Тати (певица)
- 1 year ago
- 0
- 0
Жак Тати́ ( фр. Jacques Tati , настоящее имя Яков Георгиевич Тати́щев ( фр. Jacques Tatischeff ); 9 октября 1907 года, — 5 ноября 1982 года, Париж ) — французский сценарист, актёр и режиссёр. Один из крупнейших французских комедиографов, создатель персонажа господин Юло.
Мать Тати — Клер ван Хуф ( фр. Marcelle Claire van Hoof ), нидерландского и итальянского происхождения. Отец — Жорж-Эммануэль Татищев ( фр. Emmanuel Tatischeff ), сын русского генерала Дмитрия Татищева (1824—1878) и француженки Роз-Анатали Аленкан ( фр. Rose Anathalie Alinquant ) . Хотя сам Тати в интервью называл деда «русским послом в Париже» и «графом», в действительности Дмитрий Александрович происходил из старшей (не графской) ветви рода Татищевых (смоленские Рюриковичи ) .
По воспоминаниям современников, его дед, Дмитрий Александрович Татищев, прижил своего сына от цирковой артистки. Жорж-Эммануэль родился 10 декабря 1875 года. Татищев обратился в префектуру Парижа с заявлением о признании его своим сыном. В соответствии с французским законодательством Дмитрий Татищев был признан отцом Жоржа-Эммануэля без указания имени матери и получил соответствующий акт, на основании которого мальчик был крещён по православному обряду 26 декабря 1877 года в парижском Соборе Александра Невского , при этом в метрической книге было указано имя Георгий . Отец полюбил своего ребёнка и намеревался обратиться к российскому императору с прошением, желая объявить своего сына законнорождённым. Предполагается, что такое прошение было написано, однако процедуре признания воспрепятствовала тяжёлая болезнь Дмитрия Александровича и его смерть в 1878 году, а также позиция его ближайших родственников:
Приехавший во Францию его брат, Александр Александрович , решил всё по своему: никогда в род Татищевых не попадёт незаконнорождённый, отрезал он. Друзья Дмитрия Александровича были убеждены: старший Татищев сделал это исключительно из меркантильных соображений: чтобы наследство брата осталось в семье. Матери-циркачке приходилось очень туго: А. А. Татищев, пензенский губернатор, деньги ей на ребёнка выплачивал нерегулярно .
Отец — мастер картинных рам, реставратор работал в магазине на улице де Кастеллана. Когда Жак подрос, приобщил его к своей профессии . После службы в армии Жак проходил стажировку в Лондоне, во время которой начал играть в регби . Вернувшись в Париж, участвовал в соревнованиях в составе полупрофессиональной регбийной команды Racing Club de France . Считается, что занятия спортом помогли ему добиться пластической выразительности движений тела, таким образом повлияв на его артистизм . По этому поводу французский киновед Пьер Лепроон писал: «Свой досуг Жак посвящал спорту. Он играл в регби в составе первоклассной французской команды „Расинг-Клуб“, занимался теннисом и боксом. Спорт и положил начало его артистической карьере» . Его товарищи по команде, увидев благодаря тем номерам на тему спортивной игры, которыми он их развлекал между играми и тренировками, что он имеет несомненный комический талант, посоветовали ему создать сценку на тему регби и показать её более широкой публике . По наблюдению Лепроона, Жака Тати как молодого спортсмена не удовлетворяли одни только спортивные упражнения (выполняя которые он внимательно следил за собой, а также за зрителями):
Жак Тати решает воспроизвести ситуацию спортивных соревнований — изобразить спортсмена и публику. Но изображать — он понимает это с самого начала — значит воссоздавать, стилизовать. Он поступает, как ребёнок, который впервые начинает рисовать. Он не копирует, а схематизирует. Спортсмен становится мимистом. Тати выводит заключение: „Первое требование к актеру-комику, — говорит он, — быть подготовленным спортсменом“ .
Расставшись с регби, сначала выступал в кабаре , мюзик-холлах , где получил известность как исполнитель «спортивных пантомим» . В будущем творчество Тати будут часто сравнивать с работами Чарли Чаплина , их также роднит то, что они оба обратились к кинематографу через пантомиму и мюзик-холл: «Но они переросли эти два вида зрелищ, преобразовав их в соответствии с законами оптики в третье — в кино» . В кино Тати дебютировал в 1934 году, снимаясь в короткометражных лентах, которые в своём большинстве представляли экранизации его «спортивных пантомим» . В 1935 году, комический талант Тати был «открыт» писательницей Колетт , которая так отозвалась о нём в следующем году: «Впредь, я думаю, ни одно празднество и ни один театральный спектакль или акробатическое представление не обойдутся без этого поразительного актёра, который открыл кое-что новое. Это открытие касается танца, спорта, сатиры и пантомимы» .
Первой успешной картиной стала «Тренируй левую» (режиссёр Рене Клеман , 1936) .
В 1939 Тати ушёл на фронт, однако на такого высокого солдата (191 сантиметр) не нашлось униформы и его одели как попало. Во время обхода патруля был обнаружен солдат в английском плаще, итальянских ботинках, французской униформе и портянках из бельгийского одеяла — Тати. Его приняли за немецкого шпиона и чуть не расстреляли, отчего появилась седина. В этот период у него завязались отношения с танцовщицей чешско-австрийского происхождения Гертой Шиль, которая родила от него дочь, однако Тати, под влиянием своей сестры Натали, отказался её признать .
После войны Тати возвращается в кабаре и уже в 1947 году снимает картину «Школа почтальонов», которая получила премию Макса Линдера, а в 1949 году — дополненную полнометражную версию в фильме « Праздничный день » (Большая премия французского кино за 1950 год, премия за лучший сценарий Венецианского кинофестиваля ) . Критика увидела в этой картине выражение «эстетики обыденного», влияние традиций комедии дель арте , работ Рене Клера , и вместе с тем оригинальность, как этой картины, так и творчества режиссёра в целом .
Наибольшую популярность принёс его персонаж , наивный простак, перенесённый из кабаре. Впервые он появился в фильме « Каникулы господина Юло » ( премия Луи Деллюка и приз лучшего актёра года во Франции, премия ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале) . Андре Базен писал, что значение этого фильма для французского кино невозможно переоценить, так как он является не только самой значительной кинокомедией со времён братьев Маркс и Уильяма Филдса , но также значительным событием в истории звукового кино . Затем господин Юло появился в картине « Мой дядюшка » (специальный приз Каннского кинофестиваля, премия « Оскар » за « Лучший иностранный фильм ») . Тати неоднократно утверждал, что с первых своих работ в кинематографе сознательно стремился к тому, чтобы сделать свой комический персонаж более правдивым: «Потому что он не делает ничего необычного, и то, что с ним случается, могло бы произойти с каждым из нас: мы ищем что-то в багажнике, какой-то предмет вываливается, мы его подбираем…»
С 1965 по 1967 годы режиссёр работал над фильмом «Время развлечений» (приз Московского международного кинофестиваля в 1969 году), а также продолжал снимать короткометражные фильмы. Фильм «Время развлечений» вышел на экраны в 1967 году, однако, несмотря на благожелательный приём критики, он не пользовался успехом у публики. Французский киновед Жак Лурсель отзывается об этом фильме как о «восхитительном провале (насколько вообще может быть восхитителен провал), где Тати губят чрезмерные амбиции и мания величия , не свойственные его подлинной природе» . В эту ленту Тати вложил значительные средства, что на фоне коммерческой неудачи картины в прокате привело к возникновению финансовых проблем, в частности, он был вынужден заложить собственный дом в Сен-Жермен-ан-Ле . Через несколько лет снял свой следующий фильм «Трафик» («Автодвижение») , который вышел в прокат в 1971 году — «острой и бесконечно правдивой сатире на мир автомобилистов» . В 1973 году Тати снял свой следующий фильм «Парад» (главный приз за детский фильм Московского кинофестиваля) , который пользовался определённой популярностью у зрителей, но несмотря на это в 1974 году его компания обанкротилась.
После длительных проблем со здоровьем Жак Тати умер 4 ноября 1982 года, так и не закончив сценарий своего последнего фильма «Путаница» ( фр. Confusion ). Похоронен на .
Историк кино Жорж Садуль , отмечая, что фильм «Каникулы господина Юло» представляет собой острую, но вместе с тем добродушную сатиру на мещанство, писал, что Жак Тати «является не только постановщиком этого фильма, но и самым большим комиком после Макса Линдера» . Лурсель охарактеризовал эту картину следующим образом: «Самый бурлескный из французских фильмов и самый французский из бурлескных фильмов», в котором в «чистом, элегантном и очень продуманном стиле», он соединяет в единое целое неисчислимое количество комических ситуаций и изобретательных находок, поданных «в спокойном и свободном ритме», органично вплетая их в сюжетную линию, выразительно показывающую «скуку и вялость курортной жизни» . По мнению того же автора, стилистика Тати представляет собой «уникальный союз между остротой социального реализма и тем, что можно по праву назвать непостижимой поэзией, рождающейся из сочетания внешней меланхоличности и восторга, запрятанного глубоко внутри». В ограниченном мирке, определяющими признаками которого являются условности и рутина, дядюшка Юло является «каким-то вежливым чужаком, скромным нарушителем спокойствия и, главное, — разоблачителем» и выступает в качестве последнего представителя тех, кто обладает детским мировосприятием, своеобразной лёгкостью бытия, которые вскоре безвозвратно покинут этот мир .
По наблюдению Андре Базена, Тати, как все великие комики, создаёт свой мир, который находится в зависимости и вращается вокруг центрального персонажа. Господин Юло, как пишет Базен, может даже не участвовать в наиболее смешных трюках, так как представляет собой «только метафизическое воплощение беспорядка, продолжающегося долгое время после того, как персонаж уже ушёл» . Одним из наиболее значительных признаков величия Тати, французский критик называет то, что его комизм, как и комизм Чаплина, никогда не производит пессимистического впечатления, даже вопреки «идиотизму окружающего мира», а его персонаж: «сохраняет неистребимую лёгкость; своим существованием он доказывает, что непредвиденное возможно, что оно всегда может возникнуть и разрушить дурацкий порядок вещей, превратить автомобильную камеру в погребальный венок, а похоронную процессию — в увеселительную прогулку» .
Жан-Люк Годар отмечал конфликтное, по своей сути, содержание его стилистики: при внешней суетливости, эксцентричности ощущается нарочитая замедленность действия, выражающаяся в ностальгической музыке, пронзительной лиричности . В 1958 году Франсуа Трюффо писал, что в то время только два режиссёра последовательно и продуманно проводили политику авторского «полного контроля» — это Робер Брессон и Жак Тати. Любое их новое произведение будет «заведомо гениально, хотя бы в силу особой властности, с которой с первого по последний кадр проступает единая, абсолютная воля…» . По наблюдению одного из лидеров французской новой волны , юмор комедиографа «очень специфичен и узок», видимо потому, что он умышленно ограничивает себя «комизмом подсмотренных ситуаций, не считая находок, построенных на чистом бурлеске», а также при этом в этих ограничительных рамках исключает «всё неправдоподобное»:
Более того, он ничего не сообщает нам о характере своих персонажей, то есть сознательно отказывается от их обрисовки, от проникновения в человека, поскольку у него нет классической раскадровки, нет драматического построения сцен, у него нет и психологической разработки характеров. Его комизм построен только на событиях повседневной жизни, пусть слегка видоизменённых, но всегда правдоподобных .
Трюффо находит в эстетике Тати некоторые недостатки, мешающие полному восприятию его картин, к которым он, в частности, относит неоправданные «длинноты», схематизм, статичность, последовательное применение одних и тех же приёмов. При этом тот же автор замечает, что несмотря на его критический, требовательный разбор ему внушает неподдельное восхищение талант автора, который в картине «Мой дядя» показывает «безумный, кошмарный, навязчивый мир, который скорее парализует смех, чем вызывает его» . По мнению Трюффо, хотелось бы, чтобы ленты французского комедиографа можно было принимать полностью: «именно потому, что фильм его слишком удался, мы холодеем от ужаса, глядя на эти документальные зарисовки из нашего завтрашнего дня» .
В советской критике отмечалось, что Тати сумел бережно сохранить многие приёмы и традиции кинокомедий 1920—1930-х годов, расширив пределы смешного, дополнив их нравственными коллизиями, которые продолжительное время являлись традиционным предметом идеализации в этом жанре, в частности «возможность маленького счастья для маленького человека» .
Год | Название | Вид киноискусства | Примечание |
---|---|---|---|
1932 | « »/ Oscar, champion de tennis | Короткометражный фильм | Режиссёр и актёр |
1934 | On demande une brute ( ) | Художественный фильм | Соавтор и актёр |
1935 | Gai dimanche ( ) | Короткометражный фильм | Соавтор, режиссёр и актёр |
1936 | Soigne ton gauche ( ) | Короткометражный фильм | Сценарист и актёр |
1938 | Retour à la terre ( ) | Короткометражный фильм | Сценарист и актёр |
1945 | Sylvie et le fantôme ( ) | Художественный фильм | Актёр |
1946 | Le Diable au corps ( ) | Художественный фильм | Актёр |
1947 | L'École des facteurs ( ) | Короткометражный фильм | Сценарист, режиссёр и актёр |
1949 | Jour de fête ( Праздничный день ) | Художественный фильм | Сценарист, режиссёр и актёр |
1953 | Les Vacances de Monsieur Hulot ( Каникулы господина Юло ) | Художественный фильм | Сценарист, режиссёр и актёр |
1958 | Mon oncle ( Мой дядюшка ) | Художественный фильм | Сценарист, режиссёр и актёр |
1967 | Playtime ( Время развлечений ) | Художественный фильм | Сценарист, режиссёр и актёр |
1967 | Cours du soir ( Вечерняя школа ) | Короткометражный фильм | Сценарист и актёр |
1971 | Trafic ( Трафик ) | Художественный фильм | Сценарист, режиссёр и актёр |
1972 | Телесериал | Актёр | |
1974 | Parade (Парад) | Телефильм | Сценарист, режиссёр и актёр |
1978 | Forza Bastia 78 ou l'île en fête ( ) | Документальный фильм | Сценарий и режиссёр |
В 2010 году вышел снятый по неосуществлённому сценарию Тати (записанный в виде письма к его ныне покойной старшей дочери, что вызвало споры между его потомками) полнометражный мультфильм « Иллюзионист », в котором он сам воплощён в образе главного героя стареющего фокусника Татищева (Татищефф), напоминающего также наиболее известного его персонажа — господина Юло. По словам режиссёра анимационной ленты Сильвена Шоме , одной из его задач было отстраниться от образа господина Юло и показать своего персонажа именно в образе Тати .