Interested Article - Лак (пигмент)

Лак ( фр. lac , итал. lago , нем. Lack , англ. lake , также уст. бакан ) — тип пигмента в котором растворимый краситель осаждается на носитель, обычно квасцы . В отличие от нерастворимых пигментов, таких как киноварь или ультрамарин , органические красители , часто растительного или животного происхождения, растворимы в воде и для использования в красках должны быть связаны с инертным бесцветным носителем. Многие лаки имеют низкую светостойкость из-за свойств красителя. Красные лаки часто использовались в художественных произведения ренессанса и барокко , обычно в виде прозрачных лессировок , для изображения ярких цветов тканей .

Этимология

Слово лак происходит от слова lac , которым в западноевропейских языках обозначалась смола ( шеллак ). Слово имеет тот же корень, что и слово лак (lacquer) и происходит от индийского ( хинди लाह laah ), через арабский ( араб. لاك ‎ — lak ) и персидский ( перс. لاک ‎ — lak ) языки .

Химия

Типичный лаковый пигмент — Литол рубин БК

Многие пигменты-лаки являются азо -красителями, с сульфонатными или карбоксилатными , придающие хромофору отрицательный заряд . Металлическая соль, служащая основанием лака, должна быть инертной, нерастворимой в связующем веществе и бесцветной . Органический компонент пигмента определяет длину волны поглощенного и отраженного света. В античности основанием служили мел, белая глина или дробленые кости животных. Сегодня для этой цели часто используются сульфат бария , сульфат кальция , гидроксид алюминия и оксид алюминия (квасцы).

В искусстве

Тициан использовал лессировки красными лаками для создания яркого-алого цвета одежд. «Семья Вендрамин, поклонение реликвии Истинного Креста», закончено ок. 1550-1560 (фрагмент).

Пигменты-лаки имеют долгую историю использования в искусстве. Некоторые производились на протяжении многих лет и распространялись на большие расстояния. Особенно значимыми в истории искусств были красные лаки, которые часто использовались в лессировках по непрозрачному пигменту, например киновари, либо смешивались с белилами и киноварью для получения глубокого красного цвета. Часто использовались Тицианом и другими венецианскими художниками XV века для изображения ярких тканей .

  • Натуральный индиго производился из листьев вайды и был известен уже в Древнем Египте . В позднем средневековье мода на текстиль, окрашенный вайдой, привела к чрезмерному выращиванию растения и истощению почвы во многих частях Европы . После активизации торговли с Востоком, продукт, полученный из растения индигофера стал активно импортироваться из Индии , заменив вайду, а ее производство стало в Европе экономически невыгодным. Сейчас краситель синтезируется химически. И краситель и пигмент не светостойки .
  • Краплак изначально производился из корня марены . Основным красителем корня является ализариновый красный , производимый в наше время синтетически. Поскольку краситель и пигмент не светостойки, в современном искусстве они обычно заменяются пигментами .
  • Традиционно, кармин производился из кошенильного червеца из Центральной и Южной Америки . Во время испанского завоевания Империи Ацтеков (1518-1521), испанцы сталкивались с ацтекскими воинами, раскрашенными в красный цвет. Кошениль быстро стала второй статьей экспорта в Европу, после серебра . Испанцы на протяжении многих веков тщательно охраняли метод производства красителя . Карминовая кислота , — органическое соединение, дающее кармину цвет, была синтезирована в лаборатории лишь в 1991 году .

Индиго и краплак в настоящий момент производится синтетически, хотя натуральные продукты находят свое применение у художников и реставраторов . Кошениль используется в косметической и пищевой промышленности.

Примечания

  1. Фармаковский М.В. Акварель. Ее техника, реставрация и консервация., М. 1950, стр. 33
  2. K. Hunger. W. Herbst "Pigments, Organic" in Ullmann's Encyclopedia of Industrial Chemistry , Wiley-VCH, Weinheim, 2012. doi :
  3. David Bomford and Ashok Roy, A Closer Look - Colour , National Gallery Company, p. 41.
  4. Webster's New World Dictionary of American English , Third College Edition, 1988.
  5. Society of Dyers and Colourists. A Colour Chemist's History of Western Art (неопр.) // Review of Progress in Coloration. — 1999. — Т. 29 , № Millennium Issue . — С. 43—64 .
  6. . Дата обращения: 1 ноября 2016. 20 ноября 2016 года.
  7. Amy Butler Greenfield. (англ.) . — HarperCollins , 2005. — ISBN 0-06-052275-5 .
  8. Allevi, P. et al. The 1st Total Synthesis of Carminic Acid (англ.) // (англ.) . — Chemical Society , 1991. — Vol. 18 . — P. 1319—1320 .
Источник —

Same as Лак (пигмент)