"Мы все таланты, а он - гений! Он создал самые замечательные симфонические произведения, которые повлияли на меня в юности и оказывают воздействие сейчас. Алемдар Караманов не просто великий талант. Он гений!
Алемдар Сабитович Караманов родился в Симферополе
10 сентября
1934 года
. Его отец — Сабит Темель Кагырман
(Караманов — это русифицированная версия фамилии отца), в 14 лет приехавший в Крым из Турции
, окончил Коммунистический университет народов Востока в Москве и занимал в Симферополе пост партийного секретаря обкома партии Крыма (до 30-х годов)
. Мать Алемдара, Полина Сергеевна Караманова (девичья фамилия Величко)
, «дочь донского казака»
, работала в библиотеке
. Алемдар был первенцем. Позднее в семье Карамановых родились ещё двое детей: дочь Севиль (1936—2014
)
и сын Александр
. В 1944 году отца
депортировали
в Казахстан
, где через несколько лет, освободившись, но не получив разрешения вернуться к семье в Крым, он умер
.
В семье имелся рояль, и Полина Сергеевна, которая неплохо играла, заметив интерес старшего сына-дошкольника к музыке, начала обучать его основам музыкальной грамоты и игры на фортепиано. Они занимались по несколько часов не только в выходные дни, но и в будни — перед тем, как пойти в детский сад
. У мальчика был абсолютный слух, и в семь лет, осенью 1941 года, его приняли в музыкальную школу при Симферопольском музыкальном училище. Невзирая ни на какие обстоятельства, даже в то время, когда Крым был оккупирован немецкими войсками, Полина Сергеевна водила Алемдара на занятия в музыкальную школу, где с ним в течение двух лет занималась Ева Павловна Сеферова, опытный педагог музучилища, а позднее — Ирина Аркадьевна Брискина, юная выпускница Ленинградской консерватории. В семилетнем возрасте мальчик записал своё первое музыкальное сочинение
Когда Алемдару было десять лет, он положил на музыку стихотворение об освобождении Севастополя, опубликованное в газете «Крымская правда»
.
Он блестяще занимался в музыкальной школе, и по решению педсовета был освобождён от оплаты за обучение; ему даже назначили стипендию, паёк и выдали хлебную карточку (подобное обычно практиковалось лишь для успешных студентов музучилища) — это стало хорошим материальным подспорьем для семьи. В 1949 году, окончив общеобразовательную семилетку, Алемдар поступил в Симферопольское музыкальное училище
, а в 1953 году он вошёл в число его выпускников, которым было рекомендовано поступать в консерваторию
.
В консерватории Алемдар сочинил десять симфоний
. В это время молодой композитор был очень продуктивен и создавал произведения разных жанров, многие
[
что?
]
из которых впоследствии были отнесены
[
кем?
]
к «золотому фонду советской музыкальной культуры»:
[
источник не указан 1075 дней
]
Седьмая симфония «Лунное море» (1958), Пятая симфония-драматория «В. И. Ленин» (1957), фортепианные концерты — Первый (1958) и Второй (1961), «Ориентальное каприччио» для скрипки с оркестром (1961), Второй струнный квартет,
Ave Maria
для фортепиано. А. Караманов и
Е. Крылатов
написали музыку для балета «Комсомолия» (Большой театр, 1957). В Ленинграде был поставлен балет А. Караманова «Сильнее любви» (1961).
Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого
исполнил песню молодого композитора «Родина»
, и она нередко передавалась в радиоэфире
.
В начале 60-х годов (1962—июль 1964) Караманов увлёкся музыкальным авангардом и стал заметным представителей этого музыкального течения в СССР, наряду с
Андреем Волконским
,
Альфредом Шнитке
,
Эдисоном Денисовым
и
Софией Губайдулиной
. К этому периоду его творчества относятся такие произведения для фортепиано как «Музыка» (№ 1 и № 2, 1962), триптих «Пролог, Мысль и Эпилог» (1962), детские пьесы «Окно в музыку» (1963), концертные фуги (1964)
.
Симферопольский период
О новаторстве композитора
В 60-е годы Караманов, среди первых в России композиторов-новаторов, овладел новыми техниками письма (в частности
додекафонией
). Его называли в это время «главой консерваторских модернистов». Такая музыка находилась в остром противоречии с идеологическими установками, господствовавшими в хрущёвский период. Поэтому для Караманова закрываются все возможности исполнения, издания и пропаганды его музыки
.
Е. В. Клочкова
По окончании аспирантуры этот «феноменально одарённый человек»
столкнулся с непониманием «со стороны музыкального руководства» (в особенности Д. Б. Кабалевского)
, и осознал, что наступили не самые лучшие времена для творческой самореализации. И хотя его сочинения одобряли такие крупные композиторы как Д. Шостакович и Т. Хренников, он принял решение покинуть столицу и в 1965 году уехал в родной Симферополь
:
Я понял, что в Москве мне, собственно, делать нечего, что гораздо больше я смогу сделать там, в провинции, хотя и поломаю свою карьеру.
—
Караманов А. С. Музыка – проводник звучащего мира // Советская музыка. — 1985. — №8
.
Ещё живя в Москве, Караманов обратился к вере. В 1965 году в Симферополе он был крещён
и «осознанно принял христианство»
; он стал прихожанином церкви Всех Святых
. С того времени Караманов почти перестал сочинять камерные и фортепианные произведения. Он начал писать духовную музыку — симфоническую и вокально-симфоническую. Им были созданы симфонические циклы по мотивам
Евангелия
(«Совершишася»)
и
Откровения
(«Бысть»)
, а также несколько вокально-симфонических произведений (
Stabat Mater
, 1967; Реквием, 1971; Мессе, 1973), фортепианный концерт
Ave Maria
(1968) и симфонический цикл
Et in amorem vivificantem
, отвечающие латинской духовной традиции
. В 1994 году А. Караманов говорил о том, что собирается продолжить свой
апокалиптический
цикл
, написав ещё одну, седьмую, симфонию — «Николай — Кришну», проникнутую и христианской, и индуистской духовностью
.
Но всё же творчество «крымского отшельника» не ограничивалось лишь религиозными произведениями. Так, В 1975 году он написал Семнадцатую симфонию «Америка», а в 1980-е и 1990-е годы — несколько сочинений на тему истории Крыма: ораторию «Легенда-быль Аджимушкая», Двадцать четвертую симфонию «Аджимушкай» (1983), ораторию
«Херсонес» (1994), — и Гимн Крымской республики (1992)
.
Известность
В 1991 году прошли гастроли Караманова в Чехословакии. В 1995 году британские импресарио Евгений Касевин и Диана Роделл (
англ.
Kasevin, Rodell
) организовали премьерное исполнение музыки Алемдара Караманова в Лондоне. 3 октября 1995 года в Центральном Вестминстерском зале прозвучали Третий фортепианный концерт Ave Maria и Stabat Mater для солистов, хора и оркестра. Произведения исполняли пианист Константин Щербаков, вокалисты Клэр Раттер (сопрано), Сюзан Макензи-Парк (альт), Вёрнон Кёрк (тенор); Лондонское хоровое общество (хормейстер Рональд Корп) и Софийский филармонический оркестр (дирижёр Эмиль Табаков). Вскоре вышли три авторских компакт-диска:
Двадцать вторая и Двадцать третья симфонии в исполнении Немецкого симфонического оркестра под руководством Владимира Ашкенази (1995)
;
Двадцатая и Двадцать третья симфонии в исполнении Большого симфонического оркестра под руководством Владимира Федосеева (1996, архивная запись)
.
Третий концерт
Ave Maria
для фортепиано с оркестром (солист В. Виардо) и Третья симфония (Московский симфонический оркестр под руководством
Антонио де Альмейды
) (1998)
.
В последние годы Караманов испытывал материальные затруднения:
… я работаю, делаю эскизы к ещё одной симфонии по Апокалипсису, но у меня сейчас нет возможности заниматься этим, я живу в тяжелейших материальных условиях, фактически не имея средств к существованию…
—
А. Караманов. Интервью журналисту радиостанции "Эхо Москвы" Е. Дудину (1994)
Вместе с тем, первые годы XXI века ознаменовались пробуждением интереса к творчеству композитора. Прошло более сорока лет после создания симфонического цикла «Совершишася» — и наконец он впервые прозвучал в концертном зале (Дворец «Украина», Киев)
. Премьерные концерты его произведений прошли в Москве,
Санкт-Петербурге
,
Краснодаре
,
Саратове
и ряде других городов
. Последним сочинением А. Караманова стала незавершённая опера «Прощания Хризостома» (либретто А. Караманова)
.
Алемдар Сабитович Караманов скончался в ночь со 2 на 3 мая 2007 года в г. Симферополе. Похоронен на кладбище «
Абдал
»
.
Сын — Караманов Олег Алемдарович (1956), пианист, живёт и работает в Ялте.
Дочь — Караманова Кристина Алемдаровна (1971), живёт и работает в Москве.
Симфонические произведения А. Караманова входят в репертуарный список ряда известных дирижёров, в том числе
Владимира Ашкенази
, Антонио де Альмейды,
Владимира Федосеева
, Геннадия Проваторова
, Эдуарда Гулбиса
. Его сочинения исполняются Академическим симфоническим оркестром Крымской государственной филармонии (дирижёры Алексей Гуляницкий, Александр Долинский
, Игорь Каждан
).
Творчество композитора рассматривается в ряде научных публикаций
. Популяризацией произведений Караманова занималась крымский музыковед
М. М. Гурджи
.
В представлении композитора на соискание Национальной премии им. Тараса Шевченко отмечалось:
Алемдар Караманов — выдающийся композитор XX столетия, творчество которого обрело мировое признание… Произведения, которые представляются на соискание высокой премии, особенно ярки, это настоящее откровение музыкальной культуры конца XX столетия. Музыка такого масштаба и духовной концентрации может и должна находить отклик в сердцах людей. Это настоящее национальное достояние, которым Украина может по праву гордиться!
—
Национальный Союз композиторов Украины, 2000
Память
Международный конкурс молодых пианистов имени А. Караманова
Конкурс проводится в Симферополе каждые два года. Эта традиция возникла ещё при жизни композитора, в 1996 году
. К 2010 году через конкурс прошли несколько сотен участников из 23 стран мира
.
Именем композитора названы
астероид 4274 Karamanov
;
музыкальная школа № 2 и улица в Симферополе
, эта улица находится за парком им. Т. Г. Шевченко (огибает его);
детская школа искусств в г.
Гурьевске
(Калининградская область)
.
В Симферополе установлена мемориальная доска на доме, где жил композитор.
Благотворительный фонд А. Караманова, созданный в 2000 году, опубликовал несколько сборников его произведений для фортепиано; предполагается издание полного собрания сочинений
.
Список основных произведений А. Караманова (по
Ю. Холопову
)
Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть
на странице обсуждения
.
1953
Первая соната для фортепиано.
Первый струнный квартет.
1954
«Времена года» для фортепиано.
«Сказка». Симфоническая поэма.
Первая симфония в пяти частях.
1954—1955
Вторая соната для фортепиано (утрачена, финал-«Рондо» — опубликован в 1958).
1955—1975
Вторая симфония в двух частях.
1956
«Лесные картинки». Сюита для оркестра.
Третья симфония в четырех частях.
Четвёртая симфония «Майская» в семи частях.
1957
Пятая симфония-драматория «В. И. Ленин» с хором в трех частях (на слова В. Маяковского).
«Комсомолия». Балет в одном акте. В соавторстве с Е. Крылатовым (либр.
В. Варковицкого
).
«Ангарстрой». Симфоническая поэма.
Шестая симфония (симфониетта) в четырех частях.
1958
Седьмая симфония «Лунное море» в трех частях.
Первый фортепианный концерт.
1959
«Времена года». Хоровой цикл a cappella.
1950-е годы
Четыре пьесы для кларнета и фортепиано. Второй струнный квартет. Ave Maria для фортепиано. Два танца для фортепиано (изд. в 1959) «Родина» для хора на текст К. Симонова.
1960
Восьмая симфония «Классическая» в четырех частях.
«Славянам» для хора.
Сюита для джаз-оркестра.
1960—1962
Шесть этюдов для фортепиано.
1960
Третья соната для фортепиано.
1961
Четвертая соната для фортепиано.
«Героические танцы». Сюита для оркестра в пяти частях.
«Сильнее любви». Балет по Б.Лавреневу.
Второй фортепианный концерт.
Первый скрипичный концерт.
Ориентальное каприччио для скрипки с оркестром.
1962
Девятая симфония в четырех частях.
«Пролог, Мысль и Эпилог». Триптих для фортепиано.
Музыка для фортепиано № 1.
Музыка для фортепиано № 2.
1963
Музыка для виолончели и фортепиано.
«Африканские песни» Вокальный цикл для баритона и фортепиано.
«Преступление было в Гранаде» для сопрано, скрипки, флейты и двух фортепиано памяти Ф. Гарсии Лорки на текст М. Эрнандеса.
Музыка для скрипки и фортепиано.
Третий струнный квартет.
«Когда ты проходишь мимо». Поэма для тенора и фортепиано на текст Асмапура.
«Окно в музыку». Шестнадцать детских пьес для фортепиано.
1964
Десятая симфония в трех частях.
«Песня женатого солдата» для солистов, хора и Оркестра на текст А. Мачадо-и-Руиса.
Героическая увертюра для оркестра («12 апреля»),
Праздничная увертюра для оркестра.
Второй скрипичный концерт.
Пять прелюдий и девятнадцать концертных фуг для фортепиано (в издании 1984 года — Пятнадцать концертных фуг).
«Осеннее» для хора на слова В.Фирсова.
1965—1966
Концерт для трубы и джаз-оркестра. Одиннадцатая — Четырнадцатая симфонии. Цикл симфоний «Совершишася» в десяти частях, с хором в финале.
1967
«Stabat mater» для солистов, хора и оркестра.
1968
Третий фортепианный концерт «Ave Maria».
1970
Вокальный цикл «Звёзды» на текст С. Щипачева для среднего голоса и фортепиано.
Четыре романса на слова, русских поэтов для баса и фортепиано. «Песня». Вокализ для голоса и фортепиано.
1971
Реквием для солистов, хора и оркестра (партитура — 1991).
1974
Пятнадцатая — Шестнадцатая симфонии «Et in amorem vivificantem».
«Воспоминания» для хора на текст Сампуровой.
1975
Семнадцатая симфония «Америка».
«Возвращение», «Посвящения», «Летящие листки», «Образы-картины». Хоровые циклы на текст А.Сампуровой.
«Тебе». Семь романсов для колоратурного сопрано и фортепиано на текст Сампуровой.
1976—1980
Восемнадцатая—Двадцать третья симфонии. Цикл из шести симфоний «Бысть».
1982
Крымская увертюра для оркестра.
1983
«Легенда-быль Аджимушкая» для солистов, хора и оркестра на слова Б.Сермана.
Двадцать четвертая симфония. «Аджимушкай».
Весенняя увертюра для оркестра.
1992
Гимн Крымской республики.
1994
Мистерия «Херсонес».
Музыка к спектаклям
«Блистающий мир» по А. Грину, поставлен в Крымском музыкально-драматическом театре, Симферополь, 1962-65;
мюзикл «Фонтан любви» по А. Пушкину, поставлен в Киеве, 1982.
По другим источникам, ещё в детстве его крестили в православном храме
.
1965—1966, полное название: «Совершишася во славу Богу во имя Господа Иисуса Христа».
1976—1980, шесть симфоний.
«И во любовь животворящую», 1974
«Бысть»
Принят в годы обучения в Консерватории
.
1992
На интернет-портале конкурса доступны для скачивания ноты сочинений А. Караманова для фортепиано и примеры их исполнения
Бывшая ул. Войкова
В марте 2013 года здесь состоялся Всероссийский открытый музыкальный конкурс, посвящённый А. Караманову
Примечания
Alemdar Karamanov //
(фр.)
↑
.
↑
.
↑
.
↑
.
↑
.
↑
.
(неопр.)
. Дата обращения: 11 декабря 2017.
28 ноября 2017 года.
↑
.
↑
.
↑
.
, с. 1.
↑
.
↑
.
, с. 2.
.
.
↑
.
↑
.
.
.
.
.
.
.
.
.
↑
.
.
Новости Крыма, крымская служба новостей
. 2009-09-05.
из оригинала
3 июля 2020
. Дата обращения:
2 июля 2020
.
↑
.
↑
.
(неопр.)
Дата обращения: 18 августа 2022.
17 августа 2022 года.
Валит М.
// Брега Тавриды. — Симферополь, 2016. — С. 304.
.
.
.
(неопр.)
. нвремя.рф (28 февраля 2013). Дата обращения: 26 марта 2013.
22 сентября 2020 года.
Литература
Алемдар Караманов. Музыка, жизнь, судьба: воспоминания, статьи, беседы, исследования, радиопередачи / Ред.-сост. С. С. Крылатова. —
М.
: Классика-XXI, 2005. — 364 с. —
ISBN 5-89817-082-0
.
Жизнь есть дух. Композитор Алемдар Караманов: воспоминания, беседы, интервью, статьи, радиопередачи, автобиограф. проза. — Феодосия: Коктебель, 2009. — 360 с.
Караманов А. С.
Музыка — проводник звучащего мира // Советская музыка. — 1985. —
№ 8
.
Клочкова Е.
Алемдар Караманов. От библейских текстов к симфониям-«видениям» // Музыкальная академия. — 2010. —
№ 4
. —
С. 104—111
. —
ISSN
.
Холопов Ю.
Аутсайдер советской музыки Алемдар Караманов // Музыка из бывшего СССР. Вып. 1 : сборник. —
М.
: Композитор, 1994. —
С. 120—138
.
Чередниченко Т.
Музыкальный запас. 70-е: Проблемы. Портреты. Случаи. —
М.
: Новое литературное обозрение, 2002. — 572 с. —
ISBN 5-86793-157-9
.
Шнитке А.
В поисках своего пути // Советская музыка. — 1961. —
№ 9
. —
С. 8
.
(цит. по: Языкова, 2011)
(неопр.)
. hotnews-crimea.ru. Дата обращения: 7 октября 2015.
7 октября 2015 года.
(укр.)
.
Портал Национального союза композиторов Украины
. >composersukraine.org. Дата обращения: 26 марта 2013.
4 апреля 2013 года.
(неопр.)
.
Портал Верховного Совета Автономной республики Крым
. rada.crimea.ua. Дата обращения: 28 марта 2013.
4 апреля 2013 года.
(неопр.)
. karamanov.ru. Дата обращения: 26 марта 2013.
Караманова П.С.
(неопр.)
. karamanov.ru. Дата обращения: 26 марта 2013.
(неопр.)
. karamanov.at.ua; archive.org. —
Приведена ссылка на архивную копию, поскольку антивирус указывает на фишинговую ссылку на оригинальной странице.
. Дата обращения: 26 марта 2013.
26 января 2012 года.
(неопр.)
. karamanov.at.ua; archive.org. —
Приведена ссылка на архивную копию (из-за фишинга)
. Дата обращения: 26 марта 2013.
11 января 2012 года.
(неопр.)
. karamanov.narod.ru. Дата обращения: 26 марта 2013.
O. van Rijen.
(англ.)
. wanadoo.nl. Дата обращения: 26 марта 2013.
4 апреля 2013 года.
(неопр.)
. muzcentrum.ru. Дата обращения: 26 марта 2013. Архивировано из
20 ноября 2011 года.
Дудин Е.
(неопр.)
scriabin.eu. — Радио «Эхо Москвы», конец ноября 1994 г. Дата обращения: 8 марта 2013.
4 апреля 2013 года.
Поспелов П.
(неопр.)
.
Коммерсантъ-Daily
. proarte.ru; archive.org (5 ноября 1994). Дата обращения: 26 марта 2013.
14 января 2005 года.
Стадниченко В.
(неопр.)
. gazeta.zn.ua (21 января 2000). Дата обращения: 26 марта 2013.
4 апреля 2013 года.
Клочкова Е.
(неопр.)
Истина и жизнь (сборник), 2002, №11
. karamanov.ru. Дата обращения: 26 марта 2013.
Кожемякин В.
(неопр.)
.
АиФ-Суббота-воскресенье
. nepokiny.narod.ru (24 апреля 2002). —
Интервью с Е. Крылатовым, женатым на сестре А. Караманова
. Дата обращения: 26 марта 2013.
Касьяненко Н.
(неопр.)
.
День, №218
. day.kiev.ua (12 декабря 2006). Дата обращения: 8 марта 2013.
4 апреля 2013 года.
Обуховская Л.
(неопр.)
.
Крымская правда, №226(24089)
. c-pravda.ru (9 декабря 2006). Дата обращения: 7 октября 2015.
7 октября 2015 года.
Полищук Т.
(неопр.)
.
День, №221
. day.kiev.ua (15 декабря 2006). Дата обращения: 26 марта 2013.
4 апреля 2013 года.
Силинг И.
(неопр.)
. allisdone.narod.ru. —
Статья И. Силинг и подборка других статей о мировой премьере симфонического цикла «Свершишася» (Киев, декабрь 2006)
. Дата обращения: 26 марта 2013.
Михайлова Л.
(неопр.)
.
Крымское эхо
. kr-eho.info (14 ноября 2007). —
О VI Международном конкурсе молодых пианистов им. А. Караманова
. Дата обращения: 28 марта 2013.
Андреева Н.
(неопр.)
. novayagazeta.ru (16 мая 2008). Дата обращения: 26 марта 2013. Архивировано из
4 марта 2016 года.
Силинг И.
(неопр.)
karamanov.at.ua; archive.org. —
Последнее интервью с Алемдаром Карамановым (ссылка заменена архивной из-за обилия рекламных баннеров на оригинальной странице)
. Дата обращения: 26 марта 2013.
5 апреля 2012 года.
Когонашвили Г.
(неопр.)
.
Газета «Республика Крым»
. rk.crimea.ua (3 сентября 2009). Дата обращения: 8 марта 2013.
4 апреля 2013 года.
Семена Н.
(неопр.)
.
День
. day.kiev.ua (9 сентября 2009). —
На сайте ошибочно указана дата публикации: статья была опубликована не в 1996, а в 2009 г.
. Дата обращения: 26 марта 2013.
28 марта 2013 года.
Гусарова М.
(неопр.)
.
«КВ» № 125
. crimeatime.blogspot.ru (10 ноября 2011). Дата обращения: 8 марта 2013.
4 апреля 2013 года.
Клочкова Е.В.
(неопр.)
. gnesin-academy.ru (1 марта 2010). Дата обращения: 26 марта 2013.
4 апреля 2013 года.
Языкова Н.
(рус.)
.
«Музичне мистецтво і культура», 2011, вып. 13
. archive.nbuv.gov.ua. Дата обращения: 26 марта 2013.
Караманова К.
(неопр.)
(февраль 2012). —
Примечания И. Легкодух
. Дата обращения: 8 марта 2013.
Кулик А.
(неопр.)
.
«Капитал страны» (федеральное интернет-издание)
. rus-ks.ru (18 марта 2012). —
Интервью с Владимиром Нарманским
. Дата обращения: 26 марта 2013.
4 апреля 2013 года.
Караманов А.
(неопр.)
. karamanov.at.ua; archive.org. —
Шуточное стихотворение 17-летнего А. Караманова (1951)
. Дата обращения: 28 марта 2013.
5 апреля 2012 года.
(неопр.)
.
Официальный портал, посвящённый конкурсу молодых пианистов
. karamanov.at.ua; archive.org. Дата обращения: 28 марта 2013.
26 января 2012 года.