Фарефаре
- 1 year ago
- 0
- 0
Арефа ( греч. Αρέθας , араб. الحارث بن كعب — Аль-Харит бен Кааб ; казнён в 523 году ) — христианский мученик . Известен также как Арефа Негранский . День памяти — 24 октября ( 6 ноября ) в Православной церкви; в Эфиопской церкви — 26 хэдара (22/23 ноября).
Правитель и глава христианской общины йеменского города Негран . Погиб вместе с 4299 своими согражданами во время гонений омаритского царя-иудея Йосефа Асара Ясара (известен как Зу Нувас, или Дунаан) во время химьяритско-эфиопских войн.
Стал главой местной общины христиан после кончины награнского епископа Павла, не имея духовного сана. Являлся светским правителем города и его окрестностей, причём в этом он наследовал своему отцу. Когда началась война с Аксумом , царь потребовал прислать всё ополчение Неграна, которое вернулось с полпути, узнав о начавшемся по повелению царя истреблении всех находившихся в Химьяре христиан. Царь увидел в этом бунт и осадил город.
После осады и взятия города осенью 523 года Арефа предстал перед царём. Он отказался отречься от своей веры и смело обличал иудейского владыку, вселяя мужество в своих земляков. По приказу царя Арефу и всех остальных негранцев сожгли (по другой версии, обезглавили) в одном из пересохших русел реки (по другой версии, в специально вырытом для этого рву).
О мученичестве Арефы и его сограждан рассказывается в письме царя Йосефа Асара Ясара к лахмидскому царю аль-Мунзиру III , а также в письме епископа к авве Мар-Симеону.
Изложенные события упоминаются в Коране .
Гибель ископавшим ров, разжигавшим в нём огонь, поддерживавшим его растопкою! Вот, они сидели при нём, и сами были свидетелями тому, что делали верующим. Они мучили их только за то, что веровали они в Бога, сильного, славного.
— ( Саблуков )
Пространное греческое житие Арефы было создано на основе его указов как градоначальника. В конце X века оно было переработано Симеоном Метафрастом .
Краткие жития Арефы содержатся в Минологии Василия II и в Синаксаре Константинопольской церкви.
Стихи Арефы содержатся в Стишных Синаксарях Христофора Митилинского и Феодора Продрома.
О раннем распространении почитания св. Арефы на Руси свидетельствуют упоминания о нём в рукописях XI века: память отмечена в месяцеслове Остромирова Евангелия 1056—1057 годов, служба с каноном Феофана содержится в Четьи-Минее 1096 года.
Часть мощей была перевезена из Константинополя в Киево-Печерский монастырь в 1073 году .
В 1-й половине XII века был осуществлён перевод краткого жития, включенный в Нестишной Пролог .
В 1-й половине XIV века краткое житие было вновь переведено и включено уже в состав Стишного Пролога.
Пространное житие было переведено примерно в XII веке.