитанием, образованием и т. д. И даже в самом «Эгоистичном гене» Докинз писал: «Мы — единственные существа на планете, способные восстать против тирании эгоистичных репликаторов» . В главе 4 «Генная машина» Докинз объяснял, что гены не могут непосредственно управлять всеми движениями животного, «дёргая за ниточки», хотя бы из-за задержки во времени. Гены могут только контролировать белковый синтез в клетке. Следовательно, в ходе эволюции генов должен был возникнуть развитый мозг, способный к моделированию окружающей реальности и самостоятельному принятию решений, которому гены задают лишь общие инструкции поведения (избегать боли, избегать опасности и т. д.). Дальнейшее развитие в этом направлении могло привести к тому, что некоторые «машины выживания» могли полностью выйти из-под власти генов. В этой же книге, в главе «Мемы — новые репликаторы» он ввёл понятие мема, оспаривая мнение некоторых своих коллег-биологов о том, что любая черта человеческого поведения обусловлена генами и обязательно должна иметь какое-то биологическое преимущество, то есть служить для более успешного размножения генов особи. Докинз подчёркивал, что те или иные черты поведения могут существовать, потому что они способствуют успеху репликаторов какой-то иной природы, например, тех самых мемов. Докинз отмечает, что с возникновением культуры появились негенетические способы передачи информации (в первую очередь у человека, хотя и не только у него), и не отрицает, что в человеке многое обусловлено культурой и воспитанием, а не генетикой. При этом представление о мемах здесь не является обязательным .
В книге «Рискуя собственной шкурой», писатель и статистик Нассим Талеб пишет: "Теория среднего поля – когда усредненное взаимодействие между, скажем, двумя людьми обобщается на всю группу, – применима только в отсутствие асимметрии. Так, Янир Бар-Ям доказывает, что теорию среднего поля нельзя применять к эволюционной теории, как ее описывает нарратив эгоистичного гена, рекламируемый агрессивными людьми с журналистским складом мышления, такими, как Ричард Докинз и Стивен Пинкер, – у этих двоих все в порядке с английским, но не с теорией вероятностей. Бар-Ям показал, что они не учитывают локальные свойства, а так называемая математика, которую они использовали для доказательства теории эгоистичного гена, прискорбно наивна и неуместна. Бурные споры велись и о работе Мартина Новака и его коллег (включая биолога Э. О. Уилсона), показавших, что теория эгоистичного гена насквозь ошибочна."