Рошфор, Шарль-Сезар де
- 1 year ago
- 0
- 0
Кристиа́на Рошфо́р ( фр. Christiane Rochefort ; 17 июля 1917 , Париж , Франция — 24 апреля 1998 , Ле-Праде , там же) — французская писательница , переводчица и феминистка . Наибольшую известность ей принёс дебютный роман « » (1958) .
Кристиана Рене Рошфор родилась 17 июля 1917 года в Париже в рабочей семье с социалистическими взглядами; её отец воевал в интернациональных бригадах во время Гражданской войны в Испании . Часть своего детства Рошфор провела в Лимузене , но в итоге вернулась в Париж . Некоторое время она изучала этнологию и психиатрию в Сорбонне , затем бросила учёбу и занялась скульптурой и живописью, а также журналистикой, проработав в качестве пресс-атташе Каннского кинофестиваля 15 лет .
Литературную деятельность Рошфор начала в 1950-х годах с публикации рассказов . Её дебютный роман «Отдых воина» ( Le Repos du guerrier ) вышел в 1958 году в издательстве « Грассе » и снискал скандальную славу — описанные в нём отношения между девушкой из среднего класса и мужчиной-алкоголиком шокировали публику своим эротизмом . При этом книга имела коммерческий успех, а в 1962 году Роже Вадим снял по ней , главную роль в котором исполнила Брижит Бардо . Второй роман Рошфор «Внуки века» ( Les Petits enfants du siècle , 1961) от первого лица рассказывал об ужасах детства , проведённого в рабочем пригороде Парижа. Он попал в шорт-лист Гонкуровской премии и также стал бестселлером. Её последующие произведения охватывали широкий спектр тем: от социального и психологического реализма в « » ( Les Stances à Sophie , 1963) до феминистской утопии в романе Archaos ou le jardin étincelant (1972) . В 1988 году Рошфор была награждена Премией Медичи за роман La Porte du Fond (1988), который построен вокруг темы инцеста и считается наиболее тяжёлым её произведением . Вместе с тем за неполных два десятилетия она перевела с иврита на французский язык четыре романа и один сборник рассказов Амоса Кейнана .
На протяжении всей своей литературной карьеры Рошфор находилась в авангарде политического протеста . Первые три романа быстро закрепили за ней репутацию писательницы, бросившей вызов условностям и всем формам угнетения, особенно в отношении женщин и детей. Она стояла у истоков первого во Франции феминистского движения , а также вошла в число подписанток « Манифеста трёхсот сорока трёх » (1971), требовавшего декриминализировать аборты . Кроме того, в 1960 году она подписала « Манифест 121 » за право французских солдат не участвовать в Алжирской войне , а в 1977-м — петицию в газете Le Monde против ареста трёх мужчин за добровольное вступление в половую связь с несовершеннолетними . В эссе Les Enfants d’abord (1976) она критиковала традиционные методы воспитания детей, производящие, по её мнению, послушных членов капиталистического общества. Впоследствии его взяли на вооружение сторонники альтернативного обучения .
Исследователи отмечают, что её произведения отличаются крайне прогрессивной для своего времени интерпретацией гендера и сексуальной ориентации, будь то лесбийские отношения в «Стансах к Софи», мужская гомосексуальность в романе Printemps au parking (1969) или полисексуальность , обыденная для мира Archaos ou le jardin étincelant .
Рошфор умерла в 1998 году в Ле-Праде (департамент Вар ) . Она похоронена в Париже на кладбище Пер-Лашез .