Отец Мюллера Курт после прихода к власти нацистов пострадал как социал-демократ, зато после войны стал мэром
Франкенберга
и функционером Социалистической единой партии Германии (
СЕПГ
), пока не покинул ГДР в 1951 году. Сам Хайнер — член СЕПГ c
1947 года
(за год до того некоторое время состоял в
СДПГ
, но исключён за неуплату взносов), член Союза писателей
ГДР
с
1954 года
, лауреат премии
Т. Манна
(
1959
), виднейший драматург ГДР на тот момент. Однако цензурное запрещение его пьесы «Переселенка» после первого же представления в
1961 году
ухудшило отношения писателя с руководством СЕПГ, в том же году его исключили из Союза писателей.
В 1966—1967 годах Мюллер работал с
Бенно Бессоном
в
Немецком театре
над пьесами «Строительство», постановка которой была запрещена, и «Эдип-царь». С 1970 года в качестве руководителя литературной части работал в театре «
Берлинер ансамбль
»
. В 1970-х он начал сотрудничать с театрами
Западной Германии
, его драмы были поставлены в
Мюнхене
,
Эссене
,
Бохуме
. Растущая мировая известность писателя вынудила руководство ГДР несколько смягчиться: в
1975 году
в берлинском театре «Фольксбюне», который возглавлял в то время Бенно Бессон,
Манфред Карге
поставил его пьесы «Битва» (
нем.
Die Schlacht
) и «Трактор» (
нем.
Traktor
)
. В том же году Мюллер получил премию
Лессинга
.
С 1976 года Мюллер в качестве завлита работал в «Фольксбюне»
. В
1984 году
он стал членом
Академии искусств ГДР
(с
1986
был также членом Академии искусств Западного Берлина); в
1985 году
был удостоен премии
Бюхнера
, в 1988 — восстановлен в Союзе писателей. В 1990 году Мюллер был избран президентом Академии искусств ГДР
. Лауреат
премии Генриха Клейста
(1990).
В 1992 году, после отставки Манфреда Векверта, Мюллер был приглашён в театр «Берлинер ансамбль» в качестве одного из членов коллективного руководства (наряду с режиссёрами
, Фрицем Марквардтом,
Петером Паличем
и
Петером Цадеком
), в
1995 году
стал его единоличным художественным руководителем. Здесь он поставил свой самый значительный и последний спектакль по пьесе
Б. Брехта
«
Карьера Артуро Уи
».
Драмы
Die Morgendämmerung löst das Ungeheuer auf
(
1948
)
Многие драмы Мюллера — свободная, остро осовремененная трактовка пьес древнегреческих трагиков,
Шекспира
, Брехта, произведений
Шодерло де Лакло
,
Дж. Рида
, ранней советской литературы и др.
Наследие
Собрание сочинений Мюллера в 9-ти томах (
1998
—
2005
) издано авторитетным немецким издательством
Зуркамп
. Архив писателя находится в университете Гумбольдта в Берлине. Его пьесы переведены на многие языки, они идут в крупнейших театрах мира. В России драму Мюллера «Медея-материал» в 2001 году поставил
Анатолий Васильев
в «
Школе драматического искусства
». В 2016 году по произведениям и дневникам Хайнера Мюллера режиссёром Кириллом Серебренниковым в театре «
Гоголь-центр
» был поставлен спектакль «Машина Мюллер». В 2018 году в
Санкт-Петербургском театре имени Ленсовета
режиссёром Евгенией Сафроновой по текстам Еврипида, Сенеки и Хайнера Мюллера был поставлен спектакль «Медея». Режиссёром Виталием Гольцовым в
Черниговском кукольном театре имени А. П. Довженко
впервые на Украине был поставлен спектакль «Гамлет-машина»
. В 2019 году в
Электротеатре
Станиславский состоялась премьера спектакля MEDEAMATERIAL по триптиху Хайнера Мюллера «Загаженный берег. Медеяматериал. Пейзаж с аргонавтами» (пер. Александра Филиппова-Чехова), режиссёр — Жирайр Газарян. Трилогия была поставлены впервые целиком на русском языке.
Публикации на русском языке
Гамлет-машина // Мюнхенская свобода и другие пьесы. М.: Новое литературное обозрение, 2004. С. 161—170.
// Wer war wer in der DDR?. — Berlin: Ch. Links, 2010. —
Вып. 1
. —
ISBN 978-3-86153-561-4
.
.
25 декабря 2013 года.
↑
// Wer war wer in der DDR?. — Berlin: Ch. Links, 2010. —
Вып. 1
. —
ISBN 978-3-86153-561-4
.
.
25 декабря 2013 года.
(неопр.)
. Akademie der Künste. Дата обращения: 22 марта 2013.
4 апреля 2013 года.
Щукіна, Юлія
(неопр.)
.
До свого 40-го сезону Чернігівський театр ляльок ім. О. Довженка представив глядачам прем’єру — «Гамлет-машина»
. "День". Дата обращения: 20 лютого.
21 февраля 2018 года.
Литература
Гайдин Б. Н., Кислицын К. Н.
// Информационный гуманитарный портал «
Знание. Понимание. Умение
». — 2013. —
№ 5 (архивировано в
)
.
Hauschild J.-C.
Heiner Müller oder das Prinzip Zweifel. Eine Biographie
. Berlin: Aufbau, 2001.
Heiner-Müller-Handbuch. Leben — Werk — Wirkung
/ Hans-Thies Lehmann, Patrick Primavesi (Hrsg.). Stuttgart: Metzler, 2003.
Kalb J.
The theater of Heiner Müller
. Cambridge; New York: Cambridge UP, 1998.
Schulz G.
Heiner Müller
. Stuttgart: Metzler, 1980.
Zenetti Th.
Du texte-hydre au texte-sphinx: les inserts dans le théâtre de Heiner Müller
. Bern; New York: P. Lang, 2007.
.
Müller, Heiner
// Reclams Lexikon der deutschsprachigen Autoren. — Stuttgart: Philipp Reclam jun. Stuttgart, 2001. — S. 645—647. — 1007 S. —
ISBN 3-15-010487-4
.
Müller, Heiner
// Metzler Autoren Lexikon. Deutschsprachige Dichter und Schriftsteller vom Mittelalter bis zur Gegenwart / Herausgegeben von
und
. — 3., aktualisierte und erweiterte Auflage. — Stuttgart / Weimar: Verlag J. B. Metzler, 2004. — S. 556—561. — 848 S. —
ISBN 3-476-02013-4
.
Ссылки
Genia Schulz.
(неопр.)
. Neue Deutsche Biographie (NDB) (1997). Дата обращения: 27 апреля 2013. Архивировано из
28 апреля 2013 года.