Interested Article - Кано Мотонобу

Кано Мотонобу ( яп. 狩野 元信 кано: мотонобу , род. 28 августа 1476 года — ум. 5 ноября 1559 года ) — японский художник, патриарх школы Кано , один из крупнейших мастеров своего времени . Художественное наследие Мотонобу заложило фундамент для последующего расширения и успеха школы живописи Кано. Знаменит своими картинами на ширмах в китайском стиле ( яп. 漢画 канга ) , в которых использовал золотую фольгу ( яп. 金碧 кимпэки ) , его работы украшали множество буддийских храмов , дворцов и замков .

Художественное наследие Мотонобу невозможно ограничить рамками какого-либо стиля и жанра. Он создавал пейзажи и портреты в более декоративной, насыщенной деталями манере . Вероятно, это связано с тем, что он был тесно знаком с Тосой Мицунобу, который известен своим творчеством в стиле ямато-э . Именно это слияние китайской стилистики и иконографии с японскими эстетическими идеалами обеспечило школе Кано её высокое положение. Художественные навыки Мотонобу позволили ему адаптироваться к вкусу отдельных покровителей и создавать произведения, в которых смешивались китайский и японский стиль . Мотонобу также создал учебники, описывающие основные виды живописи Кано, благодаря чему школа процветала даже во время периода Сэнгоку .

Биография

Кано Мотонобу был сыном Кано Масанобу , основателя школы Кано и придворного художника сёгуната Асикага . Стиль Масанобу сформировался на основе китайской монохромной живописи . Первое художественное образование Мотонобу получил, обучаясь у отца. Родственник , одного из последних великих представителей художественной школы Тоса , у которого он перенял некоторые стилистические черты живописи ямато-э и совместил с собственным стилем школы Кано, который основывался на китайской традиции канга.

Благодаря обширным политическим связям и влиянию в кругах правящей элиты Мотонобу создал и возглавлял академию живописи , разработал систему обучения художников в традиции школы Кано.

Отец Мотонобу, Кано Масанобу, был другом Тосы Мицунобу, который также находился при дворе сёгунов и возглавлял другое направление живописи — Тоса.

С 9 лет Мотонобу служил отошедшему от дел Асикаге Ёсимасе, затем его наследникам — Ёситанэ , Ёсидзуми и Ёсихару , а также другим крупным военачальникам, в частности, Хосокаве Такакуни . По крайней мере дважды Мотонобу демонстрировал свои ширмы императору Го-Нара .

Согласно поздним источникам, к 1530-м годам Мотонобу женился на Тиё, дочери главы школы Тоса, Тосы Мицунобу, от которой имел троих сыновей и имел свою небольшую мастерскую в северной части Киото . Тиё также была художницей школы Тоса и создавала картины в стиле ямато-э. Со временем мастерская расширялась, в ней работали родственники Мотонобу и его ученики, однако Мотонобу на протяжении всей жизни лично участвовал в создании произведений, не поручая всю работу ученикам . Помимо картин на ширмах, в мастерской изготавливали расписные .

Творчество и особенности стиля

Восемь видов региона Сяо Сян. Галерея Йельского университета

Мотонобу начинал творческий путь в стиле китайской монохромной живописи суйбокуга, следуя стилю своего отца. В ранних работах прослеживается влияние живописи Масанобу и буддийской живописи дзэн. Примером может послужить картина, написанная по заказу монаха Дайкю Кокуси. Это одна из четырёх картин, написанная Мотонобу с изображением озера Дунтин . Художник изобразил заснеженный вечерний пейзаж и сильный порыв ветра, который предшествует дождю. Дзэн-буддисты уделяли особое внимание переходным состояниям природы и считали, что путем созерцания этих природных изменений человек может прийти к истине. Это произведение интересно с технической точки зрения: живопись по шёлку не терпит ошибок, и неверно нанесенные штрихи уже нельзя исправить. Разная интенсивность цвета и толщины линий свидетельствуют о высочайшем уровне освоения техники монохромной живописи.

Кано Мотонобу известен как один из талантливейших мастеров школы Кано. Рисовал пейзажи и портреты, выполнял также заказы по монументальной настенной живописи, изображал на своих картинах птиц и цветы . Одними из крупнейших его произведений являются художественные работы в храмах Рэйун-ин и Дайсэн-ин в Киото , а также 3 свитка с «Легендами о горе Оэ». В своём творчестве Кано Мотонобу соединил достижения китайской художественной традиции с вершинами японского изобразительного искусства, этот стиль именуется вакан ( яп. 和漢 ) . Пейзажи рисовал как многоцветные, так и , а также с использованием золотой фольги .

Вероятно, Кано Мотонобу учился технике монохромной живописи у своего отца и практически сразу продемонстрировал свой талант и получил несколько крупных заказов. К его покровителям относится сёгунат Асикага, представители правящей элиты, купеческого сословия, а также буддийская община . Буддийские храмы покровительствовали школе Кано, снабжая заказами не только на стенную роспись и ширмы, но и иконы и картины на религиозные сюжеты, тогда как для синтоистских святилищ художники Кано оформляли вотивные дощечки эма . В буддийских и исторических картинах Мотонобу отдавал предпочтение колориту и технике школы Тоса .

В творчестве Мотонобу сочетаются стилевые качества всех величайших художников прошлого, таких как Сессю и Соами. Но для стиля Мотонобу характерна совершенно новая трактовка контура: линии контуров, к примеру, в скалах, смягчаются растительностью. Считается [ кем? ] , что Кано Мотонобу является первопроходцем живописного жанра « цветы и птицы » в Японии.

Способ изображения воды в картинах Мотонобу, особенно там, где он пишет водопады, а именно то, как он изображает капли воды и формирует их очертaния, в дальнейшем использовался многими художниками и мастерами гравюры. Он встречается, к примеру, в Большой Волне в Канагаве Хокусая [ источник не указан 1265 дней ] .

Каллиграфия

Мотонобу также был мастером каллиграфии , в частности, стиля кайсё («уставного»), где каждая линия преднамеренно выполнена ясно и понятно, стиля гёсё («полукурсива»), который более художественно-выразителен, линии более плавные, а также стиля сосё («скоропись») . Он применял принятое в каллиграфии терминологическое разделение стилей и к изобразительному искусству стиля канга, деля картины по манере изображения линий .

Примечания

  1. Motonobu // (нидерл.)
  2. .
  3. , Kanō Motonobu.
  4. Mason, Penelope E; Dinwiddie, Donald (2005). History of Japanese art. Upper Saddle River, N.J.: Pearson Prentice Hall
  5. Jōhei, Sasaki (1984). «The Era of the Kanō School». Modern Asian Studies. 18 (4): 647—656.
  6. Wheelwright, Carolyn. Kano Painters of the Sixteen Century A.D.: The Development of Motonobu’s Daisen-in Style. Archives of Asian Art, Vol. 34 (1981), pp.6-31.
  7. Mason, Penelope E; Dinwiddie, Donald (2005). History of Japanese art. Upper Saddle River, N.J.: Pearson Prentice Hall.

Литература

  • Goodwin, Shauna. // Oxford Art Online. — Oxford University Press, 2003.
  • McCormick, Melissa. // Oxford Art Online / Melissa McCormick, Shauna Goodwin, Quitman E. Phillips. — Oxford University Press, 2003.
  • Elisseev, Sergey. Les Peintres de l’Ecole Kano. Revue des Arts Asiatiques, Vol.2, No.4 (1925). Pp. 14-26.
  • Jōhei, Sasaki (1984). «The Era of the Kanō School». Modern Asian Studies. 18 (4): 647—656.
  • Mason, Penelope E; Dinwiddie, Donald (2005). History of Japanese art. Upper Saddle River, N.J.: Pearson Prentice Hall
  • Matsushita Takaaki. Ink Painting. Arts of Japan 7. (English and Japanese Edition). Tuttle Pub, 1974.
  • Tanaka Ichimatsu. Japanese Ink Painting: Shobun to Sesshu. Weatherhill, 1980.
  • Quitman E. Philipps. Kano Motonobu and Early Kano Narrative Painting. PhD dissertation in History of Art, Berkeley: University of California, 1992.
  • Quitman E. Philipps. The Practices of Painting in Japan, 1475—1500. California: Stanford University Press, 2000.
  • Wheelwright, Carolyn. Kano Painters of the Sixteen Century A.D.: The Development of Motonobu’s Daisen-in Style. Archives of Asian Art, Vol. 34 (1981), pp.6-31.
Источник —

Same as Кано Мотонобу