Жанры поп-музыки
- 1 year ago
- 0
- 0
Жанры игрового кино — группы произведений игрового кино , выделяемые на основе сходных черт их внутреннего строения .
Жанры игрового кино не имеют чётких границ, которые обычно расплывчаты, и различные жанры могут непрерывно переходить один в другой, соединяясь и разделяясь. Каждый жанр, в свою очередь, может разделяться на несколько поджанров. В результате один и тот же фильм можно отнести к нескольким жанровым группам .
Жанр — исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства . В каждом из видов искусства деление на жанры имеет свои особенности и не совпадает с другими видами. Тем не менее, окончательного определения термина «жанр» не существует, и понятия «род», «вид», «разновидность» часто используются, как его синонимы. При этом, для каждого из видов искусства характерно изменение набора жанров в соответствии с эпохой .
Общая для искусствоведения в целом, проблема определения жанра актуальна и для кинематографа . При этом проблема жанра связана с широко употребляемым термином «жанровое кино», которое часто понимается, как синоним коммерческого кино , рассматривающего фильм, как продукт, востребованный зрителем, и противопоставляется « авторскому » кинематографу , имеющему в основе, по определению Маргарете фон Тротта , самовыражение личности, индивидуума или какой-либо культуры. Фолькер Шлёндорф , говоря об авторском кино, отмечал, что «режиссёры, работавшие в этой системе, благодаря силе своей личности накладывали определённый отпечаток на свои фильмы, у них был определённый почерк, по которому их сразу узнавали» . В свою очередь, жанровое кино должно подчиняться собственно «законам жанра», или определённым стереотипам , при создании фильма. Противопоставление авторского и жанрового кинематографа ярко выражено в манифесте «Догмы 95» , пункт 8 которого гласил, что жанровое кино запрещено.
В то же самое время существуют фильмы авторского кино, которые можно с большой степенью уверенности отнести к тому или иному уже существующему жанру, то есть понятия «авторский» и «жанровый» не взаимоисключают друг друга. Также есть случаи, когда успешный авторский фильм порождал массу авторов-последователей, что в итоге приводило к появлению в кинематографе нового направления, закладывало фундамент для появления нового жанра игрового кино.
Поэтому в последнее время фильмы часто стали разделять на авторское кино (которое иногда тоже может быть жанровым), и так называемый « мейнстрим » (основную массу прокатных, высокобюджетных фильмов, которые обычно бывают «жанровыми» для привлечения массового зрителя). Поскольку успешные прокатные фильмы «мейнстрима» делаются чаще всего с коммерческими целями, то для их достижения обычно учитываются уже сложившиеся «жанровые стереотипы» и ожидания массового зрителя (вестерн, боевик, мелодрама и тому подобные). Это облегчает выполнение коммерческих задач фильма, и создатели фильмов для широкой аудитории обычно ориентируются на тот или иной устоявшийся жанр и его «законы» в процессе создания фильма. Такие фильмы обычно гораздо легче поддаются стандартному классифицированию, чем фильмы авторские, служащие прежде всего целям самовыражения режиссёра-создателя авторского фильма.
Таким образом, речь идёт не о полном, безоговорочном противопоставлении авторского кино жанровому, а скорее о том, что авторское кино обычно на порядок сложнее поддаётся стандартному классифицированию.
Понятие киножанра начало формироваться с становлением студийной системы Голливуда . Оно помогло систематизировать производство фильмов и облегчило их продвижение на рынке. Также, на протяжении «Золотого века» Голливуда , когда студии выпускали кинофильмы сотнями, классификация предлагала сценаристам некие шаблоны для работы . Каждая студия специализировалась на производстве фильмов определённого жанра: Paramount Pictures — на комедиях, Universal Studios — на фильмах ужасов, Metro-Goldwyn-Mayer — на мюзиклах.
Однако прежде всего зрители связывали определённые жанры с актёрами: Джона Уэйна , Клинта Иствуда и Рэндольфа Скотта с вестернами, Джеймса Кэгни и Эдварда Г. Робинсона с гангстерскими фильмами, Джоан Кроуфорд и Барбару Стэнвик с мелодрамами, Бориса Карлоффа и Белу Лугоши с ужасами. Со временем актёры стали так тесно связаны с определёнными жанрами, что появление их в фильмах нового другого жанра становилось сенсацией .
Основой для всех многочисленных существующих в настоящее время жанров стали три жанра эры зарождения кино: мелодрама, комедия, авантюрный фильм , иногда к ним также относят феерию . При этом отмечается, что мелодрама была основным жанром немого кино .
Позднее жанры и актёрские амплуа стали куда более гибкими, хотя в сознании зрителей, например, такие актёры, как Брюс Уиллис , Арнольд Шварценеггер , Сильвестр Сталлоне и Чак Норрис ассоциируются с боевиками, Джим Керри и Лесли Нильсен — с комедиями. Также существуют режиссёры, специализирующиеся на фильмах определённого жанра. Некоторые режиссёры стали ассоциироваться у зрителей с конкретными типами кинофильмов: Альфред Хичкок — с триллерами , Джон Форд — с вестернами , Дуглас Сирк — с мелодрамами , Арнольд Фанк — с горными фильмами . Позднее Уэс Крэйвен и Ламберто Бава специализировались на фильмах ужасов, Джон Хьюз и Роберт Земекис — на семейных фильмах и фильмах для подростков, Дэвид Цукер — на пародийных комедиях, Джон Ву — на боевиках, Роланд Эммерих — на фильмах-катастрофах .
За годы существования популярные мотивы стали клише , и традиционные киножанры стали приобретать новое, иное толкование, расхожие клише стали оспариваться, высмеиваться и пародироваться .
Исследователи отмечают, что чёткой системы жанрового кино в настоящее время не существует. Согласно Большой советской энциклопедии , жанры кинодраматургии , относительно четко разграничивавшиеся на ранних стадиях развития кино (приключенческий, комедия, мелодрама и другие), становятся менее определёнными, нередко взаимопроникают . Киновед Д. Салынский также полагает, что «мы имеем дело с динамическим процессом, а не со статичной структурой. Процесс жанрообразования идет на наших глазах. Творческим продуктом, артефактом , становится не только фильм, но и жанровая формула. Раньше она не была творческим продуктом, произведение вписывалось в какой-то жанр автоматически, по объективным критериям . А теперь это креатив.»
Зарубежные авторы также видят трудности в определении и систематизации жанров. Исследователь Дэниел Чандлер даже называет эту проблему «минным полем теоретика» . Сомнению подвергается сама возможность создания ясной и объективной системы распределения фильмов по жанрам. Роберт Стэм усматривает четыре ключевых проблемы в исследовании жанра: объём использования конкретного жанрового термина; поиск жёстких критериев отнесения к тому или иному жанру; чёткость определения жанра, позволяющая отнести каждую картину только к одному жанру; проблема эссенциалистского подхода и изменения содержания жанра с течением времени . Вместе с тем киновед Бордвелл обращает внимание на то, что широкая публика и кинопроизводители не уделяют внимания академическим исследованиям в области теории киножанра, а применяют собственные жанровые ярлыки, которые являются не жанрами в строгом смысле слова, но расхожими определениями групп фильмов .
Наряду с киноведческими классификациями, опирающимися на свою собственную систему критериев, у классификации кинофильмов на жанры есть отчетливая коммерческая и маркетинговая задача — сориентировать зрителя на предмет, какой примерно фильм он увидит в ближайшие несколько часов, интересует ли его это зрелище и стоит ли отдавать за просмотр фильма деньги.
Поэтому жанровая принадлежность фильма обычно имеет большое значение в случае его проката в кинотеатрах и показа на телевидении.
Портал Internet Movie Database (IMDb) применяет собственную систему деления фильмов по группам, в которой одна лента может относиться к нескольким «жанрам» одновременно. Авторы сайта при этом делают оговорку: «Что такое жанр? Жанр — это просто распределение фильмов по определённым типам на основе их стиля, формы или содержания. Многие фильмы могут быть с лёгкостью отнесены к таким категориям, как вестерны, драмы или комедии. Но, конечно, некоторые фильмы не укладываются в эти рамки, поэтому этот список условен.» . В систему IMDb входят как классические жанры, например, комедия или приключенческий фильм, так и виды кино, то есть документальное и анимационное, а также телевизионные жанры: ток-шоу , новости . Жанровая система IMDb служит примером достаточно прагматичного подхода к решению теоретической киноведческой задачи о классификации фильмов по жанрам.
Жанр/Поджанр |
Краткое определение
согласно авторитетному источнику |
Пример жанра
«в чистом виде» (1-2 фильма) |
Наиболее авторитетные источники | Примечание | |
---|---|---|---|---|---|
|
|||||
|
|||||
Трагедия | Драматический жанр, основывающийся на художественном осмыслении острых сущностных проблем человеческого бытия. Происходит непримиримое столкновение героя с обстоятельствами, сопровождающееся страданиями и гибелью важных для жизни ценностей . Противоположна комедии . |
БСЭ
Кино (энц. сл.) |
|||
Кинокомедия | Жанр кино, основной предмет которого — явления, относящиеся к эстетической категории комического . Отличительная особенность — изображение жизненных несоответствий, возбуждающих смех зрителей . |
БСЭ
Кино (энц. сл.) |
|||
Поджанр кинокомедии, для которого свойственно быстрое развёртывание действия в непредсказуемом и зачастую неправдоподобном направлении, сопровождаемое
множеством сюжетных перипетий. |
БСЭ
Ист. отеч. кино |
||||
|
Интрига фильма построена на отношениях влюблённых . |
Ист. отеч. кино
Ратников |
|||
|
Ист. отеч. кино
Ратников |
||||
Используются приёмы сатирической гиперболы ; резкое изменение привычных жизненных связей и пропорций . |
Ист. отеч. кино
Ратников |
||||
Киновед. публ. | |||||
|
смотри раздел | ||||
Трагикомедия | Вид драматических произведений, совмещающих черты, свойственные комедии и высокой драме, трагедии . Трагикомический эффект основан на несоответствии героя и ситуации (трагическая ситуация — комический герой, реже — наоборот), на внутренней нерешённости конфликта. Сочувствие одному персонажу часто противоречит сочувствию другому . |
БСЭ
Кино (энц. сл.) |
|||
Драматический фильм | Один из основных жанров драматургии наряду с трагедией и комедией. Как и комедия, отражает прежде всего частную жизнь людей. Но главная цель не осмеяние человеческих характеров и нравов, а показ личности в её драматических отношениях с обществом. Как и трагедия, изображает героев в процессе их духовного становления или нравственных изменений. Но характеры лишены исключительности, а конфликты не столь напряжённы и в принципе не исключают разрешения . | БСЭ | |||
БСЭ | |||||
|
Разновидность драмы, сложившаяся в немецком театральном искусстве и кино в начале 1920-х годов. Характерные признаки: психологизм, граничащий с натурализмом, обычно немногочисленность персонажей — представителей среднего бюргерства и чиновничества, социальный пессимизм, единство места и времени действия в рамках, как правило, несложного сюжета, замедленность темпа, особое внимание к деталям, приобретающим символическое значение . | Кино (энц. сл.) | |||
Мелодрама | Традиционный драматургический жанр с характерными признаками: острая интрига, противопоставление добродетели и злодейства, идеальный герой, страдающая героиня, коварный злодей, значительная роль случайных или роковых обстоятельств, определяющих развитие сюжета, апелляция к чувствам зрителя . |
БСЭ
Кино (энц. сл.) |
|||
|
|||||
Киноэпопея | Жанр соединяет приёмы игрового и документального кино: широкие художественные обобщения, романтическая приподнятость и высокий пафос основываются на особой точности и достоверности в реконструкции исторических фактов, обстоятельств и места действия — арены истории . |
БСЭ
Кино (энц. сл.) |
|||
Власов | |||||
Киноповесть | Произведение киноискусства, сюжет которого (сравнительно сложный) базируется на целом ряде событий и в котором достигается эпическая широта охвата изображаемой действительности. | Власов | |||
Действие развивается вокруг одного локального события или происшествия в жизни героев | Власов | ||||
Также (слияние жанров): | |||||
|
смотри раздел | ||||
|
БСЭ | Разновидность | |||
Жанр, распространённый на заре кинематографа в начале XX века. По происхождению близок к театральной и цирковой феерии. Характеризуется яркой зрелищностью с элементами фантастики, сказочными сюжетами, использованием специальных приёмов киносъёмки — стоп-кадр , многократная экспозиция, замедленная съёмка и ускоренное воспроизведение, и другие, включались элементы балета и пантомимы | Кино (энц. сл.) | ||||
|
|||||
Власов | |||||
БСЭ | Разновидность | ||||
|
|||||
Сказка | БСЭ | ||||
Притча | Характерна простота фабулы , заданность характера , возвращение героя на круги своя |
Ист. отеч. кино
Шилова |
|||
|
|||||
Приключенческий фильм
(Авантюрный фильм) |
Группа жанров , которым присуща острая, напряжённая, быстро развёртывающаяся фабула , основанная на событии, нарушающем привычный ход жизни, заключающем в себе потенциальную опасность и побуждающем героя к действию. Это может быть общественно-исторические катаклизмы, ломающие устоявшийся жизненный уклад, враждебная или незнакомая герою среда (война, преступный мир, природные катаклизмы, другая цивилизация и тому подобное) |
БСЭ
Кино (энц. сл.) |
|||
Вестерн | Жанровая форма приключенческого кино, тематику которого составляют события, связанные с освоением американского Запада во второй половине XIX века. |
БСЭ
Кино (энц. сл.) |
Разновидность Жанр возник на основе сюжетно-тематических признаков . | ||
Вестерны, снимавшиеся в Италии | Кино (энц. сл.) | ||||
Детектив | Картина, рассказывающая о расследовании уголовных преступлений, а также о работе разведчиков. На первый план выходят поступки персонажей, зачастую параллельно показываются действия сыщика и преступника . Поджанр — фильм-тайна . |
БСЭ
Кино (энц. сл.) |
Разновидность Жанр возник на основе сюжетно-композиционных признаков . | ||
Нуар
(«Чёрный» фильм) Неонуар |
Приключенческий фильм с сильно трансформированным содержанием и этическими установками жанра. В центре повествования находится герой, в большинстве случаев частный детектив, к которому враждебны как преступный мир, так и «добропорядочное» общество. Чаще всего герой побеждает в столкновении с противником, однако вынужден при этом подчиниться правилам общества, считающего преступления нормой, что способствует полярной оценке моральных установок героя | Киновед. публ. , Кино (энц. сл.) | Часть исследователей полагает, что фильмы-нуар — это явление внежанровое | ||
Триллер | Особый тип приключенческого фильма, вызывающий у зрителей специальными приёмами активное сопереживание и сильные эмоции (тревожное ожидание, беспокойство, страх и прочее). Акцент с внешних действий (погони, драки) смещается на психологические переживания персонажей, связанные с преступлением. В триллере рассказ ведётся с точки зрения жертвы или преступника . Поджанр — фильм-тайна . |
Сл. по общ. наукам
Кино (энц. сл.) |
Разновидность | ||
Гангстерский фильм | Категория фильмов об организованной преступности (гангстерских синдикатах), а также о профессиональных правонарушителях |
БСЭ
Кино (энц. сл.) |
Разновидность | ||
Фильм-катастрофа | Разновидность постановочных фильмов, тематика которых — масштабное изображение бедствий, постигших отдельные группы людей, города, целые страны | Кино (энц. сл.) | Разновидность | ||
Боевик | Приключенческий фильм с многочисленными эпизодами погони, стрельбы, поединков и тому подобным. | Нов. словарь русс. яз. | Разновидность | ||
Исторический фильм | Произведение киноискусства, сюжет которого основан на изображении реальных событий и, как правило, реальных персонажей исторического прошлого |
Киновед. публ.
Кино (энц. сл.) |
|||
|
Произведение киноискусства, посвящённое жизни и деятельности исторического лица — обществ, деятеля, полководца, представителя науки и культуры | Кино (энц. сл.) | |||
|
смотри раздел | ||||
Условно-историческое действие, романтический герой которого с отвагой преданно служит справедливости. Большое место занимают эпизоды с фехтованием и скачками | Кино (энц. сл.) | Разновидность прикл. ф. | |||
Первоначально итальянские исторические и мифологические ленты, как правило, на основе событий древнего мира |
Энц. кино
Киновед. публ. |
Разновидность | |||
|
Рассказывается о событиях истории, о борьбе народов за свободу и независимость, о борьбе трудящихся против феодального и капиталистического строя |
Энц. кино
Ист. отеч. кино |
|||
Также (слияние жанров): | |||||
БСЭ | Разновидность | ||||
Фантастический фильм | Фильмы преимущественно трёх тематических направлений: космические путешествия, появление инопланетных существ на Земле и положение человека в изменившихся условиях будущего |
БСЭ
Кино (энц. сл.) |
Разновидность | ||
|
БСЭ | ||||
БСЭ | |||||
|
БСЭ | ||||
|
БСЭ | ||||
Искусство Кино | |||||
Фильм, тема и сюжет которого связаны с политикой — классовой борьбой, национально-освободительными движениями, международными проблемами, вопросами государства и власти и так далее. |
БСЭ
Кино (энц. сл.) |
||||
Фильм ужасов |
Тематически обширный и разнообразный круг фильмов, показывающих явления загадочные, анормальные, сверхъестественные с задачей вызвать у зрителей чувство страха
. Подразделяются на три направления:
|
БСЭ
Кино (энц. сл.) |
Разновидность | ||
Первоначально итальянский фильм ужасов, основанный на синтезе классического детектива, готической психоделики и максимально жестокого фильма ужасов, зачастую с очень примитивным сюжетом |
Искусство Кино
КЭСЛ |
||||
Показ действия зачастую происходит сквозь призму восприятия убийцы. Характерно преобладание прямолинейных общих планов; клиповый монтаж; изображение, предельно приближенное к реальности | Искусство Кино | ||||
Искусство Кино | |||||
|
|||||
Музыкальный фильм | Кинопроизведение, в котором музыка выполняет важнейшие смысловые и композиционные функции, определяет жанровую и стилистическую характеристику картины |
БСЭ
Кино (энц. сл.) |
|||
Вид синтетического зрелища, в котором драматический сюжет, воплощённый в диалогах, музыке, пении и хореографии, выражен специфическими средствами киноискусства. Все элементы произведения неразрывно взаимосвязаны, подготавливая переход одной формы воплощения в другую |
БСЭ
Кино (энц. сл.) |
Жанр возник на основе формально-языковых признаков . | |||
Фильм с участием «звёзд» эстрады — певцов, танцовщиков, пловцов, мастеров фигурного катания | Кино (энц. сл.) | ||||
Кино (энц. сл.) | |||||
|
Кино (энц. сл.) | ||||
|
Кино (энц. сл.) | ||||
Словарь музыки
Кино (энц. сл.) |
|||||
Также (слияние жанров): | |||||
|
Кино (энц. сл.) | Разновидность кинокомедии | |||
|
Кино (энц. сл.) | Разновидность | |||
|
|||||
Дзидайгэки | Энц. «Япония от А до Я» | ||||
Энц. «Япония от А до Я» | |||||
Энц. «Япония от А до Я» | |||||
Энц. «Япония от А до Я» | |||||
Пинк фильм (Пинк эйга, Пинк виоленс) | Направление японского кинематографа, эксплуатирующее тематику женщины в преступных обстоятельствах, содержащее большое количество сцен насилия и эротического контента. Пик популярности приходится на начало 1970-х годов. | Киновед. публ. | |||
|
|||||
Уся | Киновед. публ. | ||||
Тямбара | Киновед. публ. | ||||
Сплэттер | Поджанр фильмов ужасов. Термин изначально был придуман Джорджем Ромеро для своего фильма « Рассвет мертвецов ». По его собственному определению, это фильм, в котором изображение крови и отрезанных частей тела занимает 80 % экранного времени | Киновед. публ. |
Примеры жанровой многоплановости кинокартин:
Также: