Interested Article - Движение Гюлена
- 2020-02-25
- 1
Хизме́т ( тур. Hizmet — «Служение»; другие названия: Движе́ние Гюле́на ( тур. Gülen hareketi ), Гюлени́зм ( тур. Fethullahçılık , Общи́на Гюле́на ( тур. Gülen cemaati ) или просто «Общи́на» ( тур. Cemaat ), После́дователи Фетхулла́ха, Гюлени́сты ( тур. Fethullahçılar )) — международное общественное движение, зародившееся в Турции в начале 70-х годов и возникшее вокруг идей турецкого писателя Фетхуллаха Гюлена . Особенно активна деятельность движения в сфере образования (в более чем 140 странах функционируют примерно 1400 школ, открытых сторонниками движения) и в развитии межконфессионального диалога. Помимо этого, существуют близкие к движению СМИ; отмечается стремление к развитию финансовой отрасли и открытие коммерческих медицинских клиник . The Economist отмечает, что Хизмет характеризуют как «движение за мир, основывающееся на идеях пацифизма и предлагающего новый современный взгляд на ислам; концепция движения противостоит экстремистской направленности салафизма » .
Структура и особенности
Точное количество последователей Гюлена неизвестно. Это объясняется отсутствием членства как такового. [2] Однако, согласно подсчетам разных источников, количество последователей варьируется от одного до восьми миллионов . В основном, представителями движения являются студенты, учителя, бизнесмены, журналисты, а также профессионалы различных отраслей .
Согласно проведенным исследованиям, движение представляет собой достаточно гибкую организационную систему . Благодаря активной деятельности движения были открыты школы, университеты, ассоциации работодателей, теле- и радиостанции, консалтинговые трасты по вопросам недвижимости, службы по вопросам благотворительности, студенческие организации, редакции новых газет . Журнал Forbes акцентирует внимание на том обстоятельстве, что движение Гюлена не стремится к подрыву секулярного строя современного государства, а наоборот, призывает своих соотечественников-мусульман, соблюдающих все предписания религии, пользоваться всеми благами, которые предлагает им современное общество . Журналист газеты New York Times характеризует представителей движения как сторонников «умеренного ислама» . Согласно некоторым обозревателям, в Турции движение Гюлена дистанцируется от сотрудничества с исламистскими политическими партиями . Журнал The Economist характеризует «Хизмет» как протурецкое движение, которое значительно выделяется среди организаций подобного рода и стремится занять лидирующую позицию в мире среди представительств мусульманской общественности .
Гюлен пользуется поддержкой за рубежом благодаря своему положительному отношению к науке, инициированию межрелигиозного диалога, его усилиям по демократизации общества и пропаганде политического плюрализма . Нилюфер Гёле, профессор социологии в Практической школе высших исследований (École des Hautes Études) в Париже, известная исследованиями по вопросам модернизации и консерватизма, в своих работах описывает движение Гюлена, как одно из самых глобальных движений на мировой арене . Согласно исследованиям Лестера Куртца (Техасский университет в Остине), школы сторонников Гюлена (см. раздел Образование) являются своеобразной формой служения человечеству, поскольку они дают образование в более широкой перспективе, с тем, чтобы каждый ученик в дальнейшем сделал самостоятельный выбор в отношении исповедания той или иной религии. Таким образом, в школах царит атмосфера терпимости и добрососедства, а не исламистская пропаганда .
Согласно исследователю Хакану Явузу, в движение входят три основные группы — бизнесмены, журналисты и преподаватели. Первая группа представлена так называемой «анатолийской буржуазией», представителями среднего и малого бизнеса-мусульманами, которые оказывают финансовую поддержку, в частности, финансируют открытие частных школ, университетов, колледжей, общежитий, летних лагерей и других образовательных центров по всему миру. Вторая, журналистская ветвь, представляет ведущую в Турции ежедневную газету Zaman, а также её англоязычную версию Today’s Zaman. Кроме того, успешно функционирует телевизионная станция Samanyolu TV, информационное агентство Cihan, регулярно выходят аналитические и академические журналы и ведут трансляцию другие ТВ каналы; а в Интернете можно найти целый ряд новостных веб-сайтов. И последняя группа — учителя и преподаватели — занимаются образовательной деятельностью и развитием инфраструктуры школ и учебных заведений .
Критики обвиняют движение в проведении миссионерской линии и в стремлении завоевать политическое влияние. По поводу обвинений в «следовании конспиративным целям» представители движения говорят следующее: «мы искренне приглашаем всех, кто сомневается в нашей деятельности, присоединится к нам и воочию проследить, чем мы занимаемся. Нам нечего скрывать.» Гюлен, который подозревался кемалистами в совершении преступлений против государства, был полностью оправдан за отсутствием состава преступления в 2008 году . В 2012 году российский суд обязал « Независимую газету » опубликовать опровержение статьи «Просроченное „лекарство от русского коммунизма“» внештатного автора издания Н. А. Ивановой и указать, что « не соответствуют действительности сведения о том, что Фетхуллаха Гюлена изгнали из Турции за радикальные религиозные взгляды. На самом деле власти Турции не изгоняли Фетхуллаха Гюлена из страны, и более того, решением кассационного суда Турецкой Республики, вступившим в законную силу 12 сентября 2008 года, было признано, что г-н Фетхуллах Гюлен не создавал опасности для существования Турецкой Республики, не содействовал изменению существующего строя, не наносил вреда авторитету государства, не предпринимал никаких деструктивных действий по отношению к государству, не захватывал власть в стране, не создавал террористические организации и не руководил какими-либо группами, которые действовали с применением методов насилия, давления, устрашения, запугивания, подавления или угрозы » .
Членами движения являются также женщины светских взглядов, представительницы консервативных правоцентристских сил, а также женщины, не носящие исламских головных уборов , однако эти женщины не поднимают вопрос о разделениях в движении согласно гендерной принадлежности, а также в основном носят достаточно закрытую одежду, не оголяющую руки и ноги . Разделение мужчин и женщин «в самом джемаате сохраняется больше на практике, оно не описано в теоретических постулатах движения». При этом, в виду того обстоятельства, что последователи Гюлена активно принимают участие в разнообразных проявлениях общественной жизни, в своем поведении они, как правило, более либеральны по сравнению с теоретическим обоснованием своей деятельности . С другой стороны, много женщин в Турции, да и по всему миру, считают, что требования, предъявляемые к женщинам-членам общества в отношении скромности одежды и поведения, несколько завышены.
Деятельность движения
Образование
Наиболее активно движение Гюлена работает в сфере образования. В 2009 году журнал Newsweek написал, что в «школах, открытых представителями движения, обучается свыше двух миллионов учащихся, большинство из которых получают стипендии» . Согласно подсчетам, число школ и других учебных заведений составляет в Турции более 300, а по всему миру — более тысячи .
Американские профессора из Лютеранской Богословской Семинарии и Университета Темпл (Temple University) написали, что «эти школы активно работают, придерживаясь высоких стандартов образования, а в своих учениках воспитывают чувство высокого гражданского долга. Движение „Хизмет“ — это общественная организация, которая свою цель видит в выстраивании мостов между различными межконфессиональными и религиозными группами и самоотверженно работает для достижения общего блага» Представители движения активно работают над открытием университетов. .
Большинство учителей в школах разделяют идеи сторонников движения Гюлена, однако многие сотрудники не являются участниками движения. На личном примере учителя стремятся привить учениках высокие моральные ценности . В некоторых мусульманских странах, в соответствии с местной традицией и законами, в школах присутствуют (факультативные) уроки по изучению религии. В одной из статей газеты New York Times за 2008 год было написано, что в Пакистане «своим примером они пробуждали интерес к исламу» , и акцентировано внимание на то обстоятельство, что в школах культивируется идея толерантности, рассматриваются принципы умеренного ислама, что помогает сглаживанию экстремистских проявлений . Вышеупомянутые школы рассчитаны не только на учеников-мусульман. В Турции «согласно учебному плану в школах выделено по часу в неделю на преподавание основ религии, в других странах — учебный план отличается в этом отношении, и не требует проведения подобных уроков. Нет оснований считать эти учебные заведения школами исламского профиля, за исключением нескольких специализированных школ профиля „ имам - хатиб “, готовящих имамов и находящихся за границей» .
В ряде стран школы движения «Хизмет» являются частью общественной системы образования. В июне 2011 года газета The New York Times опубликовала статью, описывающую систему школ движения «Хизмет» в США. В статье речь шла о том, что последователи Гюлена занимаются открытием государственных автономных школ по всей стране. В общей сложности таких школ 120, они размещены в основном в урбанизированных центрах 25-и штатов . Госпредставитель Алма Аллен Д-Хьюстон: «в моем округе проживает достаточно обширная турецкая община, а также находится несколько школ системы „Гармония“. И я не побоюсь признаться, что работают они превосходно. В этих школах религия не преподается» . На период 2011 года, в техасских школах Harmony School of Innovation, открытых последователями идей Гюлена, 292 человека из 1500 сотрудников работали по рабочим визам.
ФБР провело расследование в отношении школ, известных под именем Concept Schools, которые оперируют 16 школами Horizon Science Academies в штате Огайо. Подозрения ФБР по поводу незаконного использования денег налогоплательщиков с целью оплаты расходов на получение визы лицам, не работающим в системе школ, были подтверждены в результате работы государственной аудитслужбы. Центральный офис «Concept Schools» выплатил штрафы за школы в Толедо и Кливленде .
Доказательств по факту исламистской пропаганды в американских школах Гюлена не выявлено, наоборот ученики и их родители одобряют уровень преподавания и, в целом, довольны школами этой системы. Это хорошие школы, в которых уровень образования соответствует американским стандартам. Подтверждением служит высокий процент поступления выпускников в вузы, включая ведущие вузы страны . Эта ситуация характерна для подавляющего большинства стран, где есть подобные школы.
Некоторые комментаторы утверждают, что школы — это механизм для привлечения денег для сообщества. В Казахстане, в США и других странах они эффективно привлекают частное и государственное финансирование (включая в дополнение оплату за стоимость обучения) .
Некоторые исследователи утверждают, что вышеупомянутые школы, примкнувшие к движению, превратились в доступные мишени для «исламофобски» настроенных группировок (в частности, неоконсерваторов в США). Например, в докладе CAP под названием «Fear Inc» речь шла о том, что разнообразные варианты проявлений исламофобии представляют угрозу для этих школ .
Международная олимпиада по турецкому языку
Международная олимпиада по турецкому языку (прежнее название «Конкурс на знание турецкого языка для иностранцев») впервые состоялась в 2003 году. Целевой аудиторией олимпиады стали ученики со всего мира, изучающие турецкий язык как иностранный. Уровень владения языком определял категорию и номинацию для участия. С каждым годом количество участников возрастает. Так, в 2003 году для участия в І Международной Олимпиаде за победу соревновалось 62 человека из 17 стран, а в 2012 году на X Олимпиаде — уже 1500 учеников из 135 стран .
В 2014 году из-за конфликтов с правительством Турции, олимпиада была проведена в 3-х странах: Германии, Эфиопии и Румынии.
Общественная деятельность
Встречи с представителями различных конфессий
Представители движения Гюлена основали ряд институций по всему миру для проведения межконфессионального и межкультурного диалога. К примеру, в 2006 году в Гётеборге, Швеция, представители движения основали организацию Dialogslussen, целью которой было популяризировать межконфессиональный диалог в Швеции. Ф.Гюлен встретился с лидерами разных религий, в частности с Папой Римским Иоанном Павлом ІІ , Вселенским патриархом Варфоломеем, и главным сефардским раввином Израиля Элияху Дороном. Ф.Гюлен говорит о необходимости диалога между представителями разных религий, в том числе и разных течений в исламе (таких как суннизм и алевизм). Джилл Кэрролл из Университета Райс в Хьюстоне, автор книги «Диалог цивилизаций» , в независимой радиопрограмме «Межконфессиональные голоса» сообщила, что «Гюлен оказал сильное влияние на три поколения в Турции.» Также она сказала: «эти школы инвестируют в будущее, они нацелены на создание общества, в котором будут равные условия и возможности для каждого.»
Институты диалога
Последователи движения также учредили в различных городах мира институты и форумы, разрабатывающие и реализующие идеи диалога: Институт межконфессионального диалога (Interfaith Dialogue Institute), Руми Форум (Rumi Forum) , Диалог Евразия, Платформа Парижа и др. Дискуссии, публикации, заседания турецкой Abant Platformu и другие подобные мероприятия по вопросам диалога между представителями разных убеждений имеют как своих сторонников, так и критиков, в основном, секулярных националистов (ulusalcı). Последние рассматривают подобную деятельность как попытку развития концепции «умеренного ислама (Ilımlı İslam)» .
Критика диалога
Существует ряд лиц, которые критикуют деятельность по налаживанию диалога. В качестве аргументов часто используются недостоверные сведения. Например, женитьба принявшего ислам американского профессора на турчанке-мусульманке, освещавшаяся в газете Zaman, преподносится ими как брак мусульманки с христианином, организованный самим Гюленом .
Медиа
Представители движения открыли ряд медиаструктур, включая ТВ-станции, осуществляющие вещание на турецком языке: телевещательная группа Samanyolu, включающая в себя более 10 каналов, в том числе на английском языке. Помимо этого, начали издаваться газета Zaman на турецком языке, на английском — Today’s Zaman, журналы: на турецком — Aksiyon, Sızıntı, Yeni Ümit; на английском — The Fountain Magazine, на арабском — Hira. Также была создана международная медиагруппа Cihan и радиостанция Burç FM. В 1998 году была открыта некоммерческая организация Фонда журналистов и писателей, миссией которой была заявлена идея «организации мероприятий, нацеленных на развитие толерантности, диалога, взаимопонимания и любви.» Благотворительная организация Kimse Yok Mu? (в пер. с тур. — "Есть ли кто-нибудь?) была основана в марте 2004 года для продолжения развития миссии и идей одноименной программы на телеканале Samanyolu TV, транслировавшейся на протяжении нескольких лет .
Финансы
Bank Asya, ранее известный под именем Asya Finans, был основан в 1994 году, в том числе, симпатизантами движения «Хизмет», страховая компания Işık Sigorta, как заявляют представители компании, — это партнер Bank Asya.
Участие в политической жизни страны
Дело Эргенекон
Возникают вопросы по поводу возможного отношения движения Гюлена к процессу расследования дела «Эргенекон» (Ergenekon investigation) . Эргенекон — это антиправительственная группировка ультранационалистического характера, в которую входят преимущественно представители военных. Исследователи, занимающиеся вышеупомянутой проблематикой, охарактеризовали этот процесс, как подготовка правительства к ликвидации инакомыслящих в Турции . В марте 2011 года, семь турецких журналистов были арестованы, среди них был и Ахмет Шик, автор книги «Армия Имама» (The Imam’s Army) , в которой утверждается, что представители движения Гюлена пытаются внедриться в ряды вооружённых сил страны. При задержании полицией Ахмет Шик прокричал: «Кто посмеет притронуться, будет сожжён!» .
Преследования в декабре 2014 года
14 декабря 2014 г. турецкая полиция арестовала 23 сотрудника газеты Zaman и телекомпании , якобы поддерживающих тесные связи с движением «Хизмет». Им, в том числе сценаристам телесериала Tek Türkiye, были предъявлены обвинения в создании нелегальной организации и попытке захвата власти в стране. После этого верховный представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини и комиссар, отвечающий за переговоры по расширению Евросоюза, Йоханнес Хан опубликовали заявление, в котором говорится, что подобные аресты несовместимы со свободой средств массовой информации .
19 декабря 2014 года стамбульский суд выдал ордер на арест Гюлена. Прокурор Хасан Йылмаз ходатайствовал также перед Минюстом Турции о подготовке документов на включение Гюлена в «Красный бюллетень» Интерпола (ордер на арест преступников, объявленных в международный розыск) Адвокат Гюлена Нуруллах Албайрак назвал спекуляции СМИ по поводу экстрадиции Гюлена не верными. .
«Террористическая организация фетхуллахистов»
После попытки военного переворота в Турции в 2016 году турецкие власти обвинили Фетхуллаха Гюлена и его сторонников в организации путча. Власти назвали существующую, по их мнению, организацию радикальной части гюленистов «Террористической организацией фетхуллахистов» ( тур. Fe thullahçı T erör Ö rgütü (FETÖ) ) и параллельным государством «Параллельное государственное образование» ( тур. P aralel D evlet Y apılanması (PDY) ) . 19 октября 2016 года Организация Исламского сотрудничества признала организацию террористической .
См. также
Примечания
- . web.archive.org (28 сентября 2019). Дата обращения: 18 июля 2022. Архивировано 28 сентября 2019 года.
- Дата обращения: 18 января 2018. 18 января 2018 года.
- Wayback Machine Газета Hürriyet , 16.06.2010 от 18 февраля 2014 на
- Coffey M. от 11 мая 2016 на Wayback Machine Australian Broadcasting Corporation , 04.09.2013
- ↑ Jenny Barbara White от 2 декабря 2016 на Wayback Machine , (2002), p. 112
- от 17 ноября 2017 на Wayback Machine // The Economist
- 27 января 2001 года.
- ↑ Morris, Chris (2000-09-01). . The Guardian . London. из оригинала 13 мая 2009 . Дата обращения: 4 мая 2010 .
- . Дата обращения: 4 февраля 2014. 25 декабря 2018 года.
- . Forbes (21 января 2008). Дата обращения: 18 декабря 2013. 19 декабря 2013 года.
- ↑ (2008-05-04). . New York Times . из оригинала 5 сентября 2017 . Дата обращения: 1 октября 2017 .
- от 19 декабря 2013 на Wayback Machine , New York Times , 4 мая 2008 года
- Clement M. Henry, Rodney Wilson 22 января 2013 года. , Edinburgh University Press (2004), p 236
- от 25 мая 2009 на Wayback Machine // The Economist
- 19 декабря 2013 года.
- Лестер Куртц, от 22 февраля 2014 на Wayback Machine // Журнал «The Muslim World», номер 3 (95) от июля 2005 года
- ↑ Claire Berlinski от 16 августа 2014 на Wayback Machine City Journal, Autumn 2012, Vol. 22, Issue 4
- Дата обращения: 4 февраля 2014. 18 ноября 2010 года.
- 19 ноября 2009 года.
- . Дата обращения: 4 февраля 2014. Архивировано из 18 февраля 2010 года.
- от 22 февраля 2014 на Wayback Machine Газета «Наш Мир» от 12 марта 2008 года
- Иванова Н. А. от 20 августа 2016 на Wayback Machine // НГ-Религии , 06.04.2011
- от 20 августа 2016 на Wayback Machine // НГ-Религии , 18.01.2012
- Berna Turam от 11 июня 2011 на Wayback Machine . Stanford University Press , 2006 p. 130
- от 11 июня 2011 на Wayback Machine . Stanford University Press , 2006. p. 125
- ↑ Robert W. Hefner, Muhammad Qasim Zaman 6 февраля 2010 года. . Princeton University Press , 2007. p. 163.
- . Дата обращения: 4 февраля 2014. 13 апреля 2010 года.
- Дата обращения: 4 февраля 2014. 19 сентября 2020 года.
- . Дата обращения: 4 февраля 2014. Архивировано из 6 октября 2014 года.
- Jon Pahl and John Raines, Professor of the History of Christianity in North America, The Lutheran Theological Seminary at Philadelphia . 11 сентября 2012 года.
- . Дата обращения: 1 октября 2017. 19 января 2019 года.
- . Дата обращения: 1 октября 2017. 27 сентября 2017 года.
- от 14 ноября 2014 на Wayback Machine Газета Houston Chronicle от 20 февраля 2012 года.
- . Huffington Post . Дата обращения: 18 декабря 2013. 7 ноября 2013 года.
- . Дата обращения: 4 февраля 2014. Архивировано из 21 февраля 2014 года.
- . Дата обращения: 4 февраля 2014. 6 марта 2012 года.
- . Дата обращения: 1 октября 2017. 14 сентября 2016 года.
- . Дата обращения: 1 октября 2017. 22 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 4 февраля 2014. 2 декабря 2013 года.
- . Дата обращения: 4 февраля 2014. 17 мая 2012 года.
- 27 декабря 2014 года.
- 27 декабря 2014 года.
- 27 декабря 2014 года.
- от 18 августа 2016 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 4 февраля 2014. Архивировано из 14 февраля 2014 года.
- 14 сентября 2014 года.
- от 9 февраля 2014 на Wayback Machine
- . Silkroadstudies.org. Дата обращения: 18 декабря 2013. 27 апреля 2012 года.
- Soner Cagaptay 5 февраля 2016 года. Newsweek , May 16, 2009
- от 6 июля 2013 на Wayback Machine // Guardian , 05.04.2011
- Arsu, Şebnem (2011-03-03). . The New York Times .
- . Русская служба BBC (14 декабря 2014).
- Палажченко А. . РИА Новости (19 декабря 2014). Дата обращения: 3 января 2015. 7 января 2015 года.
- . Хизмет сегодня (19 декабря 2014). Дата обращения: 24 февраля 2015. 24 февраля 2015 года.
- . Дата обращения: 18 января 2018. 18 января 2018 года.
- . Дата обращения: 18 января 2018. 7 августа 2017 года.
- Дата обращения: 18 января 2018. 18 января 2018 года.
- . Дата обращения: 18 января 2018. 18 января 2018 года.
Литература
- на русском языке
- Бабосов Е. М. . — Мн. : Беларуская навука, 2014. — 203 с. — ISBN 978-985-08-1696-2 .
- / Общественное объед. "Диалог Евразия", Фак. философии и социальных наук БГУ. — Мн. : Беларуская навука, 2012. — 264 с. — 1000 экз. — ISBN 978-985-08-1402-9 .
- Сулейманов Р. Р. // Московский комсомолец -Поволжье. — 28.12.2015.
- Сулейманов Р. Р. // Московский комсомолец -Поволжье. — 12.01.2016.
- Сюкияйнен Л. Р. // / Отв. ред.: И. В. Зайцев , . — М. : Институт востоковедения РАН , 2008. — С. 198—216. — 288 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-89282-365-4 .
- / Сост В. А. Ставицкий, Табасаранцев. — М. : Экономика, 2012. — 359 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-282-03237-6 .
- Челноков А. С. // Совершенно секретно . — 10.08.2016. — № 8/385 .
- Эргене Э. . — М. : Новый Свет, 2010. — 85 с. — ISBN 978-5-98359-047-2 .
- на других языках
- Akar M. Gül Adam ISBN 975362591X , İstanbul, 2001
- ISBN 9756714271 Asya’daki Türkiye , Gazeteciler ve Yazarlar Vakfı Yayınları 2004
- ISBN 9756714298 Gülen’in Katkısı , Gazeteciler ve Yazarlar Vakfı Yayınları, İstanbul, 2004
- ISBN 9752870758 . Angora, 2010. 608 p.
- ISBN 9756714212 , Diyalog Adımları , Gazeteciler ve Yazarlar Vakfı Yayınları 2003
- Balcı B. Orta Asya’da İslam misyonerleri: Fethullah Gülen okulları , ISBN 9750503120 , İstanbul, 2005,
- Barış F. Maskeli Balon Medyatik Bir İnfazın Anatomisi , Timaş Yayınları, 1999 ISBN 975-362-506-5
- ISBN 978-975-606-558-7 , Din — Kent ve Cemaat Fethullah Gülen Örneği , Ufuk Kitapları, 2008
- Fethullah Gülen Hoca Efendinin Fıkıhını Anlamak
- Camcı S., Ünal K. Fethullah Gülen’in Konuşma ve Yazılarında Hoşgörü ve Diyalog İklimi , Merkür Yayıncılık, 1999 ISBN 975-690-601-4
- Camcı S., Ünal K. Hoşgörü Ve Diyalog İklimi / F. Gülen’in Konuşmalarında Ve Yazılarında , Merkür Yayınları, İzmir, 1999 ISBN 975-6906-01-4
- Ebaugh H. R. . — Springer , 2009. — 134 p. — ISBN 978-1-4020-9893-2 .
- ISBN 9756065488 Fethullah Gülen’in Sünnet Anlayışı , Ufuk Yayınları, 2007
- ISBN 9-758731-66-1 Din Baronunun kazları , Günizi yayıncılık,
- ISBN 9-758731-29-7 Fethullah Gülen’in 40 yıllık serüveni , Günizi yayıncılık,
- Cevizoğlu H. Fethullah Gülen Hareketinin Perde Arkası 35 Yıllık Yol Arkadaşı Nurettin Veren Anlatıyor.
- Değer M. E. Bir Cumhuriyet Düşmanının Portesi ya da Fethullah Gülen Hocaefendinin derin misyonu , ISBN 975-6747-31-5
- Ebaugh H. R. Gülen Hareketi , Doğan Kitap, İstanbul, 2002 ISBN 9786051118857
- 100 Soruda Fethullah Gülen ve Hareketi’’ , Timaş Yayınları, İstanbul, 2010
- Esposito J. L. , Yavuz M. H. Turkish Islam and the Secular State: The Gülen Movement Syracuse University Press , Syracuse, New York, 2003 ISBN 0-8156-3015-8
- ISBN 9756714255 Yerli ve Özgün: Nobellik Bir Öykü , Gazeteciler ve Yazarlar Vakfı Yayınları, İstanbul, 2004
- ISBN 9756714247 İslam 'ın Gülen Yüzü , Gazeteciler ve Yazarlar Vakfı Yayınları, İstanbul, 2004
- ISBN 9789758894758 Gurbet Lahikası , Samanyolu Yayıncılık, İstanbul, 2008
- , Toplumsal Dönüşüm Yayınları, 975677494-0
- Hendrick J. D. Gülen: The Ambiguous Politics of Market Islam in Turkey and the World , NYU Press , Ağustos 2013, 978-0814770986
- Hunt R. A. Muslim citizens of the globalized world: contributions of the Gülen movement , The Light Inc, New Jersey, 2007 ISBN 978-1-59784-073-6
- Mercan F. Fethullah Gülen’in Sıradışı Hayatı: ABD’de Geçirdiği Dokuz Yılın Hikayesi , , İstanbul, 2008 ISBN 9789759919221
- Ortaylı İ. , , Karakaş E. Barış Köprüleri Dünya’ya Açılan Türk Okulları 1 , Ufuk Kitapları, 2005 ISBN 978-975-606-506-8
- Sönmez İ. A. Fethullah Gülen Gerçeği: Hukuki Gerçekler Işığında Hoşgörü ve Uzlaşma Aksiyonu Hakkında Bir İnceleme Kaynak Yayınları, 1998 ISBN 975-738-854-8
- ISBN 9756714263 , Bir Gönül İnsanı , Gazeteciler ve Yazarlar Vakfı Yayınları, İstanbul, 2004
-
/ Eds. Tamer Balci, Christopher L. Miller. — Cambridge Scholars Publishing, 2013. — 300 p. —
ISBN 978-1-4438-4507-6
.
- Balci T., Miller C. L. // . — 2013. — P. 1—21.
- Akinci A. // . — 2013. — P. 23—46.
- Bozkurt S., Yıldırım Y. // . — 2013. — P. 47—60.
- Balci T. // . — 2013. — P. 61—90.
- Alianak S. L. // . — 2013. — P. 91—118.
- Curtis M. // . — 2013. — P. 119—154.
- Webb M. The Genius and Vulnerability of the Gülen Hizmet Movement // . — 2013. — P. 155—164.
- Miller C. L. The Gülen Hizmet Movement and Secularization Theory: Explaining the Improbable // . — 2013. — P. 165—188.
- Topal S. Pursuit of Piety in the Public Sphere: A Weberian Analysis of the Gülen Hizmet Movement // . — 2013. — P. 189—200.
- Pearson T. D. Is Genuine Interfaith Dialogue Impossible? Alasdair MacIntyre and Fethullah Gülen in Conversation // . — 2013. — P. 201—214.
- Ruzgar M. An Analysis of the Gülen Hizmet Movement’s Interfaith Dialogue Activities // . — 2013. — P. 215—232.
- Miller C. L., Balci T. Interdisciplinary Inquiry and the Gülen Gestalt // . — 2013. — P. 233—250.
- Ünal İ. Fethullah Gülen’le Amerika’da Bir Ay, , 2001 ISBN 9757402842
- Yanardağ M. Türkiye Nasıl Kuşatıldı?/Fethullah Gülen Hareketinin Perde Arkası , ISBN 9944490008
- Editör: ISBN 9756714107 Diyaloğa Adanmış Hayat: Aydınların Kaleminden Fethullah Gülen (Kozadan Kelebeğe 2) , Yayınları, İstanbul, 2002
- Editör: ISBN 9759432609 Medya Aynasında Fethullah Gülen (Kozadan Kelebeğe) Gazeteciler ve Yazarlar Vakfı Yayınları, İstanbul, 1999
- Yıldırım M. Meczup Yaratmak , ISBN 9-756047-05-4
- ISBN 9944-490-13-9 Kuşatma / ABD’nin Truva Atı Fethullah Gülen Harekatı ,
- ISBN 9756288566 Fethullah Müslüman mı , İleri Yayınları,
- ISBN 9-754948-93-3 İrtica ve Bölücülüğe Karşı Militan Demokrasi ,
Аффилированная
- ISBN 978-0-9704370-1-3 , Advocate of Dialogue: Fethullah Gulen , Fountain Pub.,New Jersey, 2000
- Küresel Barışa Doğru (Kozadan Kelebeğe 3) , Yayınları, İstanbul, 2002 ISBN
Ссылки
- // Ислам.ру . — 15.08.2016. 18 августа 2016 года.
- Бела Д. // Eurasianet . — 15.04.2013.
- Магометов Г. // Российские тенденции. — 05.03.2013.
- 2020-02-25
- 1