RAGE (игровой движок)
- 1 year ago
- 0
- 0
Шахматный движок ( англ. Chess engine ) — компьютерная программа , предназначенная для просчитывания вариантов шахматных ходов.
Большинство шахматных движков не имеют собственного графического интерфейса пользователя (GUI), но существуют дополнительные приложения, которые его формируют, например под Linux и под Windows .
Интерфейс командной строки GNU Chess стал фактически начальным стандартом, названным Chess Engine Communication Protocol, и он впервые был поддержан в . Когда XBoard был портирован под операционную систему Windows под названием WinBoard, этот протокол был переименован в «Протокол WinBoard». Протокол WinBoard был самостоятельно модернизирован, и две версии протоколов упоминаются как «Протокол 1 WinBoard» (исходная версия) и «Протокол 2 WinBoard» (более новая версия). Есть другой протокол — универсальный шахматный интерфейс (Universal Chess Interface, UCI ). Некоторые программы поддерживают оба протокола, но у каждого из них есть свои сторонники. Протокол Winboard в прошлом был популярен, но в настоящее время стандартом де-факто является UCI, множество разработчиков шахматных программ полагают, что универсальный шахматный интерфейс легче использовать. Некоторые интерфейсные программы (например, Arena) поддерживают оба протокола, тогда как другие поддерживают только один и зависят от дополнений, например, такого, как Polyglot .
Результаты компьютерных турниров дают возможность сравнения силы шахматных движков. Вероятно, турниры не содержат достаточного количества игр для точной оценки их силы. Для того чтобы сделать достоверные выводы о силе программ, необходимо провести порядка тысячи игр между ними, поэтому на практике в турнирах поступают иначе . Для достижения большей объективности на многих турнирах выдвигаются одинаковые для всех участников требования к аппаратной мощности.
Исторически, наиболее сильными стали коммерческие шахматные движки. В 2007, 2008 и 2009 годах чемпионат мира по шахматам среди компьютерных программ выиграла Rybka , что было в некоторой степени сбывшимся прогнозом. Если любительская программа выигрывает турнир или выступает хорошо, как, например, Zappa в 2005 году, то позже программа может стать коммерческой. Титулы, полученные на турнирах после победы, дают престиж и используются для последующего маркетинга.
Целью рейтинг-листов шахматных движков является сравнение статистически значимой относительной силы программ. В таких листах проводят многократные игры между программами на стандартных аппаратных платформах, чтобы различия в процессорах не учитывались. Некоторые листы стандартизируют дебютные книги в попытке измерить различие силы только программ. В листах также указываются пределы погрешности оценок. Листы, как правило, постоянно обновляются, обновления к ним выпускаются несколько раз в год, независимо от турниров, которые проходят только раз в год.
Существует много факторов, различающих рейтинг-листы шахматных движков:
Различия в этих факторах влияют на результат и усложняют прямое сравнение оценок рейтинг-листов.
Рейтинг лучших шахматных движков в различных листах (показаны только лучшие версии для каждой программы):
Рейтинг-лист |
Контроль
времени (ходы/минуты) |
Год
начала |
Последнее
обновление |
Кол-во
движков- платформ |
Сыграно
игр |
Лучшие три движка
(только лучшие версии) |
Рейтинг |
---|---|---|---|---|---|---|---|
CCRL | 40/15 | 2005 | 9 ноября 2020 | 2732 | 1 189 229 |
Stockfish
12 64-bit 4CPU
Komodo 14 64-bit 4CPU Houdini 6 64-bit 4CPU |
3516
3419 3400 |
CEGT | 40/20 | 2006 | 9 ноября 2020 | 1875 | 1 401 865 |
Stockfish
12.0 x64 4CPU
LCZero 0.26.3 Cuda Fat Fritz 1.1 Cuda |
3587
3539 3450 |
SSDF | 40/120 | 1984 | 9 ноября 2020 | 391 | 153 481 |
Stockfish
11 x64
Komodo 13.1 x64 Deep Shredder 13 x64 |
3558
3471 3357 |
Эти рейтинги не имеют прямого отношения к обычным рейтингам ФИДЕ или другим рейтингам шахматных федераций, хотя и посчитаны с использованием системы рейтинга Эло или подобных расчётных методов. За исключением нескольких шахматистов, игравших против шахматных программ, использованных много лет назад SSDF (которые далеки от сегодняшнего уровня), в настоящее время нет связи между этими рейтинг-листами и пулом игроков. Таким образом результаты, которые отражают разряды и разницу в рейтингах, а не абсолютный уровень в числовых значениях. Помимо этого, каждый список калибрует их рейтинг Эло при помощи других методов. По этой причине никакие сравнения рейтингов Эло невозможно провести по этим рейтинг-листам. Тем не менее, в свете последних матчей людей против машин, как правило, топовые шахматные компьютерные программы должны просчитывать на уровне предела человеческих шахматных возможностей, и, вероятно, значительно выше.
Практически во всех рейтинг-листах отсутствуют данные по программе IPPOLIT и её производных (к примеру, Fire). Хоть это и очень сильные шахматные программы с открытым исходным кодом , их всё же избегают по причине того, что они были созданы с применением обратной разработки программы Rybka . Из-за возникших противоречий все эти движки угодили в черные списки на турнирах и рейтинговых списках. В свою очередь, программе Rybka были выдвинуты обвинения в том, что она нелегально содержала части программы Fruit , и в июне 2011 ICGA официально утверждала, что Rybka содержала в себе части программ Fruit и Crafty , за что получила запрет на участие в чемпионате мира по шахматам среди компьютерных программ , а также лишена всех титулов победителя (2007, 2008, 2009, и 2010) . ICGA за такое решение подверглась критике от Dr. Søren Riis, который являлся давним сторонником программы Rybka . Rybka по-прежнему включают во множество ранговых списков.
Движки можно проверять при помощи специально подобранных шахматных позиций. Обычно в таких тестах используются позиции, где существует только один лучший ход. Эти позиции могут быть подобраны с упором на позиционность, тактику или эндшпиль. Тестовый набор подобран с фокусом на глубокие жертвы . Также есть наборы BT2450 и BT2630, созданные Хубертом Беднорцем (Hubert Bednorz) и Фредом Тонниссеном (Fred Toennissen). Эти наборы призваны прощупать тактические возможности шахматных движков и были использованы, по крайней мере в шахматной программе . Существует также общий набор тестов, называемый « блеск » (Brilliancy), созданный Даной Турнмир (Dana Turnmire). Этот набор был составлен на основе книги How to Reassess Your Chess Workbook .
Тест стратегии (STS) от Шваминатана и Дэна Корбит (Swaminathan and Dann Corbit) проверял силу стратегического мышления движков .
Самым трудным современным набором тестов является Nightmare II , подобранный Вальтером Эйгенманном (Walter Eigenmann). В этом наборе содержится 30 чрезвычайно сложных заданий, подобранных специальным образом для шахматных движков .