Interested Article - Laudato si’
- 2021-02-01
- 1
Laudato si’ (с лат. — «Хвала Тебе») — вторая энциклика папы римского Франциска , опубликованная 18 июня 2015 года и посвящённая проблемам экологии и защите окружающей среды.
Основные положения
Энциклика посвящена проблемам экологии, взаимоотношения человечества и природы, устойчивого развития человечества в гармонии с окружающим миром.
Какова цель, ради которой мы пришли в эту жизнь? Ради чего мы трудимся и боремся? Почему эта земля нуждается в нас? Если мы не будем ставить эти основополагающие вопросы, я не думаю, что наши заботы об экологии смогут привести к существенным результатам
Название энциклики происходит от воззвания « Laudato si’, mi’ Signore » святого Франциска Ассизского , который в своём «Гимне творениям» говорил, что земля — наш общий дом. Святой Франциск, в честь которого папа взял своё имя, часто упоминается в энциклике, папа Франциск считает его образцом того, как «неотделимы друг от друга забота о природе, справедливость по отношению к бедным, сознательная позиция в обществе и внутренний мир». В энциклике упоминаются также святой Бенедикт Нурсийский , святая Тереза из Лизьё и блаженный Шарль Эжен де Фуко .
Главные темы энциклики, проходящие через все её разделы: связь между бедностью и уязвимостью живой природы; критика идей и форм власти, поддерживающих прогресс за счёт окружающей среды; размышления о человеческом смысле экологии; необходимость поиска новых путей развития человечества в гармонии с окружающим миром .
Энциклика начинается воззванием « Laudato si’ », а завершается двумя молитвами: первая предназначена для всех, кто верит в Бога-Творца , а вторая — для тех, кто исповедует веру в Иисуса Христа , и она также перемежается воззванием « Laudato si’ ».
Содержание
Энциклика состоит из шести глав:
- 1. Что происходит с нашим домом
В главе рассматриваются последние научные достижения, а также современное состояние экологического кризиса. Папа особенно выделяет три аспекта: изменения климата, вопрос воды и защиту биоразнообразия. В главе также речь идёт об «экологическом долге», который папа понимает, как большую ответственность развитых стран за защиту природы и помощь менее развитым странам в рамках международного сотрудничества.
- 2. Евангелие творения
В этой главе приводятся библейские цитаты и общие представления иудео-христианской традиции о том, что человек сотворён не как абсолютный господин мира, а как существо, ответственное за то, чтобы «возделывать и хранить» сад мира.
Необходимо осознание вселенской общности: сотворённые одним и тем же Отцом, все мы, существа Вселенной, объединены невидимыми узами и образуем своего рода вселенскую семью … любое жестокое обращение по отношению к любому существу противоречит человеческому достоинству. &89—92
- 3. Человеческие корни экологического кризиса
В третьей главе папа размышляет о причинах, приведших человечество к экологическому кризису. Хотя Франциск с благодарностью признаёт вклад учёных в улучшение условий жизни, он тем не менее жёстко критикует логику технократического владычества, которая с помощью современных технологий приводит к уничтожению живой природы и эксплуатации людей и наиболее уязвимых народов. Также критике подвергается чрезмерный антропоцентризм . Папа размышляет в этой главе о ценности труда и пределах научного прогресса.
- 4. Интегральная экология
Выход из ситуации папа Франциск видит в том, что он называет «интегральной экологией», которая включала бы в себя человеческие и социальные аспекты.
Анализ экологических проблем неотделим от анализа человеческих, семейных, трудовых, городских контекстов и от отношений каждого человека с самим собой, поскольку это не два отдельных кризиса, один экологический и другой социальный, но единый и сложный социально-экологический кризис. &139
- 5. Некоторые линии ориентации и действия
В этой главе рассматривается вопрос о том, что мы можем и должны сделать. Франциск критикует современное состояние международного сотрудничества по экологическим темам:
Международные встречи на высшем уровне последних лет, посвящённые проблемам окружающей среды, не оправдали ожиданий, потому что, из-за отсутствия политического решения, не были достигнуты действительно значимые и эффективные глобальные экологические соглашения. &166
Выход он видит в развитии справедливых и прозрачных процессов принятия решений властями для того, чтобы общество могло понять, какие политические меры и бизнес-инициативы приведут к гармоничному развитию, а какие лишь ухудшат современное печальное состояние.
- 6. Экологическое воспитание и духовность
Речь в главе идёт не только про экологическое образование населения, хотя и признаётся его важность, но и про изменение образа жизни, что могло бы оказать «здоровое давление» на власть имущих. Примером может служить ситуация, когда выбор потребителей изменяет поведение фирм-производителей и заставляет их учитывать экологические вопросы.
Отзывы
Энциклика была положительно воспринята среди защитников окружающей среды . Её появление приветствовали генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун , президент Всемирного банка , ответственные за программы по защите природы под эгидой ООН .
Положительный отзыв об энциклике оставил Константинопольский Патриарх Варфоломей I , который заявил: «Борьбу с изменениями климата нельзя вести индивидуально. Эта проблема требует внимания и действий всего человечества, в особенности богатых регионов нашей планеты. В беседе с нашим дорогим братом Папой Франциском мы согласились в том, сколь важно то, что над этой темой работают Церкви Востока и Запада» . Генерал ордена францисканцев призвал всех не просто прочитать новую энциклику, но и внимательно изучить её, потому что, по его мнению, документ говорит о будущем планеты, о том, как в свете христианского учения мы можем изменить нынешнюю ситуацию . Также появление энциклики приветствовали Всемирный совет церквей и ряд протестантских организаций .
Журналист , специализирующийся на анализе современной Католической церкви, высказал мнение, что энциклике суждено войти в историю как поворотный момент, когда защита окружающей среды заняла почетное место в одном ряду с достоинством человеческой жизни и экономической справедливостью в качестве краеугольного камня католического социального учения .
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 21 июня 2022. 23 января 2021 года.
- ↑ . Дата обращения: 28 сентября 2017. 14 декабря 2019 года.
- . Дата обращения: 22 июня 2015. 15 июня 2021 года.
- . Дата обращения: 22 июня 2015. 13 июня 2021 года.
- . Дата обращения: 22 июня 2015. Архивировано из 20 апреля 2019 года.
Ссылки
- (русский, арабский, английский, французский, немецкий, итальянский, латынь, польский, португальский, испанский)
- 2021-02-01
- 1