Interested Article - Вила-Лобос, Эйтор

Э́йтор Ви́ла-Ло́бос ( порт. Heitor Villa-Lobos ; 5 марта 1887 , Рио-де-Жанейро 17 ноября 1959 , там же) — бразильский композитор . Один из самых известных латиноамериканских композиторов, Вила-Лобос прославился синтезом стилевых особенностей бразильской народной и европейской академической музыки.

Биография

Вила - Лобос Родился в Рио-де-Жанейро 5 марта 1887 года . Обучался в консерватории, где весь учебный курс целиком основывался на европейской традиции, однако затем оставил учёбу. Его отец, Рауль Вилла-Лобос, был государственным служащим, образованным человеком испанского происхождения, библиотекарем, астрономом-любителем и музыкантом. После смерти отца (с которым сын занимался бразильской музыкой) зарабатывал на жизнь, выступая аккомпаниатором в немом кино, а также играя в уличных оркестрах. Позднее стал скрипачом в оперном театре.

В 1912 году женился на пианистке Лусилии Гимараинш ( Lucília Guimarães ) и начал карьеру композитора. Впервые его произведения были опубликованы в 1913. Некоторые из своих новых произведений он впервые представил на публике во время своих оркестровых выступлений с 1915 по 1921. В этих произведениях ещё заметен «кризис идентичности», попытка выбора между европейскими и бразильскими традициями. Позднее он всё больше опирался на последние.

Первые сочинения Вила-Лобоса — песни и танцевальные пьески двенадцатилетнего музыканта-самоучки — помечены 1899 г. В последующие 60 лет творческой деятельности (Вила-Лобос скончался 17 ноября 1959 г. на 73-м году жизни) композитор создал свыше тысячи (некоторые исследователи насчитывают до 1500! ¹) произведений в самых разнообразных жанрах. Его перу принадлежат 9 опер, 15 балетов, 12 симфоний, 10 инструментальных концертов, более 60 камерных сочинений крупной формы (сонаты, трио, квартеты); песни, романсы, хоры, пьесы для отдельных инструментов в наследии Вила-Лобоса исчисляются сотнями, как и народные мелодии, собранные и обработанные композитором; его музыка для детей, написанная с учебными целями для музыкальных и общеобразовательных школ, для самодеятельных хоров, включает более 500 названий. (При этом нужно иметь в виду, что определенная часть наследия Вила-Лобоса остается не опубликованной и не зафиксированной в каталогах².) Вила-Лобос сочетал в одном лице композитора, дирижёра, педагога, собирателя и исследователя фольклора, музыкального критика и писателя, администратора, на протяжении многих лет возглавлявшего ведущие музыкальные учреждения страны (среди которых немало созданных по его инициативе и при его личном участии), члена правительства по вопросам народного образования, делегата Бразильского национального комитета ЮНЕСКО, активного деятеля Международного музыкального совета. Действительный член Академий изящных искусств Парижа и Нью-Йорка, почетный член римской Академии «Санта Чечилия», член-корреспондент Национальной академии изящных искусств Буэнос-Айреса, член Международного музыкального фестиваля в Зальцбурге, Командор ордена Почетного легиона Франции, доктор honoris causa многих зарубежных учреждений — знаки международного признания выдающихся заслуг бразильского композитора. На три, на четыре полноценные, достойные уважения человеческие жизни с избытком хватило бы сделанного Вила-Лобосом за одну — удивительную, исполненную сверхъестественной энергии, целеустремленную, подвижническую — жизнь артиста, ставшего, по словам Пабло Казальса, «величайшей гордостью страны, которая его породила».

Похоронен на кладбище Святого Иоанна Крестителя в Рио-де-Жанейро .

Интересные факты

  • Согласно воспоминаниям современников, композитор порой с серьёзным видом вводил в заблуждение собеседников или аудиторию. Например, Жоржи Амаду в мемуарах « Каботажное плавание » описал случай с приглашением на гастроли в СССР в 1947 году и передал следующий с Вила-Лобосом диалог:
— А знаете, кто подписал приглашение?
— Да откуда ж мне знать?! Наверно, руководитель симфонического оркестра Москвы или России.
— Ну-ка, угадайте.
Шостакович ? — брякнул я. Вилла-Лобос снова попыхтел сигарой, улыбнулся и сообщил:
Ленин ! Собственноручно.

Напоминаю, разговор происходил в 1947 году. Увидев, что я замер с открытым ртом, маэстро добавил:

— Не верите? Я вам принесу письмо — сами убедитесь .
  • В Национальном театре в столице Бразилии крупнейший зал назван в честь Вила-Лобоса.
  • Внучатый племянник композитора Даду Вила-Лобос был гитаристом , одной из самых успешных рок-групп в истории бразильской музыки.
  • 25 сентября 2015 года его именем назван кратер Villa-Lobos на Меркурии .
  • В честь Вила-Лобоса были выпущены почтовые марки Бразилии ( Sc #1500, 2095) и Кубы ( Sc #3359) .
  • Имя композитора на самом деле произносится как "Вия-Лобос", т.к. сдвоенная ll образует гласный дифтонг.

Сочинения (выборка)

  • Бразильские бахианы . Одно из самых известных сочинений Вила-Лобоса — ария из «Бразильской бахианы» №5.
  • Соната №2 для виолончели
  • Фортепианное трио №2
  • Концерты для арфы с оркестром
  • Открытие Бразилии. Оркестровые сюиты №№1-4
  • Концерт для гитары
  • Rudepoema Dancas
  • Симфония №№1—12 (№5 — утеряна)
  • Струнные квартеты
  • Пять фортепианных концертов
  • Ciranda das sete notas для фагота и струнного оркестра
  • 14 шоро
  • Бразильская народная сюита , для гитары (пять шоро )
  • Foresta do Amazon (симфоническая версия музыки к фильму Мела Феррера « », 1959 )

Примечания

  1. — 1808.
  2. Ермолович Д. И. Англо-русский словарь персоналий. — М.: Рус. яз., 1993. — 336 с. — С. 297
  3. Таково традиционное, принятое в России написание имени. См. Музыкальный словарь Гроува (2007), с.192; БРЭ , т.5 (2006), с.313.
  4. Амаду Ж. Рио, 1947 // Каботажное плаванье : Наброски воспоминаний, которые не будут написаны никогда / Жоржи Амаду ; Пер. с порт. А. С. Богдановского . — М. : Вагриус, 1999. — 413 с. — (Мой 20 век). — 5000 экз. ISBN 5264001049 .
  5. (англ.) . Gazetteer of Planetary Nomenclature . IAU Working Group for Planetary System Nomenclature.

Литература

    • Федотова В.Н. Творчество Эйтора Вила-Лобоса как представителя бразильской музыкальной культуры . Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Государственный институт искусствознания, Москва, 1983.
    • Федотова В.Н. Звучит впервые. / Музыкальная жизнь. М., 1974, № 15.
    • Федотова В.Н. Из далекой страны. / Музыкальная жизнь. М., 1976, № 11.
    • Федотова В.Н. Бразильские Бахианы Эйтора Вила Лобоса. // Некоторые актуальные проблемы искусства и искусствознания. М., 1981.
    • Федотова В.Н. О народном искусстве и современном примитивизме. / Латинская Америка. М., 1983, № 6.
    • Федотова В.Н. К вопросу о тематизме «Бразильских Бахиан» Эйтора Вила-Лобоса. // Музыка стран Латинской Америки. М., 1983.
    • Федотова В.Н. Вводный очерк «Композиторы Латинской Америки» в коллективной монографии «Музыка XX века». Очерки. Часть 2, 1917-1945, книга V, М., 1983.
    • Федотова В.Н. «Эйтор Вилла-Лобос». - в коллективной монографии «Музыка XX века». Очерки. Часть 2, 1917-1945, книга V, М., 1983.
    • Федотова В.Н. Творчество Э.Вила-Лобоса и народная бразильская музыка. // Искусство стран Латинской Америки. М., 1986.
    • Федотова В.Н. Музыка земная и возвышенная. К столетию Эйтора Вила-Лобоса / Советская культура, 1987.
    • Федотова В.Н. К столетию Э.Вила-Лобоса. / Вестник АПН, издано в Бразилии, 1987.
    • Федотова В.Н. К проблеме контактов и влияний европейских и неевропейских культур. // География и искусство. Институт культурного наследия им. Д.Лихачева. М., 2002.
    • Appleby, David P. 1988. Heitor Villa-Lobos: A Bio-Bibliography. New York: Greenwood Press. ISBN 0-313-25346-3

Примечания

  1. . Дата обращения: 14 июня 2016. 10 августа 2016 года.

Ссылки

  • (порт.) (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • Эйтор Вила-Лобос — в нотной библиотеке проекта
Источник —

Same as Вила-Лобос, Эйтор