Interested Article - Книжный оклад

Оклад молитвенника. XII век. Мастерская . Гессенский государственный музей, Дармштадт

Книжный оклад — декоративное покрытие переплётной крышки , выполненное из жёстких материалов . Окладами главным образом украшались богослужебные книги .

Появление окладов связано с распространением кодекса как формы книги, представляющей собой блок листов писчего материала, скреплённых в корешке и помещённых в обложку или переплёт . Древнейшие книжные оклады возникли в VII—VIII веках в Византии ; они создавались из слоновой кости и использовались для украшения переплётов Евангелий . Начиная с IX—X веков получили распространение цельнометаллические оклады . В числе материалов, из которых изготавливались оклады книг, были золото, серебро, олово, золочёная и серебрёная медь; для отделки применялись чеканка , литьё , тиснение , ковка , филигрань ; для украшения использовались драгоценные камни, кабошоны из цветного стекла, эмалевые вставки . Богатство и разнообразие материалов и техник были призваны подчеркнуть драгоценность самой святыни и воздаваемое ей почитание .

Книжные оклады в виде сплошного покрытия были широко распространены в искусстве западноевропейского и византийско-славянского средневековья . Оклады западноевропейских Евангелий могли иметь центральные и угловые накладки с изображениями Распятия и Воскресения Христа либо Деисуса и четырёх евангелистов; в центре иногда помещался накладной крест . Сходным образом оформлялись оклады и в русской традиции; изображения Христа и евангелистов могли дополняться также образами небесных сил , святого, во имя которого был освящён храм, или святых покровителей заказчика книги . Отличительной особенностью русских окладов было украшение исключительно верхней доски напрестольных Евангелий, тогда как на нижней крепились специальные подставки («жуковины») . Кроме того, оклад мог состоять из отдельных, не скреплённых между собой пластин средника, наугольников и декоративных элементов, составлявших единое композиционное целое .

Со временем под влиянием искусства книжных окладов подобным образом стали украшать и иконы (см. Оклад иконы ): вначале маленькие, резные, позднее большие, храмовые .

Примечания

  1. , с. 455.
  2. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  3. , с. 332.
  4. , с. 421—422.
  5. , с. 422.
  6. .
  7. Е. В. Крушельницкая, И. Д. Соловьева. . Российская национальная библиотека.
  8. М. Б. Золотова, И. Л. Карпова, И. А. Руденко. .

Литература

  • Власов В. Г. Оклад // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т.. — СПб. : Азбука-Классика, 2007. — Т. 6. — С. 421—423.
  • Воробьёв Д. В. Оклад // Книга: Энциклопедия / Гл. ред. В. М. Жарков. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1998. — С. 455.
  • Немировский Е. Л. Кодекс // Книга: Энциклопедия / Гл. ред. В. М. Жарков. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1998. — С. 332—333.
  • Оклад // Никко — Отолиты. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 18).
  • Оклад // Книга: Энциклопедия / Гл. ред. В. М. Жарков. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1998. — С. 455.
Источник —

Same as Книжный оклад