Interested Article - Гелен, Арнольд

А́рнольд Ге́лен ( нем. Arnold Gehlen , 29 января 1904 , Лейпциг 30 января 1976 , Гамбург ) — немецкий философ и социолог , один из основателей философской антропологии , представитель технократического консерватизма .

Биография

Основное влияние на Гелена оказали Ханс Дриш , Николай Гартман и, в особенности, Макс Шелер . Принадлежал к Лейпцигской школе социологии. В 1933 году вступил в НСДАП , служил офицером. В 1943 году призван в Вермахт . После денацификации преподавал в колледже в Шпайере .

В конце 1960-х был яростным критиком протестных движений . В 1970-х был одним из ведущих представителей неоконсервативной идеологии в ФРГ.

Основные идеи

Антропология

Основная работа Гелена, посвящённая вопросам философской антропологии, — «Человек, его природа и положение в мире» (1940). Продолжая традицию Шелера и Плеснера , Гелен в то же время более радикален. Он стремится полностью порвать с метафизической традицией. В этом сказывается влияние, оказанное на Гелена американским прагматизмом . Подход Гелена во многом биологичен . Описывая человека при помощи Гердеровской метафоры «человека ущербного», Гелен задается вопросом: как вообще такое существо как человек способно выжить? По мнению Гелена, человек (в отличие от животного) не может выжить в природной среде, у него редуцированы инстинкты. Он перегружен избытком информации («избыточная нагрузка»). Из этой недостаточности Гелен стремится вывести все феномены человеческого существования. «Избыточная нагрузка» вызывает к необходимости «психологическую разгрузку». Эту задачу выполняют социальные институты , обеспечивающие, по Гелену, выживание человека. Институты являются заменой редуцированных инстинктов. Человек — действующее существо, активно формирующее свою среду обитания. В этой активности человек и создаёт культуру , как средство собственного выживания.

Социология

Гелен придерживался консервативных взглядов. Его социологический проект строится на его понимании человека как ущербного и одновременно деятельного. Так как у человека редуцированы инстинкты, то его деятельность обусловлена не инстинктами, а обществом. Все влечения человека формируется социально в процессе воспитания, а не являются чисто природными. К остаткам инстинктов у человека добавляются разнообразные мотивы и потребности. Человек способен творить свой собственный мир. Эта способность — обратная сторона недостаточности. Опыт упорядочивается у человека при помощи языка и при помощи социальных институтов. Социальные институты придают человеческой психике стабильность. Они необходимы для придания человеку определенной идентичности и выполняют функцию «психической разгрузки». Человек не может реализовать себя непосредственно. Он должен всегда опосредовать свою деятельность институтами. Поэтому невозможно говорить о «естественном» человеке, существующем отдельно от культуры. По Гелену, наиболее эффективно социальные институты действовали в . Они выполняли все свои функции компенсации недостаточности природы человека. Однако в Новое время на первый план выходит человеческая субъективность. Человек живёт в состоянии хронической рефлексии , находится в ситуации выбора. Он все время пытается сформировать свою идентичность, в то время как раньше эта идентичность была изначально задана.

Эстетика

Одна из поздних работ Гелена «Картины времени» посвящена современному искусству . Современное искусство для Гелена — пример субъективации человека. Художники создают язык, непонятный неискушенному зрителю. Искусство становится предельно рациональным и рефлексивным. Оно принципиально фрагментарно, находится в процессе становления и не укоренено в традиции.

Этика

Этике посвящена работа Гелена «Мораль и гипермораль». В ней Гелен критикует этику «гуманитаризма», этику принятия других культур ( мультикультурализм ). Такая этика для Гелена означает потерю европейцами собственной идентичности. Интеллектуалы , проповедующие такого рода этику, «требуют неограниченной свободы для себя и равенства для всех остальных».

Избранные сочинения

  • Действительный и недействительный дух , 1931
  • Теория свободы воли , 1932
  • Государство и философия , 1932
  • Человек. Его природа и положение в мире ( Der Mensch. Seine Natur und seine Stellung in der Welt ), 1940
  • Первобытный человек и поздняя культура ( Urmensch und Spätkultur. Philosophische Ergebnisse und Aussagen ), 1956
  • Душа в техническую эпоху ( Die Seele im technischen Zeitalter ), 1957
  • Картины времени. К социологии и эстетике современной живописи , 1960
  • Мораль и гипермораль ( Moral und Hypermoral. Eine pluralistische Ethik ), 1969

Издания сочинений

  • Gesamtausgabe, Bd. 1-10, Frankfurt am Main, 1978
  • Gehlen A. Soziologie der Macht // Handwoerterbuch der Sozialwissenschaften. Bd.7. Stuttgart, Tuebingen, Goettingen, 1961. S. 77-81.

Публикации на русском языке

Примечания

  1. Arnold Gehlen // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  2. Arnold Gehlen // (хорв.) — 2009.
  3. (англ.) — 1997.

Литература

Источник —

Same as Гелен, Арнольд