Элис, милая Элис
- 1 year ago
- 0
- 0
Э́лис Уо́кер ( англ. Alice Malsenior Walker ; род. 9 февраля 1944 , Итонтон, Джорджия ) — афроамериканская писательница и общественная деятельница- феминистка .
Родилась в расизмом и социальной несправедливостью. Уокеры были кочегарами, хотя ее мать также работала швеёй, чтобы заработать дополнительные деньги.
(штат Джорджия), была восьмым ребёнком в семье негра- и служанки; с детства сталкивалась сУокер, младшая из восьми детей, впервые была зачислена в школу, когда ей было всего четыре года . Поскольку школы в Итонтоне были разделены, Уокер посещала единственную среднюю школу, доступную чернокожим: Среднюю школу Батлера Бейкера . Начала писать уже в 8-летнем возрасте под влиянием деда, рассказывавшего ей множество историй.
В 1952 году была случайно ранена из газового пистолета одним из своих братьев и потеряла зрение на один глаз, поскольку семья из-за бедности смогла оказать ей медицинскую помощь лишь неделю спустя. Подробнее это описано в ее эссе «Красота: когда другой танцор — это Я» .
Отлично училась в школе и в 1961 году получила стипендию, чтобы продолжить обучение в колледже Спелмана в Атланте , где под влиянием своего преподавателя левых взглядов Говарда Зинна стала активисткой борьбы за гражданские права (более того, по воспоминаниям Уокер, осуществление её литературного призвания так, возможно, и осталось бы лишь дерзкой мечтой, если бы не лекции Зинна по русской истории и литературе).
Встречалась с Мартином Лютером Кингом , принимала участие в марше на Вашингтон в 1963 году. В 1963 году перевелась в колледж Сары Лоренс в Нью-Йорке , который окончила в 1965 году, получив степень бакалавра искусств .
Дебютировала в 1968 году поэтическим сборником «Однажды» ( Once ). За сборником стихов последовал роман «Третья жизнь Грейнджа Копленда» ( The Third Life of Grange Copeland , 1970) — хроника трех поколений насильственно разорванной семьи. В 1973 году вышел второй сборник поэзии «Петунии революции и другие стихотворения» ( Revolutionary Petunias and Other Poems ) и первый сборник рассказов «В любви и тревоге: Истории чернокожих женщин» ( In Love and Trouble: Stories of Black Women ).
В 1976 году Уокер публикует свой второй роман «Меридиана» ( Meridian ), рассказывающий о негритянке, совершеннолетие которой приходится на 1960-е — годы борьбы за гражданские права. Книгу часто цитируют как лучший роман о движении за гражданские права, она входит в некоторые учебные программы не только по истории литературы, но и по истории США. В последующем выходят поэтический сборник «Спокойной ночи, Вилли Ли, до завтра» ( Goodnight, Willie Lee, I’ll See You in the Morning , 1979) и вторая книга рассказов «Хорошую женщину сломить нелегко» ( You Can’t Keep a Good Woman Down , 1981).
Третий роман Уокер «Цвет пурпурный» («Цвет лиловый» — The Color Purple , 1982) упрочил её литературную репутацию. Книга была удостоена в 1983 году Пулитцеровской премии и Американской книжной премии, Стивен Спилберг снял по неё получивший широкую известность фильм «Цветы лиловые полей» . Интересно, что вдохновило Уокер на создание романа короткое стихотворение поэтессы Эвелин Тули Хант «Учила меня лиловому» . После выпуска этого романа она получила Национальную книжную премию за художественную литературу в твёрдом переплете и Пулитцеровскую премию за художественную литературу .
Далее Уокер выпустила две поэтических книги — «От лошадей пейзаж прекрасней» ( Horses Make a Landscape Look More Beautiful , 1984) и «Мы знаем лишь её посиневшее тело: Собрание стихотворений 1965—1990 гг.» ( Her Blue Body Everything We Know , 1991), романы «Храм моего близкого друга» ( The Temple of My Familiar , 1989), «Секрет удовольствия» (Possessing the Secret of Joy, 1992) и «В лучах отцовской улыбки» ( By the Light of My Father’s Smile , 1998). Ею написано также несколько детских книг.
Среди публицистических работ Уокер — «В поисках садов, матерями насаженных: Проза женщины» ( In Search of Our Mothers' Gardens: Womanist Prose , 1983), «Жить словом: Избранное 1973—1987 гг.» ( Living by the Word: Selected Writings , 1973—1987, 1988), «Знаки воина: Уродование женских гениталий и сексуальное ослепление женщины» ( Warrior Marks: Female Genital Mutilation and the Sexual Blinding of Women , 1993, совместно с Пратибой Пармар) и «Все, что мы любим, можно спасти: Деятельность писателя» ( Anything We Love Can be Saved: A Writer’s Activism , 1997).
В 2000 году вышел сборник рассказов Уокер «Вперед с разбитым сердцем» ( The Way Forward Is with a Broken Heart ), тепло встреченный критикой.
На Международный женский день 8 марта 2003 года была арестована с 26 другими активистами, в том числе её коллегами-писательницами Максин Хонг Кингстон и Терри Темпест Уильямс, за акцию протеста против войны в Ираке у Белого дома .
Признанная феминистка Уокер ввела термин «женщина» в значении «черная феминистка или феминистка цвета» в 1983 году .
Год | Жанр | Название |
---|---|---|
1968 | сборник поэзии | «Однажды» (Once) |
1970 | роман | «Третья жизнь Грейнджа Копленда» (The Third Life of Grange Copeland) |
1973 | сборник поэзии | сборник поэзии «Петунии революции и др. стихотворения» (Revolutionary Petunias and Other Poems) |
1973 | сборник рассказов | «В любви и тревоге: Истории чернокожих женщин» (In Love and Trouble: Stories of Black Women) |
1976 | роман | «Меридиана» (Meridian) |
1979 | сборник рассказов | «Спокойной ночи, Вилли Ли, до завтра» (Goodnight, Willie Lee, I’ll See You in the Morning) |
1981 | сборник рассказов | «Хорошую женщину сломить нелегко» (You Can’t Keep a Good Woman Down) |
1982 | роман | «Цвет пурпурный» (The Color Purple) — самый популярный роман, фильм Стивена Спилберга , награды |
1984 | сборник поэзии | «От лошадей пейзаж прекрасней» (Horses Make a Landscape Look More Beautiful) |
1989 | роман | «Храм моего близкого друга» (The Temple of My Familiar) |
1991 | сборник поэзии | «Мы знаем лишь её посиневшее тело» (Her Blue Body Everything We Know) |
1992 | роман | «Секрет удовольствия» (Possessing the Secret of Joy) |
1998 | роман | «В лучах отцовской улыбки» (By the Light of My Father’s Smile) |
2000 | сборник рассказов | «Вперед с разбитым сердцем» (The Way Forward Is with a Broken Heart) |
2004 | роман | «Пора открыть твоё сердце» (Now Is the Time to Open Your Heart) |
Год | Публицистика |
---|---|
1983 | В поисках садов, матерями насаженных: Проза женщины (In Search of Our Mothers' Gardens: Womanist Prose) |
1988 | Жить словом: Избранное 1973—1987 гг. (Living by the Word: Selected Writings, 1973—1987) |
1993 | Знаки воина: Уродование женских гениталий и сексуальное ослепление женщины (Warrior Marks: Female Genital Mutilation and the Sexual Blinding of Women) |
1997 | Все, что мы любим, можно спасти: Деятельность писателя (Anything We Love Can be Saved: A Writer’s Activism) |
В 1985 году вышел фильм « Цветы лиловые полей », экранизация романа «Цвет пурпурный». Режиссёром фильма стал Стивен Спилберг , в главных ролях снимались Вупи Голдберг и Дэнни Гловер . Фильм был выдвинут на рекордное количество (одиннадцать) номинаций « Оскара », но не получил ни одной .
В 1965 году Уокер встретилась с , еврейским адвокатом по гражданским правам . Они поженились 17 марта 1967 года в Нью-Йорке . Позже в том году пара переехала в Джэксон, штат Миссисипи , став одной из первых межрасовых пар в браке в Миссисипи . Они подвергались преследованиям и угрозам со стороны белых, включая Ку-клукс-клан .
Собственная дочь Элис Уокер, Ребекка считает свою маму в первую очередь не самостоятельной, а эгоистичной женщиной, отвратительно выполнявшей свои материнские обязанности . После того, как Ребекка Уокер родила сына, она больше не общается с матерью. Более того, Элис даже не вышла на связь, когда её единственный внук попал в отделение интенсивной терапии из-за проблем с лёгкими .
Элис Уокер уже десятилетиями практикует трансцендентальную медитацию , отзываясь о ней следующим образом: «Однажды я обучилась трансцендентальной медитации. Это было 30 с чем-то лет назад. Это вернуло меня к самоощущению, в котором я естественно находилась, будучи ребенком, растущим в сельской местности и редко видящим людей. Я пребывала в этом состоянии единства с мирозданием, и это ощущалось так, словно бы я существовала не сама по себе, а только как часть всего окружающего» .