Interested Article - Водонапорная башня (рассказ)
- 2020-05-16
- 1
«Водонапорная башня» — рассказ русского писателя Виктора Пелевина , впервые опубликованный в 1990 году в литературном альманахе «Истоки» .
Содержание
Основную роль в рассказе играют образы, физическое пространство в нём отсутствует . Можно было бы предположить, что в рассказе описываются яркие жизненные впечатления самого Пелевина, однако его временные рамки смещены назад: детским воспоминанием героя является то, как строители выкладывают на водонапорной башне год «1928» . Из представленных в рассказе образов: первые впечатления детства, воспоминания взрослых о Гражданской войне , школа, учительница географии, пионерлагерь , мода на авиацию и летчиков, репрессии 30-х годов , песни Утёсова , Великая Отечественная война , дети, смерть Сталина , работа, космонавты, советские автомобили «Победа» , смерть жены, пробежки трусцой в парке, впечатления старости и предсмертная боль в сердце.
Первое и последнее впечатление героя — это водонапорная башня , символ человеческой жизни, которая, кажется, будет строиться бесконечно высоко, до самого неба, но настаёт срок — кладут последний кирпич, и строители уходят . В самом начале герой рассуждает о водонапорной башне: « … любая башня или даже труба сначала строится таким образом, будто должна подняться до самого неба, чем обязательно завершилось бы простое добавление новых кирпичных колец изо дня в день, если бы не решение строителей уйти, приводящее к тому, что какой-то кирпич обязательно становится последним … ». Рассказ строится подобно этой башне: каждая мысль или образ подобны новому кольцу кирпичей .
Рассказ написан в форме одного сложного предложения , растянувшегося на 13 страниц содержащего почти 2800 слов . Такой приём автор использует для иллюстрации жизненного пути. Жизнь кажется бесконечной, но её концом является точка .
Упоминание в рассказе пионерского лагеря и страшной истории « о синем ногте в котлете », вероятно, является отсылкой к рассказу « Синий фонарь », где дети в пионерлагере рассказывали друг другу страшилки . В рассказе также упоминаются советские фильмы « Весёлые ребята », « Если завтра война » и многие другие советские реалии. Подобные аллюзии помогают воссоздать нелёгкую жизнь целого поколения советских людей .
Отзывы и критика
Ирина Роднянская в отзыве на сборник «Relics. Раннее и неизданное» пишет:
Встречала я не одно разоблачение Пелевина — никудышного, дескать, стилиста. А тут напечатана “Водонапорная башня” — десяток с лишним страниц в одно предложение без абзацев, охватывающее жизнь и судьбу нескольких поколений “простых советских людей”. Исполнено виртуозно и умно.
По данным словаря «Русская литература XX века», рассказ «Водонапорная башня» «был признан одним из лучших на IX Всесоюзном совещании молодых писателей» .
В книге «Пелевин и поколение пустоты» Сергей Полотовский и Роман Козак относят рассказ «Водонапорная башня» к группе таких же рассказов, «обращённых к ушедшей эпохе секретарей райкомов, очередей, КГБ, и газировки за три копейки», включая в эту же группу рассказы « СССР Тайшоу Чжуань » и « Жизнь и приключения сарая Номер XII » .
Литературный критик Александр Ройфе написал для журнала «Если» рецензию на сборник « Relics. Раннее и неизданное » в виде одного чрезвычайно длинного предложения на одну страницу, которое завершил словами: «…ну а после всего сказанного осталось только пояснить, почему рецензент решил „утрамбовать“ свой текст в одно предложение: именно так написан рассказ Пелевина „Водонапорная башня“, и нет никаких оснований для того, чтобы критику не было дозволено то же, что дозволено писателю» .
Произведение входит в
- сборник «Сочинения»: В 2 т. (1996)
- сборник «Хрустальный мир» (2002, ISBN 5-264-00737-3 )
- сборник « Relics. Раннее и неизданное » (2005)
- сборник «Все рассказы» (2005)
Примечания
- Пелевин В. Водонапорная башня. // Альманах «Истоки», выпуск 22, 1990. Сост. Е. Некрасов. — М.: Молодая гвардия, 1990. С. 148—155.
- ↑ от 28 октября 2016 на Wayback Machine //«Русская литература XX века. Прозаики. Поэты. Драматурги». Словарь (статья подготовлена Т. М. Вахитовой) — М. , издательство «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2006. — Том 3 (П-Я). — Стр. 34
- ↑ Фокина К. И. от 7 июля 2020 на Wayback Machine / К. И. Фокина // Язык и репрезентация культурных кодов. VIII Всероссийская с международным участием научная конференция молодых ученых. (Самара, 11 мая 2018 г.). Материалы и доклады Часть II. / М-во образования и науки Рос. Федерации; Самар. нац. исслед. ун-т им. С. П. Королева (Самар. ун-т), под общ. ред.: А. А. Безруковой — Самара: изд-во «Инсома-пресс», 2018. — С. 45-47.
- ↑ Богданова О. В. от 2 мая 2021 на Wayback Machine // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. 2016. Т. 16. Вып. 4
- ↑ Акимова Г. Н. // Мир русского слова. 2006. № 3.
- от 28 августа 2013 на Wayback Machine журнал « Новый мир » 2006, № 5
- Сергей Полотовский, Роман Козак. Пелевин и поколение пустоты. — М. , « Манн, Иванов и Фербер », 2012. — ISBN 978-5-91657-304-6
- Ройфе А. Виктор Пелевин. Relics. Раннее и неизданное. // «Если», № 12, 2005. С. 267.
- Сергей Некрасов от 2 марта 2021 на Wayback Machine
Ссылки
- от 13 февраля 2009 на Wayback Machine
- 2020-05-16
- 1