Interested Article - Махизм

Махи́зм — направление в философии и методологии науки конца XIX — начала XX века , основано Э. Махом и Р. Авенариусом . Частичным синонимом термина «махизм» является термин « эмпириокритицизм »: иногда под махизмом понимается только учение Маха, но не учение Авенариуса. Махизм (эмпириокритицизм) считается вторым этапом эволюции позитивизма .

Основные теоретические положения махизма были предложены в начале XX века почти одновременно и независимо друг от друга Махом и Авенариусом (Швейцария). Дальнейшее развитие они получили в работах их учеников, а также в работах К. Пирсона (Великобритания) и П. Дюэма (Франция). Тем не менее, широкое распространение махизма (эмпириокритицизма в целом) связано с деятельностью Маха. Его влияние объясняется тем, что работы Маха возникли в качестве непосредственной реакции на кризис классической физики . Мах выступил с претензией объяснить этот кризис и предложить программу выхода из него.

Учение

Махизм относят к феноменализму , релятивизму , агностицизму . Для сторонников махизма феномены — данные сознания, элементы опыта, составляющие единственную реальность . Махизм классифицируется как нейтральный монизм , пытающийся вывести и физическое и психическое из нейтрального начала (из элементов опыта). Монистические воззрения как материалистов, так и идеалистов должны быть заменены более совершенным нейтральным монизмом, который устраняет из философского оборота категории материи и сознания, заменяя их категорией . Махизм предложил своё решение психофизической проблемы , согласно которому душа и тело построены из одних и тех же «элементов» (ощущений), и поэтому нужно говорить не о соотношении реальных процессов — физиологических и психических, а о различных . Исторически махизм близок философии Дж. Беркли и Д. Юма .

Основу учения Маха составляет теория (принцип) и идеал науки. Экономию мышления Мах объявляет основной характеристикой познания вообще, выводя её из изначальной биологической потребности организма в самосохранении, обусловливающей, по Маху, необходимость приспособления организма к фактам. Ту же идею Авенариус выражает в принципе .

Из принципа экономии мышления Мах выводит положение об описании как идеале науки. В развитой науке объяснительная часть является излишней, паразитической и в целях экономии мышления должна быть удалена. Одним из таких паразитических элементов науки махизм считает понятие причинности , которое он предлагает отбросить и заменить его понятием функциональной зависимости признаков явлений.

Методологические принципы экономии мышления и чистого описания применяются к теории познания . Понятия субстанции , вещи — мнимое понятие, мнимой является и проблема отношения субстанции и её свойств. Из требования необходимости определения понятий через наблюдаемые данные следует, что всё познание опирается на основные элементы . Такими элементами являются непосредственные чувственные данные, ощущения — предел разложения эмпирического опыта. Основу знания составляют не непосредственно элементы мира, а описания фактов в их элементах, то есть описания, состоящие в фиксации функциональных и затем логических связей между элементами мира. Понятие вещи и понятие Я являются лишь условными наименованиями комплексов элементов.

Мах отрицал реальность атомов и объявлял их лишь удобным средством систематизации опытных данных. Также он критиковал понятия массы и абсолютного пространства ньютоновской физики.

Влияние

Разновидностями махизма (эмпириокритицизма) были и эмпириомонизм .

Махистская критика повлияла на нейтральный монизм , неореализм , философию Б. Рассела .

Махизм повлиял на философию прагматизма , в частности, на критику американским философом Уильямом Джеймсом субстаницального понятия сознания («Я», душа ), и через него — на формирование философских основ бихевиоризма.

В Австрии с махизмом полемизировал Людвиг Больцман .

В Германии махизм повлиял на философские взгляды В. Оствальда .

Во Франции махизм повлиял на философские взгляды А. Пуанкаре , , . Э. Мейерсон критиковал истолкования теории относительности и квантовой механики в духе махизма.

В России махизм был популярен в революционной среде (эсер В. М. Чернов и др.). Махизм повлиял на формирование богостроительства в российской социал-демократии ( группа «Вперёд» , А. Луначарский , Н. Валентинов , В. А. Базаров , А. А. Богданов , П. Юшкевич и др.). Против махистов выступали социал-демократы А. М. Деборин , Г. В. Плеханов , особенно яростно — Ленин . Как отмечал последний, в России в период реакции к 1910 году «„Переоценка всех ценностей“ в различных областях общественной жизни повела к „ревизии“ наиболее абстрактных и общих философских основ марксизма . Влияние буржуазной философии в её разнообразных идеалистических оттенках сказалось в махистском поветрии среди марксистов» .

Примечания

  1. (неопр.) . Дата обращения: 5 мая 2014. 6 января 2014 года. С. 12
  2. (неопр.) . Дата обращения: 26 января 2014. Архивировано из 1 февраля 2014 года.

Литература

Same as Махизм