Антропология
- 1 year ago
- 0
- 0
Антропология медиа ( антропология массмедиа , медиа антропология ) — это направление антропологии , изучающее процессы производства и потребления контента массмедиа . Основным методом исследований антропологии медиа является полевая этнография .
Впервые интерес к этнографическим исследованиям медиа возникает в 1980 году. Но долгое время СМИ оставались непопулярным объектом изучения для антропологов. «Многие годы массмедиа были почти запретной темой для антропологов», считает визуальный антрополог Фей Д. Гинзбург, - «для западных исследователей эта сфера была слишком сильно связана с традиционным не европейским обществом». За период с 2002 по 2005 гг. были опубликованы всего 4 материала по медиа антропологии. Но уже в 2009 году исследователь Джон Постилл называет эту сферу антропологии медиа популярной и активно растущей. В статье «В чем суть медиа антропологии?» он рассказывает, что исследования проводятся по всему миру от Арктики до Новой Гвинеи и затрагивают все виды типы медиа от печатных СМИ, телевидения , киноиндустрии до программного обеспечения и мобильных приложений .
Одно из самых масштабных антропологических исследований медиа было проведено Университетским колледжем Лондона при поддержке Европейского исследовательского совета . Проекта «Why we post» был рассчитан на пять лет. Его участники провели 15 месяцев в 9 населенных пунктах мира: в Китае , Италии , Индии , Англии , Чили , Бразилии , на острове Тринидад и на сирийско-турецкой границе. Они изучали, какими медиа платформами пользуются местные жители, как это влияет на их повседневную жизнь. В феврале 2016 года команда проекта «Why we post» опубликовала первые три книги из намеченных одиннадцати.
В 2004 году Европейской ассоциацией социальных антропологов было создано подразделение антропологии медиа, которое объявило своей целью содействие международной дискуссии о взаимовлиянии медиа и общества, а также сотрудничеству антропологов, занимающихся этой темой. К 2009 году им удалось привлечь более 700 участников. С момента своего возникновения подразделение провело четыре международных конференции в 2004, 2006, 2008 и 2014 гг. Основная часть работы организации проходит онлайн.
Применение качественного анализа, в частности, полевой этнографии, отличает медиа антропологию от других наук, исследующих средства массовой информации. Однако некоторые специалисты отмечают, что зачастую медиа антропологи игнорируют или неправильно применяют основные антропологические методы: включенное наблюдение и долгосрочные полевые исследования .
Антропология СМИ относится к междисциплинарным наукам: она работает с концепциями таких наук как, визуальная антропология , психология , социология и культурология . Антропологические исследования СМИ используют целый ряд теорий, среди которых теории управления , потребления , глобализации , сетевые теории, исследования активного поведения аудитории СМИ, новых медиа , международного гражданского общества , и общественного развития.
Антропология медиа изучает все аспекты цикла производства и потребления медиа, начиная от работы конкретных журналистов и редакций, кинопроизводства, и, заканчивая тем, как определенные аудитории воспринимают контент СМИ и используют социальные медиа. Медиа антропологи исследуют взаимодействие человека и новых технологий, его интернет-поведение, влияние медиа на развитие социальных движений , защиту прав человека , распространение образования. Основной дилеммой медиа антропологии является вопрос, о взаимовлиянии общества и медиа. Традиционная концепция предполагает, что возникновение новых медиа изменило привычный уклад жизни людей и продолжает влиять на него.
«Социальные технологии больше не просто средства коммуникации: Twitter запустил «Мгновения» и активно двигается от платформы к новостному медиа, Facebook стал партнером банков для улучшения финансовых транзакций, чаты и приложения создают автоматизированные «боты» для взаимодействовия с пользователями. Они становятся поставщиками услуг, новостей, финансовых сделок или торговли. Размываются границы между социальными сетями и приложениями обмена сообщениями. Платформы, созданные как чат-приложения, вроде Snapchat, WeChat или WhatsApp, начинают сами превращаться в социальные сети. Одновременно меняются правовые нормы. Раньше фотографы должны были спрашивать разрешение на работу в общественных местах, а сейчас в большинстве стран принято, что изображения человека могут быть сделаны и использованы в любом месте. Возникают новые этические и правовые аспекты и новые бизнес-возможности, и все это будет постоянно развиваться и совершенствоваться». Доклад Глобального совета Всемирного экономического форума в Давосе.
Сторонники альтернативной точки зрения считают, что общество меняет медиа. Зачастую даже сами создатели медиа-платформ не представляют, для каких целей люди могут их использовать. Общество решает, какие из предложенных функций медиа ему полезны и само изобретает новые. Эта трансформация происходит постоянно и повсеместно. Так, например, бирманские монахи сделали селфи обязательным элементом паломничества к статуям Будды, а индусы называют Facebook ”устройством для улучшения кармы ”: по их мнению, каждое изображение бога в ленте благоприятствует построению хорошей кармы.