Interested Article - Мальчик и птица

«Мальчик и птица» ( яп. 君たちはどう生きるか кимитати ва до: икиру ка? , букв. «Как поживаете?» ) полнометражный анимационный фильм режиссёра Хаяо Миядзаки . Оригинальное название взято из одноимённой книги Ёсино Гэндзабуро 1937 года , однако сюжет фильма никак не связан с романом. В североамериканском прокате фильм получил название «Мальчик и цапля» ( англ. The Boy and the Heron ) .

Сюжет представлен, как «большой фантастический фильм» и рассказывает о мальчике по имени Махито Маки, который обнаруживает заброшенную башню в своём новом городе и попадает в фантастический мир с говорящей серой цаплей .

Премьера фильма «Мальчик и птица» состоялась в Японии 14 июля 2023 года . Картина участвовала во множестве международных кинофестивалей. Фильм демонстрировался как в обычных кинотеатрах, так и в других премиальных форматах, таких, как IMAX .

За анимацию отвечала заново открытая студия «Гибли» . Дистрибьютор фильма — компания Toho . Выход фильма был отмечен намеренным отсутствием какой-либо рекламы , поскольку студия «Гибли» решила не публиковать никаких трейлеров , изображений, синопсиса или деталей кастинга фильма до его премьеры, за исключением единственного постера . Отсутствие рекламы положительно сказалось на кассовых сборах фильма, эффект от неразглашения оказался даже лучше, чем ожидали в киноиндустрии .

Фильм был тепло встречен как простыми зрителями, так и профессиональными кинокритиками . Картина была номинирована на ряд национальных и международных наград, и получала многие из них .

Сюжет

В 1943 году, во время Второй мировой войны, мать 12-летнего Махито Маки Хисако погибает во время воздушного налёта на Токио. Отец Махито, владелец завода по производству авиационных боеприпасов, женится на Нацуко, младшей сестре своей покойной жены, и они эвакуируются в её поместье в сельской местности, где живут вместе с несколькими пожилыми горничными. В новом городе Махито приходится нелегко: он не вписывается в школьную жизнь и переживает напряжённые отношения с беременной Нацуко. Кроме того, в поместье Махито встречает загадочную серую цаплю, которая часто донимает его.

Однажды, вернувшись домой после драки с другими школьниками, Махито намеренно наносит себе увечья, ударяя камнем по голове, чтобы выставить себя жертвой. Поправляясь от ран в поместье, Махито обнаруживает книгу «Как поживаете?» с обращением к нему, сделанным почерком матери, которая хотела подарить ему книгу, когда он подрастёт. Махито обнаруживает, что цапля умеет говорить и на самом деле является маленьким человечком, живущим в теле цапли. Цапля дразнит Махито и приводит его к таинственной башне в лесу неподалёку от дома, которую построил его исчезнувший двоюродный дед Масато, знаменитый архитектор. Цапля утверждает, что мать Махито жива, и просит его войти в башню, чтобы спасти её. Махито не решается это сделать, но когда однажды он видит, как Нацуко уходит в лес, он решает помочь ей и входит в башню, оказываясь в волшебном мире.

В этом мире Махито встречает различных персонажей, в том числе Кирико — морячку, более молодую версию горничной из поместья, Хими — девушку с магическими способностями, которая помогает Махито и Кирико, и двоюродного дедушку Нацуко, правящего миром как могущественный волшебник. Махито, Хими и цапля проникают в замок, охраняемый попугаями-людоедами, и находят Нацуко, которая противится уходить с ними, пока Махито не называет её матерью. В реальном мире горничные рассказывают отцу Махито, что башня была не построена, а образовалась после падения на землю метеорита, и что когда его первая жена, Хисако, была моложе, она однажды исчезла на целый год, а потом необъяснимым образом вернулась, ничего не помня о случившемся.

Во время побега Хими попадает в плен к попугаям. Спасая Хими от короля попугаев, Махито встречается с двоюродным дедушкой. Тот показывает Махито строительные блоки, похожие на детский конструктор, которые он использовал для поддержания равновесия в мире, а также гигантский парящий камень, в котором заключена его сила. Дедушка просит Махито присматривать за камнем и поддерживать равновесие в мире, объясняя, что управлять камнем может только тот, кто связан с ним кровным родством и не имеет злого умысла. Махито отказывается, предпочитая вернуться в свой мир, и говорит дедушке, что рана на его голове свидетельствует о том, что он не свободен от зла. Король попугаев, желая узурпировать власть двоюродного деда, разрезает строительные блоки пополам, разрушая камень и заставляя волшебный мир самоуничтожиться. Спасаясь, Махито предлагает Хими забрать её в свой мир, но Хими отказывается, заявляя, что она — младшая версия Хисако и что они с Кирико должны вернуться в её собственное время, чтобы Махито мог родиться. Махито, Нацуко и цапля возвращаются в свой мир и воссоединяются с отцом Махито. В конце истории голос Махито за кадром говорит, что через два года после окончания войны они вернулись в Токио, и мальчик с вещами спускается в холл к ожидающей его счастливой семье.

Роли озвучивали

Масаки Суда , озвучивавший роль Серой цапли
Актёр Роль
Махито Маки Махито Маки
Масаки Суда Серая цапля Серая цапля
Хими Хими
Нацуко Нацуко
двоюродный дед двоюродный дед
Ко Сибасаки Кирико Кирико
Такуя Кимура Сёити Маки Сёити Маки
Король попугаев Король попугаев
пеликан пеликан
Идзуми Идзуми
Утако Утако
Айко Айко
Эрико Эрико
Варавара Варавара

Производство

В 2016 году Хаяо Миядзаки сказал, что хочет снять ещё один полнометражный фильм, несмотря на объявленный три года назад отход от дел . Продюсер студии «Гибли» Тосио Судзуки прокомментировал, что режиссёр будет делать раскадровки , пока не умрёт, на что другой сотрудник сухо заметил, что такой исход обеспечит фильму большой успех .

Хаяо Миядзаки

28 октября 2017 года было объявлено название фильма . Дата выхода не была определена, но Миядзаки изъявил желание выпустить картину до Олимпийских игр 2020 года в Японии . По словам мультипликатора, на работу должно было уйти три или четыре года . В 2018 году для музея Гибли вышел его короткометражный фильм «Гусеница Боро» с компьютерной графикой .

В октябре 2019 года Тосио Судзуки рассказал в интервью телеканалу NHK , что после 3,5 лет работы над анимационным фильмом готово всего 15 % от общего хронометража. Хаяо Миядзаки работал, создавая меньше минуты анимации в месяц, хотя в былые годы он мог делать и по 10 минут. По версии Судзуки, фильм должен был выйти между 2021 и 2022 годами. Продюсер также предполагал, что старый мастер не торопится завершать свою последнюю работу, поскольку не хочет по-настоящему уходить на покой, ведь после завершения этого фильма ему больше нечего будет делать и придётся жить как обычному пенсионеру. Скорее всего, Миядзаки будет работать всю оставшуюся жизнь. Студия больше не придерживалась какого-либо графика .

7 марта 2020 года Судзуки дал небольшое интервью изданию Huffington Post в Сибуе . Он подчеркнул, что Миядзаки работает над фильмом, но это занимает много времени и, конечно, стоит денег. Поэтому зарабатывать на производство они будут показом ранее выпущенных аниме на потоковых сервисах, таких как Netflix . Сам режиссёр не пользуется компьютером или смартфоном и ничего не знает об онлайн-трансляции, поэтому продюсер убедил его пойти на сделку, чтобы покрыть затраты, тем более что нынешний проект не похож на то, чем они занимались в прошлом .

К 13 мая 2020 года были закончены 36 минут аниме. Пандемия COVID-19 , которая остановила производство большинства фильмов и телепередач во всём мире, не повлияла на деятельность «Гибли». В разговоре с Entertainment Weekly Судзуки выразил надежду, что всё решится в ближайшие три года. Над фильмом работают 60 аниматоров, однако из-за большого количества ключевых кадров они производят всего одну минуту анимации в месяц, в итоге получается 12 минут в год. Процесс идёт полностью вручную без компьютерной графики. «Когда Миядзаки вернулся и сказал, что снова хочет снять фильм, я на самом деле ответил, что это не очень хорошая идея, потому что он уже многого достиг. Вы не можете вернуться и создать то, что уже делали в прошлом, нужно выдать что-то другое. Одна из идей, которая возникла в результате этого, заключалась в том, почему бы не потратить на фильм больше времени и денег? Итак, это один из новых подходов» . Предполагалось, что производство будет завершено в 2023 году .

Продюсер студии «Гибли» Тосио Судзуки

В начале ноября 2020 года репортёры японского таблоида Flash спросили режиссёра, когда тот выходил из дома, насчёт предстоящего фильма. Миядзаки ответил: «Я работаю над этим. Как пенсионер. Спросите через Toho. Я должен идти собирать мусор» .

В марте 2021 года, в интервью журналу Sight & Sound , Судзуки сообщил, что не стоит ожидать выхода фильма в ближайшие три года. Из 125 минут была готова только половина . Миядзаки-старший вообще хотел заняться фильмом « Ая и ведьма », но продюсер уговорил его продолжить работу над «Мальчик и птица» .

В октябре 2021 года, отвечая на вопрос журналиста The New York Times Style Magazine : «Ваш следующий фильм называется „Как поживаете?“. Вы дадите ответ?», режиссёр, закуривая любимую сигарету Seven Stars кратко сказал: «Я снимаю этот фильм, потому что у меня нет ответа», и улыбнулся. Продюсер назвал предстоящий выпуск «грандиозным фэнтези » .

30 июня 2022 года на выставке студии «Гибли» в Токио Судзуки сообщил, что производство продолжается. «Моя самая важная работа… Раньше студия «Гибли» занималась массовым производством и выпускала по фильму каждые два года, но сейчас фильмы снимают время от времени, и я не хочу, чтобы люди забыли о нас» .

В октябре 2022 года, накануне открытия парка развлечений студии «Гибли», председатель компании Кодзи Хосино на пресс-конференции заметил, что производство «продвигалось весьма гладко» даже во время пандемии и «похоже, что оно близится к завершению». Хосино не сообщил, когда именно выйдет «Мальчик и птица», но добавил, что это «будет последний фильм Миядзаки» .

Выход

13 декабря 2022 года аккаунт студии «Гибли» в « Твиттере » назвал дату выпуска — 14 июля 2023 года . Судзуки заявил, что выпускать трейлеры и рекламные материалы к фильму не планируется, и до его премьеры в кинотеатрах студия не будет разглашать никакой информации о нём, чтобы не испортить зрителям впечатления. Миядзаки похвалил постер, который используется для маркетинга, а этого, по мнению продюсера, вполне достаточно . В июне 2023 года в интервью Bungei Shunju на YouTube Судзуки сказал, что режиссёр позаимствовал у романа Ёсино Гэндзабуро только название, и описание сюжета, доступное в Интернете на основе краткого изложения книги, может быть неверным. Он объяснил, что необычная стратегия является уловкой, призванной «разжечь аппетиты» поклонников: «Они сами захотят увидеть, о чём фильм. И для этого им придётся пойти в кинотеатр» . Продюсер считает «Мальчик и птица» самым дорогим фильмом, когда-либо снятом в Японии. Производство заняло примерно семь лет (два с половиной года на подготовку и около пяти лет на работу ). Идея выпуска без рекламы появилась в 2017 году . Также было решено отказаться от производственного комитета .

«Мальчик и птица» стал первым фильмом студии «Гибли», показанным в системе IMAX ; также объявлены сеансы Dolby Atmos , Dolby Cinema и DTS:X . Оператор-постановщик Ацуси Окуи рассказал, что обсуждал с Миядзаки применение Dolby Cinema, и режиссёру это понравилось. Планы появились во время производства « Ая и ведьма ». В данной технологии Окуи привлекает чёткость изображения в ярких сценах, и тёмные участки не становятся чёрными . Материалы к фильму, включая интервью с создателями, иллюстрации, комикс и раскадровки, издаются в серии книг студии «Гибли» с 1 ноября 2023 года . В эксклюзивном видеопревью Entertainment Weekly Масаки Суда признался, что для озвучивания смотрел видео с настоящими цаплями. Миядзаки сказал ему: «Извини, что дал тебе такую странную роль». Суда пробовал разные голоса и обсуждал запись с одной женщиной, участвовавшей в производстве. Режиссёр слушал работу актёра, но ничего не комментировал, нагнетая напряжение. Только когда были представлены возможные варианты звуков цапли, он произнёс: «Ну всё!». После этого процесс пошёл быстрее. Певец Кэнси Ёнэдзу добавил, что, сочиняя завершающую композицию фильма, он трудился один на своей домашней студии, пребывая в растерянности: «Честно говоря, я думал, что умру» .

18 августа 2023 года студия «Гибли» впервые опубликовала кадры из фильма, а также список персонажей и актёрский состав . 6 сентября 2023 года американской компанией GKIDS был показан первый официальный трейлер .

7 сентября 2023 года «Мальчик и птица» открыл 48-й международный кинофестиваль в Торонто и стал первым анимационным фильмом в истории, открывшим его . Также «Мальчика и птицу» включили в программы 42-го 28 сентября — 8 октября 2023 года , 61-го Нью-Йоркского кинофестиваля 29 сентября — 15 октября 2023 года , 56-го кинофестиваля в Сиджесе 6 и 8 октября 2023 года , в открытие 71-го кинофестиваля в Сан-Себастьяне 22 сентября 2023 года и закрытие 50-го Гентского международного кинофестиваля 20 октября 2023 года .

Исао Такахата

8 сентября 2023 года на кинофестивале в Торонто вице-президент студии «Гибли» Дзюнъити Нисиока заявил, что фильм не является последним для Миядзаки и у него есть новые идеи . В интервью для Libération от 2 октября 2023 года продюсер Судзуки рассказал, что режиссёр отошёл от «Мальчика и птицы» и думает о следующем проекте каждый день, отговаривать его бесполезно, «даже если он снимет провальный фильм. В жизни его радует только работа. Пока он работает, я не смогу уйти на пенсию» . В конце ноября 2023 года Судзуки согласился с мнением, что это самый личный фильм создателя, который является прообразом Махито, двоюродный дед — Исао Такахата (после его смерти в 2018 году сюжет был изменён в сторону отношений между мальчиком и птицей), а серая цапля — сам продюсер: «Я позаботился о том, чтобы он [Миядзаки] не изобразил меня в плохом свете» . 16 декабря 2023 года на канале NHK вышла передача Professional — work style , основанная на производстве «Мальчика и птицы» . В одном из эпизодов Такэси Хонда, режиссёр анимации и дизайнер персонажей фильма, подчеркнул: Миядзаки терпеть не может скучать, хотя и говорит, что не будет заниматься ещё одним проектом, но, вероятно, вернётся к работе .

В России права на мультфильм приобрела компания «Русский репортаж» , которая выпустила его в прокат 7 декабря 2023 года под названием «Мальчик и птица» . В российском прокате демонстрируются сразу две версии официального дубляжа — «классическая» и «современная» (фанатская) . После завершения проката фильм выйдет эксклюзивно на сервисе « Кинопоиск » . На аниме установлено возрастное ограничение — для лиц старше 16 лет .

Международная премьера фильма состоялась 8 декабря 2023 года, после специального предпоказа, стартовавшего 22 ноября 2023 года . В озвучивании английской версии приняли участие Кристиан Бейл , Дейв Батиста , Джемма Чан , Уиллем Дефо , Карен Фукухара , Марк Хэмилл , Роберт Паттинсон и Флоренс Пью .

Премьера фильма в Литве должна была состояться 23 декабря 2023 года, однако была отменена из-за предполагаемой связи прокатчика с Россией .

Кассовые сборы

За первые 4 дня фильм в Японии посмотрело 1,35 миллиона зрителей, было собрано 2,14 миллиарда иен (15,45 миллионов долларов), что превышает достижения « Унесённых призраками » за аналогичный период и на 150 % опережает цифры « Ветер крепчает » . За первые 10 дней фильм в Японии посмотрело 2,32 миллионов зрителей, было собрано 3,6 миллиарда иен . За первый месяц проката число просмотров в Японии составило 4,125 миллионов человек, было собрано 6,235 миллиардов иен . По состоянию на 24 февраля 2024 года кассовые сборы фильма составляют 167,29 миллионов долларов . Из них с 25 октября до декабря 2023 года на втором месте после Японии оказалась Южная Корея . 9 декабря 2023 года фильм дебютировал в США (10,6 миллионов долларов), обойдя Godzilla Minus One , став первым оригинальным аниме в истории, возглавившим американский прокат . К 18 декабря 2023 года собранные 23,14 миллиона долларов сделали «Мальчика и птицу» самым кассовым фильмом Миядзаки и студии «Гибли», выпущенным в Северной Америке . Для России результат оказался высоким — 4,8 миллиона долларов . К концу января 2024 года «Мальчик и птица» стал третьим самым кассовым аниме в истории проката в североамериканском регионе, оставив позади « Покемон 2000 » .

В декабре 2023 года кассовые сборы фильма преодолели планку в 100 миллионов долларов , «Мальчик и птица» стал двадцать вторым аниме-фильмом в истории, собравшим такую сумму . Bloomberg заметил, что 2023 год был знаменательным для японских создателей, о чём свидетельствуют прибыльные показы « Братья Супер Марио в кино », , а также «Мальчика и птицы», наряду с трансляцией телесериала от Netflix « One Piece. Большой Куш » и выпуском игры The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom .

В январе 2024 года кассовые сборы «Мальчика и птицы» превысили сборы предыдущего фильма Миядзаки « Ветер крепчает ».

Влияние эффекта неразглашения на кассовые сборы фильма

Business Insider Japan подчеркнул, что кассовые сборы фильма и эффект неразглашения (только название и постер) сказались больше, чем ожидали в киноиндустрии, хотя для сотрудников студии «Гибли» результат был очевидным. Они работали, чтобы сделать «Мальчика и птицу» хитом, как и «Унесённых призраками». Этому способствовали три фактора: отсутствие информации подогревало интерес аудитории; целью было вызвать ажиотаж и неоднозначные отзывы в социальных сетях; рекламой являлись фильмы студии «Гибли», которые показывались в программе Friday Road Show на Nippon Television в течение 10 лет. Феномен также объясняется тем, что поклонники, посетившие кинотеатры в первые четыре дня, проживают в мегаполисах, например Токио, но это не гарантирует высоких сборов по всей стране. Таким образом, успех «Мальчика и птицы» следует рассматривать как исключение. Неназванный дистрибьютор кино выразил обеспокоенность: если стратегия отсутствия рекламы окажется выигрышной, то у него будут проблемы — люди останутся без работы .

Саундтрек

Kimitachi wa Dou Ikiru ka? Soundtrack
яп. 君たちはどう生きるか
Обложка альбома Дзё Хисаиси «Kimitachi wa Dou Ikiru ka? Soundtrack» ()
Саундтрек Дзё Хисаиси
Дата выпуска 9 августа 2023
Жанр музыка к аниме
Длительность 68:45
Продюсер
Страна Япония
Лейбл Tokuma Japan Communications
Название Длительность
1. «Ask Me Why (Evacuation)» 1:20
2. «White Wall» 0:46
3. «The Blue Heron» 0:23
4. «Reminiscence» 2:05
5. «The Blue Heron II» 0:41
6. «Feather of Twilight» 2:41
7. «Puberty» 1:14
8. «The Blue Heron III» 1:02
9. «Silence» 1:26
10. «The Curse of the Blue Heron» 1:40
11. «Arrow Feathers» 2:57
12. «Ask Me Why (Mother's Thoughts)» 1:48
13. «Trap» 2:23
14. «Sanctuary» 2:46
15. «Lord of the Grave» 1:44
16. «Ark» 3:07
17. «Swarming» 1:49
18. «Reincarnation» 2:32
19. «Rain of Fire» 1:35
20. «The Cursed Sea» 2:35
21. «Farewell» 0:51
22. «Retrospective» 2:23
23. «A Sudden Approach» 1:15
24. «Diversion» 1:02
25. «Girl of the Flame» 1:30
26. «Mahito and Himi» 1:38
27. «Corridor Door» 1:33
28. «Burrow» 0:47
29. «Song of Prayer» 3:48
30. «Great-Uncle» 1:08
31. «Covert» 0:35
32. «March of the Great King» 1:46
33. «Great-Uncle's Thoughts» 2:42
34. «Ask Me Why (Mahito's Decision)» 1:59
35. «The Great Collapse» 1:47
36. «The Last Smile» 2:54
37. «Theme Song (Kenshi Yonezu — Spinning Globe)» 4:33
Дзё Хисаиси

Музыку к фильму написал давний соавтор Миядзаки Дзё Хисаиси , за музыкальную тему фильма «Chikyūgi» ( яп. 地球儀 «Глобус» ) отвечал Кэнси Ёнэдзу . Саундтрек состоит из 37 композиций и был выпущен 9 августа 2023 года компанией Tokuma Japan Communications . Диск занял 16 место в чарте Oricon .

Ёнэдзу рассказал, что в 2018 году впервые посетил студию «Гибли» и познакомился с Миядзаки. К работе над фильмом его пригласили из-за песни «Paprika», которую певец сочинил для Летних Олимпийских игр 2020 года — продюсер Судзуки, с которым Кэнси Ёнэдзу уже несколько раз встречался ранее, увидел, как Хаяо Миядзаки подпевал детям в детском саду под эту песню, которую он слышал по радио. Позже режиссёр прослушал демозапись на компакт-диске и утвердил завершающую композицию .

9 августа 2023 года в Японии Tokuma Japan Communications, компания по распространению музыки японского издательства , выпустила саундтрек к фильму, состоящий из 37 песен на CD и LP , а также на цифровых платформах и стримингах .

Композитор в разговоре с Variety подчеркнул, что вообще не встречался с режиссёром во время создания музыкального материала. У Дзё Хисаиси не было доступа к раскадровке и художественному оформлению, вместо этого он посмотрел уже почти готовую версию фильма в июле 2022 года. Миядзаки просто сказал ему: «Я оставляю всё на ваше усмотрение». Такой подход сильно отличался от их предыдущего сотрудничества. Миядзаки хотел, чтобы Хисаиси посмотрел фильм без каких-либо знаний, предвзятости и суждений. У них строго профессиональные отношения; они «не ходят вместе ужинать или что-то в этом духе». Тем не менее композитор включил в музыку к «Мальчику и птице» личное произведение — короткую мелодию «Ask Me Why», которую он подарил музею Гибли на день рождения режиссёра 5 января. Музыкант считает, что фильм не такой весёлый, как другие работы Миядзаки, но очень красочный и масштабный. Ему хотелось сделать картину последовательной и однородной. «Я не пишу музыку для персонажей», — добавил Хисаиси. «Я действительно пишу музыку в соответствии с миром, который построил господин Миядзаки» .

Отзывы

Metacritic поставил 91 балл из 100 возможных на основании 54 рецензий . На сайте Rotten Tomatoes рейтинг составляет 97 % с учётом 248 критических обзоров . «Мальчик и птица» занял 3 место в списке 100 лучших аниме-фильмов согласно журналу Paste .

Первые отклики были в целом положительными, хотя и неоднозначными : фильм богат деталями и смыслом, возможно, слишком насыщен, чтобы быть полностью понятым за один просмотр. Не случайно поклонники выстроились в очередь перед кинотеатрами в Японии рано утром 14 июля 2023 года, чтобы первыми всё увидеть, но они не представляли, чего ожидать. Спекуляции вокруг «Мальчика и птицы» распространялись в течение нескольких месяцев, потому что эта работа считалась последней для 82-летнего режиссёра . Сам Миядзаки с юмором признал: «Возможно, вы не поняли фильм. Я тоже его не понял» после первого закрытого показа, предназначенного для сотрудников Studio Ghibli . Ряд критиков отмечает, что им необходимо посмотреть фильм еще раз, чтобы понять все его тонкости. Так, японский журнал Cinemas+ пишет: «Чтобы глубоко понять контекст и сюжет, необходимо многократно просмотреть фильм, изучая различные сцены и анализируя Хаяо Миядзаки как личность», указывая на полуавтобиографический аспект картины. Издание описывает картину как кульминацию всего творчества Миядзаки, однако более мрачную и личную, чем другие фильмы . Схожим образом Таитиро Ёсино, журналист и внук автора книги «Как поживаете?», на которой основан фильм, заканчивает статью о своих первых впечатлениях следующим образом: «Пока что мне придётся вернуться в кинотеатр в поисках подсказок, которые я не смог найти, посмотрев фильм один раз» . Японский сайт Eiga Channel добавил: «студия «Гибли», создавшая фантастические произведения, которые легко понять детям, наконец-то представила работу, которая требует времени и размышлений для понимания, поэтому вполне естественно, что зрители будут несколько растеряны. И, несомненно, есть много людей, которые были просто потрясены визуальной красотой» .

После открытия кинофестиваля в Торонто 7 сентября 2023 года фильм также получил высокие оценки критиков . Гильермо дель Торо , присутствовавший на премьере, сказал, что Миядзаки — мастер уровня Моцарта и Ван Гога , «он понимает, что красота не может существовать без ужаса, а деликатность не может быть без жестокости» .

Оружие главных героев из «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф» Клайва Стейплза Льюиса
Оружие главных героев из « Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф » Клайва Стейплза Льюиса

IndieWire назвал «Мальчика и птицу» «сказочным прощанием бессмертного человека, готовящегося к собственной смерти» . TheWrap считает его самым глубоким и мрачный фильмом студии «Гибли» со времён « Могилы светлячков »: смерть может быть концом жизни и началом вечности . Variety отмечает, что не обязательно последняя полнометражная картина Миядзаки кажется не столько шедевром, завершившим карьеру, сколько утраченным фильмом из ранних работ, рассказывающим о недовольном ребёнке в стране чудес, похожей на чистилище. «Реальный мир» в данном случае — горестное место, затронутое трагедией и войной. «Мальчик и птица» вряд ли является идеальной отправной точкой для знакомства с творчеством режиссёра. Это одновременно утешает и разочаровывает. Миядзаки не сделал ничего предосудительного, но и не расширил горизонты, напоминая, насколько привычен мир, который он создавал долгие годы . Vulture связал «Мальчика и птицу» с « Порко Россо »: Махито удаётся сделать то, что не получилось у лётчика, потерявшего своего лучшего друга — он спасается от боли существования, сбегая в царство мёртвых, которое хочет отвергнуть живых . « Мир фантастики » перечислил следующие похожие произведения: « Лабиринт фавна », « Ходячий замок », « Бесконечная история » и « Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф » . Рецензент The Guardian дал среднюю оценку вопреки остальным отзывам — три звезды из пяти . Сайт « Афиша » поставил 7 из 10 баллов . Film.ru оценил на 8 из 10 баллов, согласившись с тем, что в картине нет ничего непривычного и удивительного для тех, кто знаком с творчеством режиссёра, и задав риторический вопрос: «... нужно ли гению придумывать что-то новое?» .

Визуальный размах фильма (по словам Тосио Судзуки, работа аниматоров была более тщательной, чем в предыдущих фильмах студии «Гибли», с большим количеством рисунков в секунду) заслуживает особого одобрения: «Каждый кадр этого фильма выглядит как самостоятельное произведение искусства, которое становится ещё более значительным, когда занимает свое место в грандиозной схеме фильма. Это фильм, который можно смотреть сотни раз, открывая для себя все новые и новые моменты той или иной сцены. … Это настоящий анимационный подвиг, не похожий ни на что, что мы видели за последнее десятилетие», — пишет сайт Anime News Network , а Пьер-Вильям Фрегонезе, младший научный сотрудник кафедры современного искусства Киотского университета искусств, отмечает роль режиссёра-аниматора Такэси Хонды: «Анимация действительно более динамичная и живая, которую мы бы не ожидали увидеть от Миядзаки» . The Verge назвал фильм красивой реликвией и концом эпохи . По мнению Polygon , «Мальчик и птица» имеет все задатки идеальной лебединой песни . Антон Долин на сайте Meduza характеризовал фильм как «полный юмора и боли художественный слепок мира, который потерял равновесие и вот-вот рухнет»; кроме того, это «персональный манифест индивидуальной ответственности». Недостатком критик посчитал работу композитора Дзё Хисаиси , написавшего не самый выразительный саундтрек, хотя местами лаконичный . The Wall Street Journal выпустил рецензию под заголовком «Творческая какофония Хаяо Миядзаки», указывая на запутанность произведения, которое содержит необычайно мрачный подтекст для детского фильма. Учитывая, что действие событий происходит во время Второй мировой войны, высказывание-предостережение умирающего двоюродного деда Махито о том, что «Скоро Японию поглотит пламя », воспринимается как отсылка к Роберту Оппенгеймеру .

Фильм содержит автобиографические элементы. Главный герой фильма, Махито Маки, повторяет детство Миядзаки. Отец Миядзаки, как и Махито, работал в компании, занимавшейся производством деталей для истребителей. Во время войны семья Миядзаки также эвакуировалась из города в сельскую местность. BBC описывает фильм как «сказку о взрослении, в которой ребенок должен преодолеть свой эгоизм и научиться жить для других» . Time Out назвал его зрелым, сложным шедевром, соединяющим прошлое, настоящее и будущее режиссёра. Везде присутствуют многочисленные « пасхальные яйца » из его предыдущих работ, поэтому в день премьеры в Токио подавляющее большинство зрителей были взрослыми, которые выросли на культовых мультфильмах Миядзаки . Nikkei Asia считает, что «Мальчик и птица» — самое загадочное, сокровенное и, за неимением лучшего, эгоистичное произведение создателя. Когда отец женится на младшей сестре матери Махито, которая выглядит гораздо лучше, то фрейдистский подтекст безграничен. Миядзаки присуще недоверие к критике и мнению взрослых. Он фетишизирует детскую точку зрения, что проявляется как квази сексуальные фантазии , например когда лягушки прыгают на мальчика. Но подобные моменты быстро заканчиваются и кажутся галлюцинациями. Махито хочет спасти свою мачеху, чтобы стать достойным человеком — «торговая марка Миядзаки». Многие фанаты аниме критикуют его как чрезмерного проповедника и сурового учителя, стремящегося заставить зрителей перейти на более высокий уровень существования. С 1963 года он не переставал учить и поощрять японцев к совершенству. Но теперь режиссёр, возможно, сказал последнее слово и ушёл. Для миллионов поклонников по всему миру эта мысль может быть пугающей, но также и освобождающей .

Фильм призывает создать «мир без конфликтов своими руками» . Slant Magazine добавил, что книга Ёсино Гэндзабуро была написана в первую очередь для того, чтобы помочь выработать строгий моральный кодекс для мальчиков. Но режиссёр, хотя и не лишённый морализаторства, предпочитает оставить вопрос «Как поживаете?» открытым. Стареющий мастер обращается к потомкам с просьбой: «Ещё многое нужно сделать». И поторопиться, потому что в один момент всё исчезнет . Таким образом, он взял идею Гэндзабуро о том, чтобы научить молодёжь самостоятельному мышлению . Сотрудник The Japan Times признался, что заплакал после финальных титров, где был указан Миядзаки, который однажды заявил в интервью, что хватит около минуты, чтобы сказать, хорош ли фильм. «Мальчик и птица» это подтверждает. Как и в лучшем игровом кино, истинные чувства раскрываются в недосказанности. Мнение аудитории может разделяться из-за подачи сюжета, а не технического исполнения. Сильная привязанность Махито к матери отражает любовь Миядзаки к собственной, которая вдохновила многих женских персонажей режиссёра. В основе, как и в фильмах « Мой сосед Тоторо » и « Унесённые призраками », лежит вера в то, что дети в трудных обстоятельствах смогут оказаться на высоте и добиться большего успеха, чем предыдущее поколение. Японское название, взятое из романа Гэндзабуро, предлагает выбор: жить подобно тем, кто вызвал хаос Второй мировой войны, или найти лучший путь . В обзоре на сайте « Искусство кино » в качестве примера «прощального шедевра» используется конец фильма «Ветер крепчает», где главный герой увидел во сне покойную жену, и она сказала ему «Живи!». «Ветром», полным саморефлексии, Миядзаки «хотел поставить точку, но как будто не учёл, что после него в самом деле надо будет жить — вне творчества». Относительно завещания в «Мальчике и птице», двоюродный дед предлагает внуку продолжить дело, но тот предпочитает отказаться. Мечтательный «элемент безумия», о котором говорил аниматор, «будто с годами сменился трепетным отстранением» . Василий Степанов в рецензии для « Коммерсантъ -Weekend» добавил, что у Миядзаки действительно нет наследников. Никто не будет делать кино так, как он — ставки слишком высоки. «Однако другие творцы смогут найти в его работах как минимум вдохновение, чтобы творить своё ни в чём не похожее на его произведения искусство» .

Иллюстрайция из первого издания книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес»
Иллюстрайция из первого издания книги Льюиса Кэрролла « Алиса в Стране чудес »

В фильме есть эпизоды, которые по анимации намного превосходят все ранние работы Миядзаки, это апофеоз всей его 60-летней карьеры как аниматора. Подобно старому волшебнику, смотрящему на своё творение с вершины башни над облаками, знаменитый глава студии «Гибли» использует «последний фильм», чтобы укрепить собственное наследие. Отправляясь в путешествие самопознания в стиле « Алисы в Стране чудес », Махито убегает из дома и следует за большой серой цаплей на башню воображения. Достигнув вершины, Махито встречает там хозяина этого сооружения: старого волшебника. Могущественный волшебник просит мальчика восстановить его башню и стать его преемником — эта метафора фильма практически кричит на зрителя. Миядзаки, создавший свою фантастическую башню, желает передать эстафету следующему поколению аниматоров, надеясь, что они сохранят красоту его творения. Журнал Esquire отмечает: после просмотра «Мальчика и птицы» становится ясно, что мир анимации без Миядзаки превратится в страшное место. «Прекрасная башня Миядзаки рушится, и мы должны сохранить её» . The Guardian дополнил, что создатель находился под влиянием классической английской детской литературы. По мнению кинокритика Питера Брэдшоу этот аспект заслуживает более широкого обсуждения, поскольку события в фильме в разное время напоминают не только о книге Льюиса Кэрролла , но и о романе « „Покоритель зари“, или Плавание на край света » Клайва Стейплза Льюиса .

Карта мира из книги «„Покоритель зари“, или Плавание на край света» Клайва Стейплза Льюиса
Карта мира из книги « „Покоритель зари“, или Плавание на край света » Клайва Стейплза Льюиса

Награды и номинации

Награда Дата Категория Номинант Результат Источник
Награда кинофестиваля в Торонто 17 сентября 2023 года «Мальчик и птица» Третье место
4 ноября 2023 года Silver Scream Award Победа
Премия Нью-йоркского общества кинокритиков 30 ноября 2023 года Победа
Награда Национального совета кинокритиков США 6 декабря 2023 года Десять лучших фильмов Победа
Премия Общества кинокритиков Бостона 10 декабря 2023 года Победа
Премия Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса 10 декабря 2023 года Лучший анимационный фильм Победа
10 декабря 2023 года Номинация
Лучшая озвучка Масаки Суда Номинация
11 декабря 2023 года Лучший международный фильм «Мальчик и птица» Третье место
Премия Ассоциации кинокритиков Чикаго 12 декабря 2023 года Победа
Номинация
13 декабря 2023 года Лучший анимационный фильм Номинация
17 декабря 2023 года Второе место
Премия Ассоциации кинокритиков Торонто 17 декабря 2023 года Второе место
17 декабря 2023 года Лучший анимационный фильм Номинация
Лучший фильм на иностранном языке Номинация
18 декабря 2023 года Победа
18 декабря 2023 года Лучший анимационный фильм Номинация
19 декабря 2023 года Победа
21 декабря 2023 года Победа
Номинация
Победа
Лучшая музыка к фильму Дзё Хисаиси Победа
3 января 2024 года Лучший анимационный фильм «Мальчик и птица» Победа
3 января 2024 года 10 лучших фильмов 9-е место
5 января 2024 года Лучший анимационный фильм Второе место
Лучший международный фильм Номинация
6 января 2024 года Лучший анимационный полнометражный фильм Номинация
Лучший международный режиссёр Хаяо Миядзаки Победа
Премия «Золотой глобус» 7 января 2024 года Лучший анимационный полнометражный фильм «Мальчик и птица» Победа
Лучшая музыка к фильму Дзё Хисаиси Номинация
8 января 2024 года «Мальчик и птица» Номинация
Лучший международный фильм Номинация
9 января 2024 года Победа
10 января 2024 года Номинация
Лучший международный фильм Номинация
Премия «Выбор критиков» 14 января 2024 года Лучший анимационный полнометражный фильм Номинация
Премия «Майнити» 19 января 2024 года Приз имени Нобуро Офудзи Победа
22 января 2024 года Лучший анимационный фильм Номинация
Дзё Хисаиси Номинация
22 января 2024 года «Мальчик и птица» Номинация
Премия Лондонского кружка кинокритиков 4 февраля 2024 года Номинация
Анимационный фильм года Победа
Премия Гильдии художников-постановщиков США 10 февраля 2024 года Номинация
11 февраля 2024 года Лучший фильм «Мальчик и птица» 15-е место
Лучший анимационный фильм Победа
Лучшая музыка к фильму Дзё Хисаиси Победа
Лучшее звуковое оформление Номинация
13 февраля 2024 года Лучший оригинальный саундтрек Дзё Хисаиси Номинация
Премия «Энни» 17 февраля 2024 года Лучший анимационный полнометражный фильм «Мальчик и птица» Номинация
Лучшая режиссура в анимационном полнометражном фильме Хаяо Миядзаки Номинация
Победа
Лучший сценарий в анимационном полнометражном фильме Номинация
Победа
Лучшая музыка в анимационном полнометражном фильме Дзё Хисаиси Номинация
Номинация
Премия Британской Академии в области кино 18 февраля 2024 года Лучший анимационный фильм Хаяо Миядзаки и
Тосио Судзуки
Победа
22 февраля 2024 года Дзё Хисаиси Номинация
Победа
Премия Гильдии продюсеров США 25 февраля 2024 года Лучший анимационный фильм «Мальчик и птица» Ожидается
26 февраля 2024 года Неанглоязычный фильм года Ожидается
Анимационный фильм года Ожидается
Музыка года к фильму Дзё Хисаиси Ожидается
2 марта 2024 года Ожидается
Премия «Спутник» 3 марта 2024 года Лучший анимационный фильм «Мальчик и птица» Ожидается
Премия Японской киноакадемии 8 марта 2024 года Лучший анимационный фильм года Ожидается
Премия «Оскар» 10 марта 2024 года Лучший анимационный полнометражный фильм Хаяо Миядзаки и
Тосио Судзуки
Ожидается

Примечания

Комментарии
  1. Совместно с фильмами « Барби », « Феррари », « Оставленные », « Стальная хватка », « Маэстро », « Оппенгеймер », « Прошлые жизни » и « Бедные-несчастные ».
  2. «Мальчик и птица» стал первым анимационным фильмом в истории Флоридского кружка кинокритиков, получившим главную награду.
  3. После получения премии « Золотой глобус » за лучший анимационный полнометражный фильм , Тосио Судзуки выпустил заявление, где выразил надежду на то, что эта новость хотя бы немного порадует людей на фоне сильного землетрясения в Японском море ; «Мальчик и птица» стал первым неанглоязычным анимационным фильмом, получившим «Золотой глобус».
Источники
  1. . Дата обращения: 26 марта 2023. 28 января 2023 года.
  2. . Дата обращения: 14 июля 2023. 14 июля 2023 года.
  3. . Дата обращения: 21 июля 2022. 24 мая 2022 года.
  4. . Дата обращения: 15 июля 2023. 13 сентября 2023 года.
  5. . Дата обращения: 14 июля 2023. 14 июля 2023 года.
  6. . Дата обращения: 13 декабря 2022. 19 декабря 2022 года.
  7. (яп.) . Natalie (29 ноября 2017). Дата обращения: 26 июля 2022. 26 июля 2022 года.
  8. (англ.) . Би-би-си (14 июля 2023). Дата обращения: 15 июля 2023. 14 июля 2023 года.
  9. (яп.) . NHK (2 сентября 2013). Дата обращения: 28 июня 2023. Архивировано 4 сентября 2013 года.
  10. (англ.) . Anime News Network (13 ноября 2016). Дата обращения: 31 августа 2022. 2 сентября 2022 года.
  11. (яп.) . « Асахи симбун » (28 октября 2017). Дата обращения: 26 июля 2022. 25 февраля 2018 года.
  12. (англ.) . Ani.ME (30 октября 2017). Дата обращения: 17 марта 2018. 18 марта 2018 года.
  13. . Дата обращения: 21 июля 2022. 21 июля 2022 года.
  14. . Дата обращения: 19 декабря 2019. 18 декабря 2019 года.
  15. . Дата обращения: 17 апреля 2020. 4 апреля 2020 года.
  16. Romano, Nick . Entertainment Weekly . Дата обращения: 25 февраля 2021. 8 марта 2021 года.
  17. . Дата обращения: 21 июля 2022. 23 мая 2020 года.
  18. . Дата обращения: 11 ноября 2020. 11 ноября 2020 года.
  19. . Дата обращения: 8 марта 2021. 10 марта 2021 года.
  20. . Дата обращения: 24 ноября 2021. 24 ноября 2021 года.
  21. (яп.) . Cinema Today (30 июня 2022). Дата обращения: 21 июля 2022. 24 июля 2022 года.
  22. . Дата обращения: 3 ноября 2022. 8 февраля 2023 года.
  23. . Дата обращения: 13 декабря 2022. 13 декабря 2022 года.
  24. . Дата обращения: 6 июня 2023. 5 июня 2023 года.
  25. . Дата обращения: 18 июля 2023. 6 июня 2023 года.
  26. . Дата обращения: 13 августа 2023. 13 августа 2023 года.
  27. . Дата обращения: 13 августа 2023. 13 августа 2023 года.
  28. . Дата обращения: 8 июля 2023. 8 июля 2023 года.
  29. . Дата обращения: 22 августа 2023. 22 августа 2023 года.
  30. . Дата обращения: 18 августа 2023. 17 августа 2023 года.
  31. . Дата обращения: 6 сентября 2023. 7 сентября 2023 года.
  32. . Дата обращения: 18 августа 2023. 18 августа 2023 года.
  33. . Дата обращения: 30 июля 2023. 30 июля 2023 года.
  34. . Дата обращения: 18 августа 2023. 2 сентября 2023 года.
  35. . Дата обращения: 21 августа 2023. 18 августа 2023 года.
  36. . Дата обращения: 31 августа 2023. 31 августа 2023 года.
  37. . Дата обращения: 8 сентября 2023. 8 сентября 2023 года.
  38. . РИА Новости. — новость. Дата обращения: 20 июня 2023. 20 июня 2023 года.
  39. . ТА «Русский Репортаж». Дата обращения: 28 июня 2023. 15 июля 2023 года.
  40. . Дата обращения: 29 августа 2023. 29 августа 2023 года.
  41. Сироватко, Дмитрий (рус.) . Канобу (2 ноября 2023). Дата обращения: 2 ноября 2023. 2 ноября 2023 года.
  42. . Дата обращения: 5 июля 2023. 5 июля 2023 года.
  43. Frater, Patrick (амер. англ.) . Variety (14 июля 2023). Дата обращения: 14 июля 2023. 14 июля 2023 года.
  44. Vlessing, Etan . The Hollywood Reporter (6 сентября 2023). Дата обращения: 6 сентября 2023. 7 сентября 2023 года.
  45. Mateo, Alex . Anime News Network (7 сентября 2023). Дата обращения: 8 сентября 2023. 9 сентября 2023 года.
  46. . Дата обращения: 18 июля 2023. 18 июля 2023 года.
  47. . Дата обращения: 6 августа 2023. 28 июля 2023 года.
  48. . Дата обращения: 15 августа 2023. 16 августа 2023 года.
  49. (англ.) . Box Office Mojo . Дата обращения: 24 февраля 2024.
  50. . Дата обращения: 9 августа 2023. 18 августа 2023 года.
  51. . Дата обращения: 9 августа 2023. 10 августа 2023 года.
  52. . Дата обращения: 18 августа 2023. 22 августа 2023 года.
  53. . Tokuma Japan Communications . . Дата обращения: 13 сентября 2023. 25 июля 2023 года.
  54. . Дата обращения: 9 сентября 2023. 8 сентября 2023 года.
  55. . Дата обращения: 9 сентября 2023. 7 сентября 2023 года.
  56. Toussaint Egan, Paste Staff. (англ.) . Paste (23 октября 2023). Дата обращения: 25 января 2024.
  57. . Дата обращения: 18 июля 2023. 9 сентября 2023 года.
  58. . Дата обращения: 17 июля 2023. 16 июля 2023 года.
  59. Brzeski, Patrick (амер. англ.) . The Hollywood Reporter (15 июля 2023). Дата обращения: 15 июля 2023. 7 сентября 2023 года.
  60. . Дата обращения: 8 сентября 2023. 8 сентября 2023 года.
  61. . Дата обращения: 8 сентября 2023. 8 сентября 2023 года.
  62. . Дата обращения: 8 сентября 2023. 13 сентября 2023 года.
  63. . Дата обращения: 8 сентября 2023. 10 сентября 2023 года.
  64. . Дата обращения: 9 сентября 2023. 9 сентября 2023 года.
  65. . Дата обращения: 9 сентября 2023. 9 сентября 2023 года.
  66. . Дата обращения: 8 сентября 2023. 9 сентября 2023 года.
  67. . Дата обращения: 8 сентября 2023. 8 сентября 2023 года.
  68. . Дата обращения: 8 сентября 2023. 13 сентября 2023 года.
  69. . Дата обращения: 8 сентября 2023. 8 сентября 2023 года.
  70. . Дата обращения: 10 сентября 2023. 14 сентября 2023 года.
  71. Сергей Степанов. « Афиша » (15 сентября 2023). Дата обращения: 6 октября 2023.
  72. . Дата обращения: 16 июля 2023. 15 июля 2023 года.
  73. (фр.) . BFMTV . Дата обращения: 15 июля 2023. 15 июля 2023 года.
  74. . Дата обращения: 6 августа 2023. 6 августа 2023 года.
  75. . Дата обращения: 6 августа 2023. 18 июля 2023 года.
  76. . Дата обращения: 18 июля 2023. 18 июля 2023 года.
  77. Kaori Shoji. (англ.) . Nikkei Asia (11 августа 2023). Дата обращения: 11 августа 2023. 12 сентября 2023 года.
  78. (яп.) . 好書好日 . Дата обращения: 15 июля 2023. 14 июля 2023 года.
  79. Matt Schley. (англ.) . The Japan Times (18 июля 2023). Дата обращения: 5 августа 2023. 22 июля 2023 года.
  80. Lang, Brent . Variety (17 сентября 2023). Дата обращения: 17 сентября 2023. 18 сентября 2023 года.
  81. Rabia (амер. англ.) . Imagine Filmfestival Amsterdam (4 ноября 2023). Дата обращения: 7 декабря 2023.
  82. Davis, Clayton (амер. англ.) . Variety (30 ноября 2023). Дата обращения: 30 ноября 2023. 30 ноября 2023 года.
  83. Davis, Clayton . Variety (6 ноября 2023). Дата обращения: 6 ноября 2023. 8 ноября 2023 года.
  84. Davis, Clayton . Variety (11 декабря 2023). Дата обращения: 10 декабря 2023.
  85. Anderson, Erik . AwardsWatch (10 декабря 2023). Дата обращения: 10 декабря 2023.
  86. Blauvelt, Christian (амер. англ.) . IndieWire (11 декабря 2023). Дата обращения: 11 декабря 2023. 21 декабря 2023 года.
  87. Tallerico, Brian (англ.) . RogerEbert.com (8 декабря 2023). Дата обращения: 8 декабря 2023.
  88. Jevens, Darel (англ.) . Chicago Sun-Times (13 декабря 2023). Дата обращения: 13 декабря 2023.
  89. Neglia, Matt (амер. англ.) . Next Best Picture (13 декабря 2023). Дата обращения: 21 января 2024. 13 декабря 2023 года.
  90. Anderson, Erik . AwardsWatch (10 декабря 2023). Дата обращения: 11 декабря 2023.
  91. Anderson, Erik (амер. англ.) . AwardsWatch (17 декабря 2023). Дата обращения: 18 декабря 2023.
  92. Rogers, Nick (амер. англ.) . Midwest Film Journal (12 декабря 2023). Дата обращения: 21 января 2024. 25 января 2024 года.
  93. Neglia, Matt (амер. англ.) . Next Best Picture (17 декабря 2023). Дата обращения: 21 января 2024. 18 декабря 2023 года.
  94. Jorgenson, Todd (амер. англ.) . (18 декабря 2023). Дата обращения: 18 декабря 2023.
  95. Neglia, Matt (амер. англ.) . Next Best Picture (18 декабря 2023). Дата обращения: 21 января 2024. 19 декабря 2023 года.
  96. . (14 декабря 2023). Дата обращения: 15 декабря 2023.
  97. . (13 декабря 2023). Дата обращения: 13 декабря 2023.
  98. (англ.) . Florida Film Critics Circle . Дата обращения: 21 декабря 2023.
  99. Tangcay, Jazz; Thompson, Jaden . Variety (3 января 2024). Дата обращения: 4 января 2024.
  100. Neglia, Matt (амер. англ.) . Next Best Picture (3 января 2024). Дата обращения: 21 января 2024. 3 января 2024 года.
  101. . . Дата обращения: 5 января 2024.
  102. Anderson, Erik . AwardsWatch (7 декабря 2023). Дата обращения: 8 декабря 2023. 8 декабря 2023 года.
  103. Lang, Bren; Shanfeld, Ethan . Variety (11 декабря 2023). Дата обращения: 12 декабря 2023.
  104. . (3 января 2024). Дата обращения: 3 января 2024.
  105. . . Дата обращения: 9 января 2024.
  106. Whittaker, Richard . The Austin Chronicle (3 января 2024). Дата обращения: 4 января 2024.
  107. Rich, Katey . Vanity Fair (13 декабря 2023). Дата обращения: 13 декабря 2023.
  108. Hodgkins, Crystalyn . Anime News Network (19 января 2024). Дата обращения: 20 января 2024. 20 января 2024 года.
  109. Darling, Cary . Houston Chronicle (9 января 2024). Дата обращения: 9 января 2024.
  110. . . Дата обращения: 18 января 2024.
  111. Ramachandran, Naman . Variety (20 декабря 2023). Дата обращения: 21 декабря 2023.
  112. Tangcay, Jazz (амер. англ.) . Variety (9 декабря 2023). Дата обращения: 9 января 2024.
  113. Anderson, Erik (2024-02-11). . AwardsWatch . из оригинала 12 февраля 2024 . Дата обращения: 11 февраля 2024 .
  114. Haring, Bruce . Deadline (21 декабря 2023). Дата обращения: 23 декабря 2023.
  115. Flores, Terry . Variety (11 января 2024). Дата обращения: 11 января 2024.
  116. Ritman, Alex; Shafer, Ellise (амер. англ.) . Variety (18 января 2024). Дата обращения: 18 января 2024. 18 января 2024 года.
  117. . (22 февраля 2024). Дата обращения: 23 февраля 2024.
  118. . (8 февраля 2024). Дата обращения: 8 февраля 2024.
  119. Pedersen, Erik . Deadline (12 января 2024). Дата обращения: 12 января 2024. 12 января 2024 года.
  120. Coates, Tyler . The Hollywood Reporter (5 февраля 2024). Дата обращения: 6 февраля 2024. 6 февраля 2024 года.
  121. Pedersen, Erik (амер. англ.) . Deadline (9 января 2024). Дата обращения: 9 января 2024.
  122. Anderson, Erik (амер. англ.) . AwardsWatch (18 декабря 2023). Дата обращения: 19 декабря 2023. 19 декабря 2023 года.
  123. Mateo, Alex . Anime News Network (24 января 2024). Дата обращения: 24 января 2024. 24 января 2024 года.
  124. Jones, Marcus . IndieWire (23 января 2024). Дата обращения: 23 января 2024. 23 января 2024 года.

Литература

Ссылки

  • (яп.)
  • (англ.) . The Associated Press (6 декабря 2023). Дата обращения: 7 декабря 2023.
  • (англ.) . The New York Times (23 ноября 2023). Дата обращения: 24 ноября 2023.
  • (англ.) . The Washington Post (4 декабря 2023). Дата обращения: 5 декабря 2023.
Источник —

Same as Мальчик и птица