Список персонажей серии романов «Песнь льда и огня»
- 1 year ago
- 0
- 0
«Песнь палача» — криминальный роман американского писателя Нормана Мейлера , основанный на реальных событиях: жизнеописании и казни Гэри Гилмора за убийство в штате Юта . Название книги может быть отсылкой к арии «Песнь лорда-верховного палача» из оперы « Микадо » Гилберта и Салливана . Такое же название носит стихотворение Мейлера, опубликованное в журнале Fuck You в сентябре 1964 года и перепечатанное в новелле «Каннибалы и христиане» (1966), а также одна из глав романа «Битва» (1974). В 1980 году «Песнь палача» была удостоена Пулитцеровской премии .
Книга подробно описывает жизнь главного героя и совершённые им преступления. Гилмор стал первым человеком, казнённым в США после отмены смертной казни в 1976 году .
Почти полностью основанная на интервью с семьёй и друзьями как Гилмора, так и его жертв, книга является исчерпывающей по содержанию. Произведение разделено на три части: события, которые привели к убийствам, суд и казнь Гилмора, включая его решение потребовать скорейшей казни, не продолжая апелляционный процесс.
В апреле 1976 года 35-летний Гэри Гилмор был освобождён из тюрьмы после того, как отсидел 13 лет за вооружённое ограбление. Он вернулся в Юту , где поселился у кузины Бренды Николь, которая согласилась стать его поручителем и пыталась помочь ему найти работу. Она привозит его в Прово, штат Юта, и ее отец дает ему работу в своем обувном магазине. Гэри провел большую часть своей жизни в тюрьме и следственном изоляторе для несовершеннолетних и не приспосабливается. Импульсивный и, возможно, психопат, он проводит большую часть дня за пивом, которое ворует в магазине или покупает, занимая деньги. Вскоре мужчина знакомится и завязывает романтические отношения с Николь Бейкер, матерью-одиночкой двух малолетних детей. После того, как Николь уходит от него, он забирает её психически больную сестру Эйприл и едет на заправку, где приказывает дежурному Максу Дженсену вывернуть карманы и лечь на пол, затем стреляет в него. На следующую ночь он убивает Бена Бушнелла в мотеле. Его арестовывают и приговаривают к смертной казни. По настоянию Гэри Николь проносит в тюрьму наркотики, и они пытаются совершить двойное самоубийство. Николь помещают в психиатрическую больницу .
В сентябре прошёл суд — Гилмор был признан виновным в убийстве и приговорён к смертной казни, которую откладывали трижды. Гилмор отказывается подавать апелляцию, предпочитая расстрел. Убийца стал сенсацией в прессе после того, как потребовал, чтобы его казнили как можно скорее. Американские, а затем и мировые СМИ прибывают в Юту, чтобы следить за развитием событий. 17 января 1977 года после того, как апелляции, поданные юристами от имени Американского союза гражданских свобод вопреки желанию Гилмора, были отклонены Верховным судом . Он был казнён выбранным им методом — через расстрел и стал первым человеком, казнённым в США по решению суда после серийного убийцы Луиса Монжа, казнённого в газовой камере 2 июня 1967 года .
Первый раздел книги посвящён юности Гилмора, его многочисленным задержаниям и пребываниям в исправительных учреждениях для несовершеннолетних, а затем — в тюрьме. В нём подробно описывается его освобождение за несколько месяцев до первого убийства и знакомства с людьми, которые он завёл за это время. Во втором разделе более подробно рассматривается судебный процесс над убийцей, включая его отказ обжаловать смертный приговор, его отношения с и продолжающуюся борьбу адвокатов от его имени.
В различных интервью Мейлер говорил о том, что побудило его потратить так много времени на интервьюирование всех, кто имел отношение к Гэри Гилмору. Однажды он сказал, что Гилмор «был симпатичен мне, потому что он воплотил в себе многие темы, с которыми я жил всю свою жизнь» . В другом интервью он утверждал, что, возможно, самая важная тема книги заключается в том, что «у каждого из нас есть важный жизненный выбор, одним из вариантов может быть серьёзный и ужасный выбор, которого большинство из нас избегает: между смертью сейчас и „спасением своей души“» .
В своём анализе «Песни палача» критик Марк Эдмундсон писал:
с того момента, когда Гилмор решает, что готов умереть, он обретает определенное достоинство [...] У него появляется что-то вроде романтической веры. Примерно с того момента, когда Гилмор попадает в тюрьму, он старается держаться так, чтобы умереть, как он сам бы это назвал, «достойной смертью» .
«Песнь палача» получила литературную премию журнала Playboy (в 1979 году) и Пулитцеровскую премию в области художественной литературы (в 1980 году) , а также стала финалистом Национальной книжной премии 1980 года .
Критик London Review of Books описал роман как «гениальное произведение по своему диапазону, глубине и сдержанности» . Публицистка Джоан Дидион отмечала, что «никто, кроме Мейлера, не осмелился бы написать эту книгу. Подлинный западный голос, голос, звучащий в „Песне палача“, часто можно услышать в жизни, но лишь изредка в литературе, причина в том, что по-настоящему познать Запад — значит не иметь никакого желания про него писать». Она завершила свою рецензию словами: «Это совершенно потрясающая книга» .
Дэвид Лодж также написал положительную рецензию для The Times Literary Supplement , утверждая, что «„Песнь палача“ демонстрирует неослабевающую силу эмпирического повествования, чтобы волновать, наставлять и восхищать, вызывать жалость и страх и расширять наше человеческое понимание. Также следует подчеркнуть … профессиональное мастерство и самодисциплину, с которыми она создавалась» .
Однако не все отзывы были положительными. Так, Чарльз Николл посетовал на страницах Daily Telegraph , что Мейлер, возможно, переоценил харизму своего субъекта и «часто грешит чрезмерными подробностями … всего, что касалось Гилмора» . Он также добавил, что проведение нуждается в «разумном редактировании» .
Профессор философии и университетских исследований Портлендского государственного университета считает, что, возможно, самым замечательным достижением Мейлера является то, что он не пытается вызывать у читателей сочувствие к Гилмору, несмотря на обаяние героя, а также его талант художника и писателя. Мейлер действительно достигает в книге того, что Гилмор и его действия становятся более понятными. История любви с Николь сложна и тревожна, а Гилмор в конечном итоге оказывается манипулятором и эгоистом .
Мейлер адаптировал сценарий книги для одноимённого телефильма режиссёра Лоуренса Шиллера, в котором снялись Томми Ли Джонс (получивший за эту роль премию « Эмми »), Илай Уоллак , , Кристин Лахти и Розанна Аркетт . Майлер участвовал в съёмках в небольшой роли персонажа по имени Ларри Сэмюэлс .