Дарвин, Эмма
- 1 year ago
- 0
- 0
Систематик живой природы | |
---|---|
Автор наименований ряда
ботанических
таксонов
. В
ботанической
(
бинарной
) номенклатуре эти названия дополняются
сокращением
«
»
.
на сайте IPNI на сайте IPNI
Исследователь, описавший ряд
зоологических
таксонов
. Названия этих таксонов (для указания авторства) сопровождают
обозначением
«
»
.
|
Чарлз Ро́берт Да́рвин ( англ. Charles Robert Darwin , английское произношение: [tʃɑːlz 'dɑːwɪn] ; 12 февраля 1809 , Шрусбери , Шропшир — 19 апреля 1882 , Даун Хаус ) — английский натуралист и путешественник, одним из первых пришедший к выводу и обосновавший идею о том, что все виды живых организмов эволюционируют со временем и происходят от общих предков. В своей теории, развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге « Происхождение видов », основным механизмом эволюции видов Дарвин назвал естественный отбор . Позднее развивал теорию полового отбора . Ему также принадлежит одно из первых обобщающих исследований о происхождении человека .
Дарвин опубликовал одну из первых работ по этологии «Выражение эмоций у человека и животных». Другими направлениями его исследований были создание модели возникновения коралловых рифов и определение законов наследственности. По итогам селекционных экспериментов Дарвин выдвинул гипотезу наследственности ( пангенезис ), которая так и не получила подтверждения.
Происхождение биологического разнообразия в результате эволюции было признано большинством биологов ещё при жизни Дарвина, в то время как его теория естественного отбора как основного механизма эволюции стала общепризнанной только в 50-х годах XX столетия с появлением синтетической теории эволюции . Идеи и открытия Дарвина в переработанном виде формируют фундамент современной синтетической теории эволюции и составляют основу биологии как обеспечивающие объяснение биоразнообразия . Термин « дарвинизм » используют для обозначения эволюционных моделей, восходящих в основе к идеям Дарвина, а в обыденной речи «дарвинизмом» часто называют эволюционную теорию и современный научный взгляд на эволюцию в целом.
Чарлз Дарвин родился 12 февраля 1809 года в Шрусбери , графство Шропшир , в родовом имении . Пятый из шести детей состоятельного врача и финансиста Роберта Дарвина и ( Susannah Darwin ), урождённой Уэджвуд ( англ. Wedgwood ). Он является внуком учёного-натуралиста Эразма Дарвина по отцовской линии и художника Джозайи Уэджвуда по материнской. Оба семейства в значительной части принимали унитарианство , однако Уэджвуд были прихожанами англиканской церкви . Сам Роберт Дарвин был достаточно свободных взглядов и согласился с тем, чтобы маленький Чарлз получил причастие в Англиканской церкви, но в то же время Чарлз и его братья вместе с матерью посещали Унитарианскую церковь .
К тому времени как он поступил в дневную школу в 1817 году, восьмилетний Дарвин уже приобщился к естественной истории и коллекционированию. В этом году, в июле, умирает его мать, и воспитание 8-летнего мальчика целиком ложится на плечи отца, не всегда чутко прислушивавшегося к духовным запросам сына. С сентября 1818 года он вместе со старшим братом Erasmus Alvey Darwin ) поступает на пансион в ближайшую англиканскую ( Shrewsbury School ) , где будущий натуралист, страстно любивший природу, должен был изучать «сухие для его живой души вещи», как классические языки и словесность. Немудрено, что он обнаружил полное отсутствие способностей и заставил своего учителя и окружающих безнадёжно махнуть на него рукой. Неспособный ученик элементарной школы через год гимназии начинает собирать коллекции бабочек, минералов, раковин. Потом появляется ещё одна страсть — охота. Отец и окружающие именно эти увлечения считали основной причиной неуспеваемости Чарлза, но их частые упрёки и даже угрозы научили его слушать только свой внутренний голос, а не внешние указания. К концу школьной жизни появилось новое увлечение — химия, и за это «пустое времяпрепровождение» он получил очень строгий выговор от директора гимназии. Гимназические годы закономерно закончились получением посредственного аттестата.
(Перед тем как отправиться со своим братом Эразмом в университет Эдинбурга , летом 1825 года, он выступает в роли ассистента-ученика и помогает отцу в его медицинской практике, оказывая помощь беднякам Шропшира .
В Эдинбургском университете Дарвин изучал медицину. Во время обучения он понял, что лекции скучны, а хирургия причиняет страдания, поэтому он забрасывает обучение медицине. Вместо этого он начинает изучать таксидермию у , освобождённого чёрного раба, который получил свой опыт, сопровождая во время экспедиции в дождевые леса Южной Америки , и часто отзывался о нём, говоря: «очень приятный и эрудированный человек» ( англ. very pleasant and intelligent man ) .
В 1826 году, будучи студентом кабинета естественной истории , он присоединился к Плиниевскому студенческому обществу, в котором активно обсуждался радикальный материализм . В это время он ассистирует в его исследованиях анатомии и жизненного цикла морских беспозвоночных . На заседаниях общества, в марте 1827 года, Дарвин представляет краткие сообщения о своих первых открытиях, которые меняли его взгляд на привычные вещи. В частности, он показал, что так называемые яйца мшанки Flustra обладают способностью самостоятельно двигаться при помощи ресничек и в действительности являются личинками ; также он замечает, что маленькие шаровидные тела, которые считались молодыми стадиями водоросли Fucus loreus , представляют собою яйцевые коконы хоботной пиявки Pontobdella muricata . Однажды в присутствии Дарвина Грант восхвалял эволюционные идеи Ламарка . Дарвин был изумлён этой восторженной речью, но сохранил молчание. Незадолго до этого он почерпнул сходные идеи у своего деда — Эразма, прочтя его « Зоономию », и поэтому уже был в курсе противоречий этой теории . В течение второго года пребывания в Эдинбурге Дарвин посещает курс естественной истории Роберта Джемсона , который охватывал геологию , включая полемику между нептунистами и плутонистами . Однако тогда Дарвин не испытывал страсти к геологическим наукам, хотя получил достаточную подготовку, чтобы разумно судить об этом предмете . В тот же год он изучил классификацию растений и принимал участие в работе с обширными коллекциями в Университетском музее , одном из крупнейших музеев Европы того периода .
Отец Дарвина, узнав, что сын забросил обучение медицине, был раздосадован и предложил ему поступить в колледж Христа Кембриджского университета и получить сан священника Англиканской церкви . По словам самого Дарвина, дни, проведённые в Эдинбурге, посеяли в нём сомнения в догматах англиканской церкви . В это время он старательно читает богословские книги, в конечном счёте убеждает себя в приемлемости церковных догматов и готовится к поступлению. Во время учёбы в Эдинбурге он забыл некоторые предметы, необходимые для поступления, и поэтому он занимается с частным преподавателем в Шрюсбери и поступает в Кембридж после рождественских каникул, в самом начале 1828 года.
По собственным словам, он не слишком углубился в обучение, посвящая больше времени верховой езде, стрельбе из ружья и охоте (благо посещение лекций было делом добровольным). Его кузен энтомологией и сблизил с людьми, увлекающимися коллекционированием насекомых. В результате у него просыпается страсть к коллекционированию жуков. Сам же Дарвин в подтверждение своего увлечения приводит следующую историю: «Однажды, сдирая с дерева кусок старой коры, я увидел двух редких жуков и схватил каждой рукой по одному из них, но тут я увидел третьего, какого-то нового рода, которого я никак не в состоянии был упустить, и я сунул того жука, которого держал в правой руке, в рот. Увы! Он выпустил какую-то чрезвычайно едкую жидкость, которая так обожгла мне язык, что я вынужден был выплюнуть жука, и я потерял его, так же как и третьего» . Некоторые из его находок были опубликованы в книге Стивенса «Иллюстрации британской энтомологии» англ. «Illustrations of British entomology» .
познакомил его сДарвин становится близким другом и последователем профессора ботаники Джона Стивенса Генслоу . Благодаря знакомству с Генслоу он познакомился и с другими ведущими натуралистами, становясь известным в их кругах как «тот, который гуляет с Генслоу» ( англ. «the man who walks with Henslow» ). Когда приблизились экзамены, Дарвин сосредоточился на учёбе. В это время он читает «Доказательство Христианства» ( англ. «Evidences of Christianity» ) Уильяма Пэйли , чей язык и изложение восхищают Дарвина . В заключении обучения, в январе 1831 года, Дарвин хорошо продвинулся в теологии, изучил классиков литературы, математику и физику, в итоге стал 10-м в списке из 178 успешно сдавших экзамен .
Дарвин оставался в Кембридже до июня. Он изучает труд Пэйли «Естественная Теология» ( англ. «Natural Theology» ), в котором автор приводит теологические аргументы для объяснения природы естества, объясняя адаптацию как воздействие Бога посредством законов природы . Он читает новую книгу Гершеля , которая описывает высочайшую цель естественной философии как постижение законов через индуктивные рассуждения , основанные на наблюдениях. Также особое внимание он уделяет книге Александра фон Гумбольдта «Личное повествование» ( англ. «Personal Narrative» ), в которой автор описывает свои путешествия. Описания острова Тенерифе , которые приводит Гумбольдт, заражают Дарвина и его друзей идеей отправиться туда по завершении обучения для занятий естественной историей в условиях тропиков. Для подготовки к этому он обучается на курсе геологии преподобного Адама Седжвика , а после отправляется с ним летом на картографирование пород в Уэльсе . Через две недели, вернувшись после непродолжительной геологической поездки по Северному Уэльсу, он находит письмо от Генслоу, в котором тот рекомендовал Дарвина как подходящего человека на неоплачиваемую должность натуралиста капитану « Бигля », Роберту Фицрою , под чьим командованием через четыре недели должна начаться экспедиция к берегам Южной Америки. Дарвин готов был тут же принять предложение, однако его отец возражал против такого рода приключения, поскольку считал, что пятилетний вояж — это не что иное, как трата времени впустую. Но своевременное вмешательство дяди Чарлза склоняет отца дать согласие .
В 1831 году, по окончании университета, Дарвин в качестве натуралиста отправился в кругосветное путешествие на экспедиционном судне королевского флота « Бигль », откуда вернулся в Англию лишь 2 октября 1836 года. Путешествие продолжалось без малого пять лет. Большую часть времени Дарвин проводит на берегу, изучая геологию и собирая коллекции по естественной истории, в то время как « Бигль » под руководством Фицроя осуществлял гидрографическую и картографическую съёмку побережья . В течение путешествия он тщательно записывает свои наблюдения и теоретические выкладки. Время от времени, как только для этого представлялся удобный случай, Дарвин отсылает копии заметок в Кембридж вместе с письмами, включающими копии отдельных частей его дневника, для родственников . За время путешествия он сделал ряд описаний геологии различных районов, собрал коллекцию животных, а также сделал краткое описание внешнего строения и анатомии многих морских беспозвоночных. В других областях, в которых Дарвин был несведущ, он проявил себя искусным коллекционером, собрав экземпляры для изучения их специалистами . Несмотря на частые случаи плохого самочувствия связанные с морской болезнью, Дарвин продолжал исследования и на борту судна; большинство его заметок по зоологии были о морских беспозвоночных, которых он коллекционировал и описывал во времена затишья на море . Во время первой остановки у берегов Сантьягу Дарвин обнаруживает интересное явление — вулканические скалы с раковинами и кораллами, спёкшимися под действием высокой температуры лавы в твёрдую белую породу. Фицрой даёт ему первый том «Основ геологии» ( англ. ”Principles of Geology” ) Чарлза Лайелля , где автор формулирует концепции униформизма в трактовке геологических изменений в течение длительного периода . И уже самые первые исследования, произведённые Дарвином на Сантьягу на островах Зелёного Мыса , показало превосходство метода, применённого Лайеллем. Впоследствии Дарвин принимает и использует подход Лайелля для теоретических построений и размышлений при написании книг по геологии .
В месте , что в Патагонии , он делает важное открытие: Дарвин обнаруживает окаменевшее гигантское исчезнувшее млекопитающее . Важность находки подчёркивается тем, что ископаемые остатки этого животного находились в породах рядом с раковинами современных видов моллюсков, что косвенно указывает на недавнее исчезновение без признаков изменения климата или катастрофы. Он определяет находку как малоизвестного мегатерия , с костным панцирем, который, по его первому впечатлению, походил на гигантскую версию местного броненосца . Эта находка породила огромный интерес, когда достигла берегов Англии . Во время поездки с местными гаучо во внутренние районы страны для описания геологии и сборов коллекций ископаемых остатков он приобретает представления о социальных, политических и антропологических аспектах взаимодействия коренных народностей и колонистов в период революции. Он также замечает, что две разновидности страуса нанду имеют различные, но перекрывающиеся ареалы . Продвигаясь далее на юг, он обнаруживает ступенчатые равнины, выложенные галькой и раковинами моллюсков, наподобие морских террас, отражающие серию поднятий суши. Читая второй том Лайеля , Дарвин принимает его точку зрения на «центры сотворения» видов, но его находки и размышления заставляют его подвергать сомнению идеи Лайеля о постоянстве и исчезновении видов .
На борту находилось трое огнеземельцев , которых забрали в Англию во время прошлой экспедиции « Бигля » около февраля 1830. Они провели год в Англии и теперь были возвращены обратно на Огненную Землю в качестве миссионеров. Дарвин нашёл этих людей дружественными и цивилизованными, в то время как их соплеменники выглядели «жалкими, деградировавшими дикарями», непохожими на этих троих ровно настолько же, насколько отличались домашние и дикие животные между собой . Для Дарвина эти различия в первую очередь продемонстрировали значение культурного превосходства, но никак не расовую неполноценность. В отличие от его учёных друзей, теперь он думал, что не существует непреодолимой пропасти между человеком и животными . Через год эта миссия была заброшена. Огнеземелец, которого назвали ( англ. ), стал жить так же, как и другие аборигены: у него была жена и не было никакого желания возвращаться в Англию .
В Чили Дарвин стал свидетелем , произошедшего 20 февраля 1835 года, и видел признаки, указывающие на то, что земля только что поднялась . Этот поднявшийся пласт включал раковины двустворчатых моллюсков, которые оказались выше уровня высокого прилива. Высоко в Андах он также обнаружил раковины моллюсков и несколько видов ископаемых деревьев, которые обычно растут на песчаных пляжах. Его теоретические размышления привели его к тому, что, подобно тому как при поднятиях суши раковины оказываются высоко в горах, при опусканиях участков морского дна океанические острова уходят под воду, и при этом вокруг островов из береговых коралловых рифов формируются барьерные рифы, а затем атоллы .
На Галапагосских островах Дарвин заметил, что некоторые представители из семейства пересмешниковых отличаются от таковых в Чили и отличаются друг от друга на разных островах. Он также слышал, что панцири сухопутных черепах слегка варьируют по форме, указывая на остров происхождения .
Увиденные им в Австралии сумчатые кенгуровые крысы и утконос представлялись такими странными, что это навело Дарвина на мысль о том, будто как минимум два творца одновременно трудились, создавая этот мир . Он нашёл, что аборигены Австралии «обходительные и славные», и заметил быстрое сокращение их численности под натиском европейской колонизации .
« Бигль » обследует атоллы Кокосовых островов с целью выяснить механизмы их формирования. Успех этого исследования во многом был определён теоретическими размышлениями Дарвина . Фицрой начал писать официальное изложение путешествия « Бигля » и, прочтя дневник Дарвина, предложил включить в отчёт и эти записки натуралиста .
За время путешествия Дарвин побывал на острове Тенерифе , островах Зелёного Мыса , на побережье Бразилии , в Аргентине , Уругвае , на Огненной Земле , в Тасмании и на Кокосовых островах , откуда привёз большое количество наблюдений. Результаты он изложил в трудах «Дневник изысканий натуралиста» ( The Journal of a Naturalist , 1839 ), «Зоология путешествия на корабле „Бигль“» ( Zoology of the Voyage on the Beagle , 1840 ), «Строение и распределение коралловых рифов» ( The Structure and Distribution of Coral Reefs , 1842 ) и др. Одним из интересных природных явлений, впервые описанных Дарвином в научной литературе, были ледяные формации особой формы — « кающиеся снега », образующиеся на поверхности ледников в Андах .
Перед тем как отправиться в путешествие, Дарвин встречался с Фицроем. Впоследствии капитан вспоминал эту встречу и говорил, что Дарвин очень серьёзно рисковал быть отвергнутым из-за формы его носа. Будучи приверженцем учения Лафатера , он полагал, что существует связь между характером человека и чертами его внешности, и поэтому он сомневался, что человек с таким носом, как у Дарвина, мог обладать энергией и решимостью, достаточными для того, чтобы совершить путешествие. Несмотря на то, что «нрав у Фицроя был самый несносный», «он обладал многими благородными чертами: был верен своему долгу, чрезвычайно великодушен, смел, решителен, обладал неукротимой энергией и был искренним другом всех, кто находился под его началом» . Сам Дарвин отмечает, что отношение капитана к нему было очень хорошим, «но ужиться с этим человеком при той близости, которая была неизбежна для нас, обедавших за одним столом вдвоём с ним в его каюте, было трудно. Несколько раз мы ссорились, ибо, впадая в раздражение, он совершенно терял способность рассуждать» . В то же время в одном из донесений, отправленных с «Бигля», Фицрой писал Бофорту , причастному к появлению на корабле Дарвина: «Я думаю, Вы согласитесь, что мой сотрапезник с лихвой заплатил за место на борту корабля». Тем не менее между ними были серьёзные разногласия на почве политических взглядов. Фицрой был убеждённым консерватором , защитником рабства негров , поощрял колониальную политику английского правительства . Будучи глубоко религиозным человеком, сторонником церковной догмы, Фицрой не в состоянии был понять сомнений Дарвина в вопросе о неизменности видов. Впоследствии он негодовал на Дарвина за то, что он «издал столь кощунственную книгу, как Происхождение видов » .
В 1838 — 1841 годах Дарвин был секретарём Лондонского геологического общества . В 1839 году женился, а в 1842-м супруги переехали из Лондона в (графство Кент ), где стали жить постоянно. Здесь Дарвин вёл уединённую и размеренную жизнь учёного и писателя. Умер Дарвин в (графство Кент ) 19 апреля 1882 года . Похоронен в Лондоне в Вестминстерском аббатстве — пантеоне выдающихся деятелей Великобритании.
Вскоре после возвращения Дарвин издал книгу, известную под сокращённым названием «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле „Бигль“» (1839). Она имела большой успех, и второе, расширенное издание (1845) было переведено на многие европейские языки и множество раз переиздавалось. Дарвин принял также участие в написании пятитомной монографии «Зоология путешествия» (1842). Как зоолог, Дарвин выбрал объектом своего изучения усоногих раков и вскоре стал лучшим в мире специалистом по этой группе. Он написал и издал четырёхтомную монографию «Усоногие раки» ( Monograph on the Cirripedia , 1851 — 1854 ), которой зоологи пользуются до сих пор.
С 1837 года Дарвин начал вести дневник, в который вносил данные о породах домашних животных и сортах растений, а также соображения о естественном отборе. В 1842 году написал первый очерк о происхождении видов. Начиная с 1855 года Дарвин переписывался с американским ботаником А. Греем , которому через два года и изложил свои идеи. Под влиянием английского геолога и естествоиспытателя Ч. Лайеля Дарвин в 1856 году начал готовить третий, расширенный вариант книги. В июне 1858 года , когда работа была выполнена наполовину, получил письмо от английского натуралиста А. Р. Уоллеса с рукописью статьи последнего. В этой статье Дарвин обнаружил сокращённое изложение своей собственной теории естественного отбора. Два натуралиста независимо и одновременно разработали идентичные теории. На обоих оказала влияние работа Т. Р. Мальтуса о народонаселении, обоим были известны взгляды Лайеля, оба изучали фауну, флору и геологические формации групп островов и обнаружили значительные различия между населяющими их видами. Дарвин отослал Лайелю рукопись Уоллеса вместе со своим собственным очерком, а также набросками его второго варианта ( 1844 ) и копией своего письма к А. Грею ( 1857 ). Лайель обратился за советом к английскому ботанику Джозефу Гукеру , и 1 июля 1858 года они вместе представили Линнеевскому обществу в Лондоне обе работы (« О склонности видов к изменчивости »).
В 1859 году Дарвин опубликовал труд « О происхождении видов с помощью естественного отбора или о сохранении благоприятных рас в борьбе за жизнь » ( On the Origin of Species by Means of Natural Selection, or the Preservation of Favoured Races in the Struggle for Life ), где показал изменчивость видов растений и животных, их естественное происхождение от более ранних видов. Первый тираж в 1250 экземпляров был полностью распродан в течение двух дней. Книга издаётся и продаётся до сих пор.
В 1868 году Дарвин опубликовал свой второй труд на тему эволюции — « Изменение животных и растений в домашнем состоянии » ( The Variation of Animals and Plants under Domestication ), в который вошло множество примеров эволюции организмов. В 1871 году появился ещё один важный труд Дарвина — «Происхождение человека и половой отбор» ( The Descent of Man, and Selection in Relation to Sex ), где Дарвин привёл аргументы в пользу естественного происхождения человека от животных (обезьяноподобных предков). Работа "Происхождение видов" была опубликована в 1859 году, а "Происхождение человека" - в 1871 году, хотя работы, по сути своей, взаимосвязаны. Такой длинный промежуток между трудами, известный антрополог Яков Яковлевич Рогинский обосновал нескольким факторами, один из которых - возможное появление нападков со стороны общественности на учёного, так как современники считали кровное родство животных и человека принижением человеческого достоинства и безнравственностью.
Среди других известных поздних работ Дарвина — «Опыление у орхидных» (The Fertilization of Orchids , 1862 ); «Выражение эмоций у человека и животных» ( The Expression of the Emotions in Man and Animals , 1872 ); «Действие перекрёстного опыления и самоопыления в растительном мире» ( The Effects of Cross- and Self-Fertilization in the Vegetable Kingdom , 1876 ).
Чарлз Дарвин происходил из нонконформистской унитарианской среды. Хотя некоторые члены его семьи открыто отрицали традиционные религиозные верования, он сам поначалу не подвергал сомнению буквальную истинность Библии . Он ходил в англиканскую школу, затем в Кембридже изучал англиканскую теологию , чтобы стать пастором , и был полностью убеждён телеологическим аргументом Уильяма Пейли , согласно которому разумное устройство, видимое в природе, доказывает существование Бога . Однако его вера начала колебаться во время путешествия на « Бигле ». Дарвин подвергал сомнению данные представления, удивляясь, например, прелестным глубоководным существам, обитающим в таких глубинах, в которых никто не смог бы насладиться их видом; содрогаясь при виде осы, парализующей гусениц, которые должны послужить живой пищей для её личинок. В последнем примере он видел явное противоречие представлениям Пейли о всеблагом мироустройстве. Путешествуя на «Бигле», Дарвин всё ещё придерживался вполне ортодоксальных взглядов и вполне мог ссылаться на авторитет Библии в вопросах морали , однако постепенно начал рассматривать креационную концепцию как ложную и не заслуживающую доверия: «… пришёл к сознанию того, что Ветхий Завет с его до очевидности ложной историей мира, с его вавилонской башней , радугой в качестве знамения завета и пр. и пр., … заслуживает доверия не в большей мере, чем священные книги индусов или верования какого-нибудь дикаря» .
По возвращении он приступил к сбору доказательств изменяемости видов. Он знал, что его религиозные друзья-натуралисты считают подобные взгляды ересью, подрывающей чудесные объяснения социального порядка, и понимал, что столь революционные идеи будут встречены особенно негостеприимно в то время, когда позиции Англиканской церкви оказались под огнём радикальных диссентеров и атеистов . Втайне развивая свою теорию естественного отбора , Дарвин даже писал о религии как о племенной стратегии выживания, веря в Бога как в верховное существо, определяющее законы этого мира. Его вера постепенно ослабевала со временем и со смертью его дочери Энни в 1851 году Дарвин, наконец, потерял всякую веру в христианство. Он продолжал оказывать поддержку местной церкви и помогал прихожанам в общих делах, однако по воскресеньям, когда вся семья направлялась в церковь, уходил на прогулку. Позже, когда его спрашивали о религиозных взглядах, Дарвин писал:
Я никогда не был атеистом в том смысле, что не отрицал существование Бога. Я думаю, что в целом (и все больше и больше с возрастом), но не всегда, что « агностик » было бы наиболее правильным описанием моего душевного состояния.
Оригинальный текст (англ.)I have never been an atheist in the sense of denying the existence of a God.— I think that generally (& more and more so as I grow older) but not always, that an agnostic would be the most correct description of my state of mind.— Из письма Джону Фордайсу
Наряду с этим отдельные высказывания Дарвина можно расценивать как деистические и христианофобные . Так, шестое издание «Происхождения видов» (1872) заканчивается словами в духе деизма: «Есть величие в этом воззрении, по которому жизнь с её различными проявлениями Творец первоначально вдохнул в одну или ограниченное число форм; и, между тем как наша планета продолжает вращаться, согласно неизменным законам тяготения, из такого простого начала развилось и продолжает развиваться бесконечное число самых прекрасных и самых изумительных форм». При этом Дарвин отмечал, что представление о разумном Творце как первопричине «сильно владело мною приблизительно в то время, когда я писал „Происхождение видов“, но именно с этого времени его значение для меня начало, крайне медленно и не без многих колебаний, всё более и более ослабевать». Как атеистические, можно расценивать высказывания Дарвина в его письме Гукеру (1868): «…не согласен, что статья правильная, я нахожу чудовищным утверждение, будто религия не направлена против науки… однако когда я говорю, что она неправильна, я отнюдь не уверен, не было ли бы самым разумным для людей науки полностью игнорировать всю область религии». В « Автобиографии » Дарвин писал: «Так понемногу закрадывалось в мою душу неверие, и в конце концов я стал совершенно неверующим. Но происходило это настолько медленно, что я не чувствовал никакого огорчения и никогда с тех пор даже на единую секунду не усомнился в правильности моего заключения. И в самом деле, вряд ли я в состоянии понять, каким образом кто бы то ни было мог бы желать, чтобы христианское учение оказалось истинным; ибо если оно таково, то незамысловатый текст [Евангелия] показывает, по-видимому, что люди неверующие — а в их число надо было бы включить моего отца, моего брата и почти всех моих лучших друзей — понесут вечное наказание. Отвратительное учение!»
В написанной им биографии деда Эразма Дарвина Чарлз упоминал о ложных слухах, согласно которым Эразм взывал к Господу на смертном одре. Весьма сходные истории сопровождали кончину самого Чарлза. Наибольшую известность из них приобрела так называемая «история леди Хоуп», английской проповедницы, опубликованная в 1915 году , в которой утверждалось, что Дарвин претерпел религиозное обращение во время болезни незадолго до смерти. Подобные истории активно распространялись разного рода религиозными группами и в конце концов приобрели статус городских легенд , однако они были опровергнуты детьми Дарвина и отброшены историками как ложные .
29 января 1839 года Чарлз Дарвин женился на своей кузине , Эмме Уэджвуд . Церемония бракосочетания была проведена в традициях Англиканской церкви и в соответствии с унитарианскими традициями. Сначала пара жила на Gower Street в Лондоне , затем, 17 сентября 1842 года , переехала в (графство Кент ). У Дарвинов было десять детей, трое из которых умерли в раннем возрасте. Многие из детей и внуков сами достигли значительных успехов.
Некоторые из детей были болезненны или слабы, и Чарлз Дарвин боялся, что причина этого в их родственной близости с Эммой, что было отражено в его работах по болезненности потомков от близкородственного скрещивания и преимуществах далёких скрещиваний.
Был удостоен множества наград от научных обществ Великобритании и других европейских стран, такие как медаль Копли , медаль Волластона , Королевская медаль .
В честь учёного были назначены две награды: медаль Дарвина и плакетка Дарвина, которые ежегодно вручаются Лондонским королевским обществом за выдающиеся достижения в биологии и тех областях науки, в которых работал Чарлз Дарвин .
В честь Дарвина были названы:
…Отчего б не понемногу
Введены во бытиё мы?
Иль не хочешь ли уж Богу
Ты предписывать приёмы?
Способ, как творил Создатель,
Что считал он боле кстати, —
Знать не может Председатель
Комитета по печати.
Ограничивать так смело
Всесторонность Божьей власти
Ведь такое, Миша, дело
Пахнет ересью отчасти…
{{
citation
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (дата и год) (
ссылка
)