Борисов, Борис Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Борис Николаевич Телков (род. 14 января 1961, Нижний Тагил, РСФСР, СССР) — российский писатель и журналист, редактор.
Борис Николаевич Телков родился в Нижнем Тагиле. Начал писать с 14 лет. Сначала стихи, потом с 17 лет – прозу. В 1980 г. окончил Нижнетагильский горно-металлургический техникум . В 1983 г. вышла первая публикация в газете «Тагильский рабочий». В 1997 г. — первая книга «Время ночного чая» (Екатеринбург). В 2000 г. принят в Союз писателей России .
В разное время был редактором (главным и литературным) журналов «Максималист», «Демидовский вестник», «Хорошо», «Городской променад». Сейчас – редактор журнала « » («Маршрут карьеры»). Проживает в Нижнем Тагиле .
«Для Нижнего Тагила имя Бориса Николаевича Телкова – предмет особой гордости. Творчество этого писателя – удивительный сплав краеведения, художественной литературы и публицистики. Его очерки позволяют дышать вместе с автором воздухом прошедшей эпохи, и не важно, будет ли это ажурная атмосфера девятнадцатого века или резкий „стальной“ дух двадцатого», — отмечает М. М. Миронова .
Своеобразный авторский стиль Бориса Телкова отмечают многие рецензенты:
«И те, кто уже знакомы с творчеством Бориса Телкова и знают его стиль изложения исторического материала, и те, кто впервые будет читать книгу этого автора, по достоинству оценят его манеру письма. Сухие цифры статистики о количестве стадионов, спортивных площадок и обществ, забитых и пропущенных голах, проведенных соревнованиях и выигранных кубках писатель оживляет воспоминаниями самих ветеранов тагильского спорта, активно используя жанр интервью. Порой читателю может показаться, что он слышит разговорную речь и сам участвует в беседе с героями-спортсменами. Очевидным достоинством книги является ее иллюстративный материал. Это не только фотографии из фондов Нижнетагильского музея-заповедника горнозаводского дела, но и фотографии и грамоты как из личных, так и муниципальных архивов» .
Связь с историей родного города — еще одна отличительная черта творчества Бориса Телкова:
«В советское время Тагил представлялся вотчиной Мамина-Сибиряка, который родился неподалёку, да Алексея Бондина, чьи биография и творчество вполне соответствовали рабоче-крестьянским канонам. На рубеже очередного миллениума ориентиры сменились, и на первый план вышла «тагильская поэтическая школа». Однако представители её давно рассредоточились от соседнего Екатеринбурга до дальнего Нью-Йорка. С какими литературными именами Тагил может ассоциироваться теперь? Одно из этих немногих имён, безусловно, принадлежит прозаику Борису Телкову» .
Рецензент книги «Жизнь одного пиджака» отметил исключительный дар Бориса Телкова:
«Телков действительно великолепный эротический писатель. Дар, надо сказать, не просто редкий, но почти исключительный. Обычно эротика не удается никому, и прозаики поумнее просто ее избегают, якобы целомудренно, а поглупее — пускаются во все тяжкие с самым плачевным результатом: в лучшем случае — физиологический натурализм, в худшем — велеречивая пошлость. У Телкова это почему-то получается. Ему удается передать чисто физическую страсть и томление во всей их первозданной мощи и чистоте — от первого пробуждения чувственности (“Нос резинового дельфина”) до ее апогея — казарма, затаившая дыхание во время недолгого свидания командира со своей подругой в ротной канцелярии (“Подводная одиссея капитана Новикова”), и при этом не впасть ни первую, ни во вторую крайность, несмотря на то, что запретных тем или сцен для него нет. Как удается? Да, видимо, очень просто — выручают обычные (но почему-то такие редкие среди литераторов!) вкус и чувство меры, то есть качества, в общем-то не личностные, а профессиональные» .
Есть и такие характеристики произведений Бориса Телкова:
«Для прозы Б. Телкова характерна реалистичность – в ней не ощущается никакой надуманности, искусственности сюжетов. Самым интересным в ней, как мне кажется, является оригинальный, свежий, неожиданный взгляд на повседневные и потому достаточно банальные жизненные ситуации... Язык прозы Бориса Телкова выразителен и метафоричен» ;
«Остается третий путь — творческого претворения ландшафтов Нижнего Магила, преображения их в нечто креативное и потому жизнеспособное. <…> “Больше всего мне нравилось ставить диагнозы и давать советы больным и пострадавшим”, и это формирует особость точки его взгляда на жизнь: “…по сути, любой рассказ, повесть или роман — своеобразная история болезней. Или жизни. Кому как угодно”. “Видеть то, чего нет”, что “завалено мусором” — не значит ли диагностировать историю болезни, а по сути, создавать заново свой сценарий жизни?.. Таков писательский путь автора-повествователя, который он предлагает и родному городу» .
Я люблю в истории байки и анекдоты, а краеведы их настороженно обнюхивают, как собаки, которым в тарелку положили нечто непонятное. В этом плане мне близок Дюма-старший, сказавший, что для него история – это гвоздь, на который он вешает свои картины-романы.
Я ищу в истории чудаков, неординарных людей, я отправляюсь туда за приключениями, чем-то необычным.
Наш город – впадина, заполняемая народами в пору бедствий.
Я перестал чувствовать нынешнее время. Мне в нем некомфортно, поэтому перебрался туда, где мне хорошо. Это Россия, конец XIX – начало XX века. Можно сказать, что я купил дачу во времени, там живу и работаю. Копаю грядки, знакомлюсь «с соседями»... С некоторыми даже выпиваю.
Эротические ситуации в тексте – как лакмусовая бумажка мастерства писателя.
Для меня не интересна книга, если в ней нет юмора и эротики. Я не верю этому автору. В жизни юмор и эротика есть везде.
От пафоса меня тошнит. От пафоса я спасаюсь иронией, самоиронией.
Проза меняется с моим внешним видом. То, что написал десять лет назад, читаю, как чужое.
У меня дурное предчувствие, что блогерство через какое-то время сожрёт литературу. Молодёжь будет писать отрывками слов, без знаком препинания, с орфографическими ошибками. Этакие литературные Шариковы с его «главрыбой».
12 апреля 1961 года Гагарин осветил своей улыбкой весь Земной шар. Обаяние и слава этого, уже и не человека, а полубога были так велики, что несметное число младенцев мужского пола, явившихся миру в ту пору, нарекли Юриями. Я же родился до юрского периода.
Публикации в журналах «Москва», «Наука и жизнь», «Урал», «Уральская новь», «Уральский следопыт», «Наука Урала», «Карамзинский сад», «Голоса Сибири», «Врата Сибири», «Зарубежные задворки» (Германия) и др.
Автор коллективных сборников: «Низкая вода», «Магический кристалл», «Приключения Морошки», «Июльские холода», «Чаша круговая», «Тагильские фамилии», «Менестрель», «Точка зрения», «Световой год», «Город-завод. Жить хорошо» и др.
Борис Телков один и в соавторстве написал свыше 30 научно-популярных книг по истории санитарной службы, спорта, образования, промышленности, фотографии, спецназа, золотодобычи Урала и России:
Борис Телков в « »
Борис Телков: «