Interested Article - Рохинджа

Рохинджа ( рохинджа 𐴌𐴗𐴥𐴝𐴙𐴚𐴒𐴙𐴝 Ruáingga /ɾuájŋɡa/ , бирм. ရိုဟင်ဂျာ rui hang ja /ɹòhɪ̀ɴd͡ʑà/ , бенг. রোহিঙ্গা Rohingga /ɹohiŋɡa/ ) — этническая группа , компактно проживающая в штате Ракхайн (другое название — Аракан) в Мьянме , говорят на индоевропейском языке рохинджа , который относится к индоарийской ветви . Рохинджа считают себя коренным населением территории современного мьянманского штата Ракхайн , хотя большинство историков полагают, что рохинджа переселились в Мьянму во времена британского владычества и, в меньшей степени, после независимости Бирмы и войны за независимость Бангладеш в 1971 году . Правительство Мьянмы отказывает им в гражданстве, называя нелегальными иммигрантами из Бангладеш . Этнически и лингвистически родственны, в отличие от остальных народов Мьянмы, народам Индии и Бангладеш . По вероисповеданию рохинджа — мусульмане . Оценочная численность в Мьянме по состоянию на 2012 год — 800 тысяч человек . По данным ООН , они являются одним из самых преследуемых национальных меньшинств в мире . Многие рохинджа живут в лагерях беженцев в соседнем Бангладеш, а также районах, расположенных вдоль тайско-мьянманской границы.

История

Мусульмане начали заселение Аракана в XVI веке, хотя количество мусульман в Бирме до британского завоевания не может быть точно установлено . В результате первой англо-бирманской войны 1826 года британцы аннексировали Аракан и способствовали переселению бенгальцев в Бирму в качестве рабочей силы. Число мусульман в Аракане достигло 5 % к 1869 году, хотя более ранние оценки дают большие значения. Британские переписи населения 1872 и 1911 годов установили рост мусульманского населения в Акьябском дистрикте с 58 255 до 178 647 человек.

В 1942 году произошла между рохинджа и араканцами-буддистами, после чего регион стал более этнически поляризованным. Число буддистов, убитых мусульманами, бирманский исследователь Кяу Зан Та оценивает в 50 тыс. человек, десятки тысяч вынуждены были бежать . Рохинджа получили оружие от союзников для борьбы против японских войск, однако направили его против араканцев , убив тысячи жителей. Согласно британскому отчёту, после межрелигиозных столкновений «территория, затем оккупированная нами, представляла собой почти полностью мусульманскую страну», а Аракан оказался разделён на две части. По данным бангладешского исследователя Сайеда Азиз-аль Ахсана, в тот же период бирманцы в сотрудничестве с японскими властями убили много представителей рохинджа и выгнали 40 000 человек на территорию современного Бангладеш .

В первые годы после обретения Бирмой независимости среди мусульманского населения в штате Ракхайн вспыхнули сепаратистские настроения. Военный режим, пришедший к власти в Бирме, не признал мусульманское население этого штата гражданами страны, бирманские власти проводили военные операции в регионе. Осуществлялись кампании по переселению этого населения на территорию Бангладеш, однако там их тоже не принимали .

Преследование рохинджа

Ситуация обострилась, когда во время межрелигиозных столкновений 2012 года погибли более 200 жителей Мьянмы, а 140 тысяч человек, в основном рохинджа, стали беженцами. Десятки тысяч жителей переправились на лодках в Малайзию , Индонезию , а также в Таиланд . Весной 2014 года, после нападений на склады и офисы гуманитарных миссий ООН в штате Ракхайн, сотрудники этих организаций покинули Мьянму. Власти Мьянмы утверждают, что мусульмане заявляют о своём бедственном положении, чтобы «оказать давление на правительство Мьянмы через зарубежную прессу» и пытаются запретить использование самого термина «рохинджа», считая представителей этого народа бенгальцами .

По данным ООН, с января по март 2015 года около 24 тысяч рохинджа попытались покинуть Мьянму на лодках контрабандистов, что в два раза больше, чем за тот же период 2014 года. Власти Таиланда усилили контроль за маршрутами нелегального провоза людей, после того как в нескольких заброшенных лагерях на юге страны были обнаружены останки десятков беженцев из Мьянмы (по версии таиландской полиции, контрабандисты держали в заложниках сотни мигрантов, требуя выкуп за их освобождение, избивали и убивали их, если за них не платили денег ). В результате контрабандисты стали бояться доставлять нелегальных мигрантов на берег, предпочитая бросать их в прибрежных водах в «лодочных лагерях», где в ужасающих условиях на переполненных лодках, по оценкам Международной организации по миграции , может находиться до восьми тысяч человек . В мае 2015 года Малайзия не разрешила очередной группе беженцев-рохиннджа из Мьянмы и нелегальных мигрантов из Бангладеш (всего около 500) на судне высадиться на своей территории. Власти Малайзии заявили, что дали беженцам продовольствие, воду и топливо, после чего развернули судно обратно. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что встревожен отказом некоторых стран Юго-Восточной Азии принимать беженцев-рохинджа .

В конце мая 2015 года Малайзия и Индонезия объявили, что временно предоставят убежище 7—8 тыс. мигрантов из Мьянмы и Бангладеш. Власти США обратились с просьбой к таиландским военным разрешить оставить на некоторое время на аэродроме таиландского острова Пхукет самолёты ВВС США , которые участвовали в противолодочных учениях, чтобы эти самолёты занялись поиском в море судов с беженцами. Однако Таиланд ответил отказом и потребовал в течение пяти дней вывести с острова американский персонал и самолёты .

9 октября 2016 года около 200 человек атаковали три мьянманских погранпоста. Девять пограничников были убиты. В ответ власти Мьянмы ввели войска в штат Ракхайн, на территории начались волнения среди рохинджа. В период с 9 октября по 2 декабря 21 тыс. рохинджа бежали в Бангладеш. Власти Бангладеш решили поселить беженцев на острове , который в сезон дождей почти полностью скрывается под водой, а затем депортировать обратно в Мьянму. По мнению властей, это позволит снизить социальную напряжённость, так как сведёт контакты между бангладешцами и рохинджа к минимуму. Впервые идея переселения рохинджа на Тенгар-Чар была предложена в 2015 году, однако вызвала взрыв возмущения в правозащитном сообществе и в итоге так и не была реализована. Верховный комиссар ООН по правам человека призвал главу правительства Мьянмы Аун Сан Су Чжи принять меры, чтобы остановить военную операцию в штате Ракхайн . В опубликованном в феврале 2017 года докладе ООН, который был подготовлен на основе опросов беженцев на границе с Бангладеш, сообщается о зверствах, производимых в отношении рохинджа в Ракхайне. Местные жители, а также армия и полиция избивали, убивали и насиловали рохинджа, среди жертв были грудные дети. Верховный комиссар ООН по правам человека заявил, что все эти деяния могут быть квалифицированы как преступления против человечества .

В сентябре 2017 года власти Бангладеш объявили о введении жёстких ограничений на передвижение беженцев рохинджа. Все они должны размещаться в специальных лагерях около границы с Мьянмой. Переезд в другие места беженцам запрещён даже в случае разделения семей, заявило руководство полиции Бангладеш .

В ноябре 2017 г. Мьянма и Бангладеш подписали меморандум о взаимопонимании о возвращении беженцев. Власти Мьянмы готовы принимать обратно рохинджа, как только Бангладеш предоставит документы, содержащие личные данные беженцев . В апреле 2018 г. возвращение рохинджа началось. Они должны сначала пройти через особые фильтрационные лагеря, построенные на территории штата Ракхайн, чтобы не допустить проникновения в Мьянму боевиков группировки « Армия спасения рохинджа Аракана » .

См. также

  • Ве Ве Ну — правозащитница из народа рохинджа

Примечания

  1. . Al Jazeera English. Дата обращения: 18 октября 2013. 7 декабря 2013 года.
  2. . . 2014-12-02. из оригинала 25 июня 2018 . Дата обращения: 19 мая 2015 . {{ cite news }} : Внешняя ссылка в |title= ( справка )
  3. . Agence France-Presse . 2012-06-13. из оригинала 11 ноября 2018 . Дата обращения: 9 июля 2012 .
  4. . Bangladesh Business News . из оригинала 20 мая 2015 . Дата обращения: 19 мая 2015 .
  5. . Outlookindia.com (29 ноября 1995). Дата обращения: 18 октября 2013. 26 марта 2014 года.
  6. . Burmalibrary.org. Дата обращения: 18 октября 2013. Архивировано из 11 сентября 2011 года.
  7. Derek Henry Flood. . Huffington Post (31 декабря 1969). Дата обращения: 11 февраля 2015. 9 сентября 2017 года.
  8. Husain, Irfan (2012-07-30). . . из оригинала 23 декабря 2012 . Дата обращения: 10 августа 2012 .
  9. . (2014). Дата обращения: 30 декабря 2014. 30 декабря 2014 года.
  10. . The Economist. 2012-11-03. из оригинала 19 октября 2013 . Дата обращения: 18 октября 2013 .
  11. Andrew Simpson. (англ.) . — United Kingdom: Oxford University Press , 2007. — P. . — ISBN 978-0199226481 .
  12. . Дата обращения: 26 мая 2015. 5 июля 2017 года.
  13. , p. 7.
  14. Derek Tonkin. . The Irrawaddy. Дата обращения: 19 января 2015. 19 января 2015 года.
  15. Selth, Andrew. Burma’s Muslims: Terrorists or Terrorised? (англ.) . — Australia: Strategic and Defence Studies Centre, Australian National University, 2003. — P. 7. — ISBN 073155437X .
  16. Adloff, Richard; Thompson, Virginia. Minority Problems in Southeast Asia (неопр.) . — United States: Stanford University Press , 1955. — С. 154.
  17. , pp. 4—5.
  18. от 13 апреля 2019 на Wayback Machine , BBC , 10 января 2017 года.
  19. Macan-Markar, Marwaan (2012-06-15). . . из оригинала 25 декабря 2018 . Дата обращения: 9 июля 2012 .
  20. . AFP. 2012-06-29. Архивировано из 18 июля 2012 .
  21. , p. 14.
  22. Kyaw Zan Tha. Background of Rohingya Problem (неопр.) // Rakhine Tazaung Magazine, Rangoon, Rangoon University Arakanese Culture Association. — 1995.
  23. (неопр.) . — Asian Research Service, 1993. — С. 312. 4 мая 2016 года.
  24. Chan ( ), Aye. (англ.) // (англ.) : journal. — Vol. 3 , no. 2 . — P. 396—420 . — ISSN . 12 июля 2013 года.
  25. . Дата обращения: 25 мая 2015. 29 мая 2015 года.
  26. . Дата обращения: 25 мая 2015. 26 мая 2015 года.
  27. . Дата обращения: 25 мая 2015. 14 мая 2015 года.
  28. . Дата обращения: 5 февраля 2017. 5 февраля 2017 года.
  29. . Дата обращения: 5 февраля 2017. 5 февраля 2017 года.
  30. . Дата обращения: 5 февраля 2017. 4 февраля 2017 года.
  31. . Дата обращения: 5 февраля 2017. 5 февраля 2017 года.
  32. от 17 сентября 2017 на Wayback Machine , BBC , 16 сентября 2017 г.
  33. . DW . 2017-11-23. из оригинала 23 ноября 2017 . Дата обращения: 23 ноября 2017 .
  34. . Евроньюс . 2018-04-15. из оригинала 21 апреля 2018 . Дата обращения: 20 апреля 2018 .

Литература

  • Leider, Jacques. (англ.) . — Myanmar Egress and the Myanmar Peace Center, 2013. — P. 204—255.
  • Yegar, Moshe. Between integration and secession: The Muslim communities of the Southern Philippines, Southern Thailand, and Western Burma / Myanmar (англ.) . — Lanham, MD: Lexington Books , 2002. — ISBN 0739103563 .
  • Yegar, Moshe. (неопр.) . — Wiesbaden: Verlag Otto Harrassowitz, 1972.
  • . International Crisis Group (22 октября 2014). Дата обращения: 8 февраля 2015. Архивировано из 15 июня 2015 года.
  • Khin Maung Saw. (неопр.) . — 1993. — May.
  • Aye Chan. (англ.) // SOAS : journal. — (англ.) , 2005.
  • . Amnesty International. Дата обращения: 13 августа 2005.
  • Harvey, G. E. History of Burma: From the Earliest Times to 10 March 1824 (англ.) . — London: Frank Cass & Co. Ltd, 1925.
  • Myint-U, Thant. (англ.) . — (англ.) , 2006. — ISBN 978-0-374-16342-6 .
  • Phayre, Lt. Gen. Sir Arthur P. History of Burma (неопр.) . — 1967. — London: Susil Gupta, 1883.
  • by Aye Chan

Ссылки

Источник —

Same as Рохинджа