Боди-арт
- 1 year ago
- 0
- 0
Боди-арт ( англ. body art «искусство тела») — одно из направлений авангардного искусства, сложившееся в 1960-е годы . Главным объектом боди-арта становится тело человека, а содержание раскрывается с помощью невербального языка : поз, жестов, мимики, нанесения на тело знаков, «украшений». Объектом боди-арта также могут выступать рисунки, фото, видео и муляжи тела. Развивалось в основном в русле перформанса и акционизма .
Тело рассматривается как вещь для манипулирования, повышенный интерес художники проявляют к пограничным экзистенциальным ситуациям. Композиции боди-арта разыгрываются прямо перед зрителем или записываются для последующей демонстрации в выставочных залах. Боди-арт повлиял на авангардную моду, проявившись в таких её элементах, как пирсинг, шрамирование, татуировка и т. п.
Среди представителей боди-арта можно отметить В. Аккончи , Б. Науман , , , Б. Маклин, Дж. Пане и др.
Одни из первых в XX веке опыты в духе боди-арта относятся к 1910-м годам, когда русский футуризм в лице М. Ф. Ларионова провозгласил, что «пора искусству вторгнуться в жизнь» и что «раскраска лица — начало вторжения». Предлагая программу разного рода «раскрасок» и преобразований облика мужской и женской фигур, Ларионов реализовал эти идеи масочно-ряженного боди-арт применительно к себе и к своим товарищам. Разрисовав свои лица и превратив себя в живые художественные объекты, они вышли 14 сентября 1913 года на «футуристическую прогулку» по Кузнецкому мосту .
Начиная с 1960-х годов боди-арт начал интенсивно развиваться в Европе, как часть эстетической революции авангардизма , направленной против духовной косности общества, как противопоставление себя прежним и в особенности общепринятым традициям творчества, равно как и всем окружающим социальным стереотипам в целом.
Первый сеанс боди-арта в Советском Союзе, документированный западными журналистами, провёл в своей студии в Москве художник Анатолий Брусиловский . Статья с фотографиями перформанса была опубликована в итальянском журнале «Espresso» в декабре 1969 г.
В 1964 году в Вене первые манифестации — вызывающие нудистские акции и опыты , связанные с различными возможностями языка тела. Их американские последователи изучают взаимосвязи поэтического и телесного языка ( Вито Аккончи ), а также такие ракурсы телесности, как ( Брюс Науман ), ( Деннис Оппенгейм ), порез (Л. Смит), укус ( Вито Аккончи ). О теле как объекте и средстве искусства, его основе размышляют французские теоретики и практики боди-арта — М. Журниак («Месса по телу», «Договор о теле»), Д. Пан, У. Лути, Ф. Плюшар.
Представители Боди-арта использовали своё тело как материал или объект творчества, прибегая к разнообразным, подчас болезненным, манипуляциям: покрывали свои тела гипсом, надрезами, выполняли изнурительные дыхательные упражнения, жгли на себе волосы, Ж. Пан (Франция) публично причиняет себе боль, (США) побуждает своего друга выстрелить в него в выставочном зале, Р. Шварцкоглер (Австрия) по кусочку отрезает плоть модели, которая умирает от потери крови, что запечатлевается на фотоплёнку . «Роспись самого себя — преодоление самоистязание» и «бесконечно испробованное самоубиение», — так сформулировал крайний мазохистский , но типичный характер экспериментов боди-арта 1960 — 1970-х годов Гюнтер Брус , основавший вместе с Отто Мюлем и Германом Ничем , венскую группу « Актионисмус » (Aktionismus, 1964). В том же духе совершали свои акции боди-арт Вито Аккончи , Деннис Оппенгейм , , , Марина Абрамович , а в России, уже с 1980-х годов , — и (арт-группа « ТОТАРТ »), а с 1990-х годов — О. Кулик , О. Мавроматти , художники школы ( царскосельской « Интерстудио »), Е. Ковылина , Лиза Морозова , М. Перчихина (Мышь) .
Одновременно развивалось другое направление боди-арта, в котором тело художника становилось объектом гримировальных и костюмированных ряжений: начальные опыты такого рода относятся к середине 1930-х годов , а в 1960 — 1970-е годы подобные акции показывали англичане Гилберт и Джордж , а также Л. Онтани, Р. Хорст, Х. Вилке, П. Коттон, У. Лути, Ю. Клауке, Л. Кастелли, В. Трасов, П. Олешко, Р. и В. Герловины.
В настоящее время боди-арт распространен как одна из форм рекламы товара или услуги на выставках, презентациях и прочих мероприятиях.