Interested Article - Визуальная антропология

Визуальная антропология — часть социальной антропологии , связанная с изучением и производством этнографической фотографии , кино и, начиная с 1990 -х годов, новых СМИ . Это область аудиовизуального познания культурно-исторической действительности, направленная на получение аудиовизуальной информации о малоизвестных сторонах жизни общества с целью осуществления диалога культур . Визуальная антропология фиксирует и изучает духовные, бытовые, природные, исторические и другие стороны культуры. Основные задачи визуальной антропологии: отображение реального состояния малоизвестных и зачастую исчезающих культур, выявление закономерностей их существования, быта. Визуальная антропология объемлет все зрительные средства трансляции культуры, включая рисунок , фотографию , музейную экспозицию , театр , медиа . Но именно кинематограф выступает ядром данной науки, синтезируя достоинства всех остальных видов искусства. В то же время отмечается, что фотографии, особенно фотографии из семейных фотоальбомов , имеют самостоятельную научную ценность как источник важных социальных знаний .

История

Кадр из фильма «Транс и танец на Бали»

Еще до появления антропологии как учебной дисциплины в 1880-е годы, этнографы использовали визуальные методы (фотографию) в качестве инструмента исследования. Они снимали и документировали жизнь и быт малочисленных национальностей, обреченных на исчезновение . Но осмысление визуальной антропологии как академической дисциплины произошло много позже. Её основоположниками считаются Роберт Флаэрти , Карл Хайдер, Жан Руш , Джон Маршалл, Роберт Гарднер и Тим Эш. Сам термин «визуальная антропология» был придуман Маргарет Мид в 1960-х гг. . Первое теоретическое осмысление метода визуальной антропологии «Этнографическое кино» Карла Хайдера было опубликовано в 1976 году.

Первоначально визуальная антропология была вспомогательной дисциплиной этнографии и сводилась к созданию фото- и видеоматериалов во время полевых исследований. В 1920-е гг. Роберт Флаэрти делает этнографическое кино самостоятельным направлением визуальной антропологии. Антропологический анализ телевидения и других форм масс-медиа берет начало с исследований Грегори Бейтсон , Маргарет Мид , Рода Метро.

Один из первых антропологических кинофильмов — работа Роберта Флаэрти о жизни народов Арктики Нанук с севера» , 1922). Это яркий пример антропологического исследования с помощью визуальных средств (кинематографа). Флаэрти сосредоточился на традициях и тяжелом образе жизни эскимосов . Кинематографическое документирование позволяло существенно снизить риски ситуативной, субъективной интерпретации того или иного элемента экзотической культуры. Кроме того, оно дает возможность в максимально полном формате архивировать целые пласты культуры для последующего исследования . Позже антропологи Маргарет Мид и Грегори Бейтсон на Бали и в Новой Гвинее занялись исследованиями невербальной коммуникации поколений, а также ритуальных танцев и трансовых состояний, для чего использовали фотосъемку и кино. Результатом их работы стал фильм «Транс и танец на Бали» (1952).

В России исследования аудиовизуальных методов антропологии начали в 1980-х годах. 26 мая 1987 года на собрании Союза кинематографистов В. В. Иванов и Лэнарт Мери рассказали о популярном на Западе виде документальной съемки и объявили об открытии первого на территории СССР фестиваля визуальной антропологии в г. Пярну в Эстонии .

Понимание термина

Под визуальной антропологией большинство исследователей понимают трёхчастную модель:

  • Визуальная антропология как исследование нелингвистических форм человеческой коммуникации;
  • Изучение визуальных продуктов, таких как фильмы, в качестве коммуникативной деятельности и материала культуры, подлежащего этнографическому анализу;
  • Использование визуальных посредников для презентации данных и исследовательских находок.

Область изучения визуальной антропологии включает в себя три раздела :

  • Изучение визуальных проявлений культуры — выражений лица, движений тела, танца, способов украшать тело, символического использования пространства, архитектуры и искусственной среды вообще;
  • Изучение изобразительных аспектов культуры от наскальной живописи до фотографии, кино, телевидения, домашнего видео и т. д.;
  • Использование изобразительных средств для сообщения антропологического знания.

В современной визуальной антропологии можно выделить несколько направлений: антропологическое изучение образов, антропологическая фотография, антропологическое кино.

Альтернативные точки зрения

Особенно широкое поле проявлений и взаимодействий визуальной антропологии порождает представление об отсутствии собственной «предметной области» и причисление её к другим наукам . Находясь на стыке документалистики и антропологии , визуальная антропология не всегда выделяется в отдельную область исследований и не образует точную предметную область, она выступает обобщенным названием совокупности стратегий исследования визуальных систем .

Также существуют споры на тему того, какие именно фильмы можно считать антропологическими: Джей Руби считал, что антропологическими фильмами можно считать только созданные антропологами или под их руководством . Иной позиции придерживался Карл Хайдер: «Все фильмы этнографические: они рассказывают о людях. Даже если на экране появляются только облака или ящерицы, фильмы сделаны людьми и таким образом отражают личную культуру тех, кто снял фильм, и тех, кто его смотрит».

Примечания

  1. Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность / Под общей редакцией: Е. Р. Ярская-Смирнова , П. В. Романов, В. Л. Круткин. — Саратов: Научная книга, 2007. — 526 с.
  2. Александров Е.В. Опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии. — Москва: Пенаты, 2003. — 97 с.
  3. Круткин В. Л. Антропологический смысл фотографий семейного альбома. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. 8, № 1. С. 171—178
  4. Jay Ruby. Visual Anthropology. In Encyclopedia of Cultural Anthropology, David Levinson and Melvin Ember, editors. — New York: Henry Holt and Company, 1996. — С. 1345—1351.
  5. Сара Пинк. The Future of Visual Anthropology. — 2006.
  6. Карл Хайдер. Этнографическое кино. — Москва: Российская Академия Наук, 2000. — 199 с. — ISBN 5-201-14640-6 .
  7. Горных А. А. // Антропологический форум. — № 7 . — С. 33 . 20 октября 2016 года.
  8. Александров Е. В. // Антропологический форум. — № 7 . — С. 9 . 20 октября 2016 года.
  9. Ruby J. The Teaching of Visual Anthropology / Chiozzi P. (ed.). — Firenze, 1989. — С. 9—18.
  10. Рокитянский В. Р. Визуальная антропология: частное расследование. — Москва: Теис, 2000.
  11. Круткин В. Л. // Антропологический форум. — № 7 . — С. 53 . 20 октября 2016 года.
  12. Jay Ruby. Visual Anthropology. In Encyclopedia of Cultural Anthropology, David Levinson and Melvin Ember, editors. — New York: Henry Holt and Company, 1996.

Литература

  • Петренко Д. И., Штайн К. Э. Лингвистическая и визуальная антропология. — Ростов-на-Дону: «Полиграф-Сервис», 2020. — 488 с. ISBN 978-5-6040938-8-7
  • Утехин И. Что такое визуальная антропология. Путеводитель по классике этнографического кино. — СПб: «Порядок слов», 2018. — 352 с. ISBN 978-5-905586-21-7
Источник —

Same as Визуальная антропология