Чёрное Рождество (фильм, 2019)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Францу́з» — российский исторический драматический фильм режиссёра Андрея Смирнова о начале оттепели в СССР. Фильм посвящён памяти Александра Гинзбурга , советского диссидента , одного из идеологов самиздата . Премьера в России состоялась 31 октября 2019 года.
Август
1957 года
. Трое молодых парижан
левых
убеждений Николь, Жан-Мари и Пьер в последний раз встречаются в кафе на берегу Сены, — Жан-Мари отбывает солдатом в Алжир, а Пьер, студент русского происхождения, уезжает в СССР на стажировку.
Пьер Дюран селится в общежитии МГУ (
Москва
), занимается русской литературой, набирает материал для своей работы о творчестве балетмейстера
Мариуса Петипа
, заводит дружбу со студентом
ВГИКа
фотографом Валерой Успенским, тот знакомит его с балериной
Большого театра
Кирой Галкиной. Москвичи с интересом общаются с французом, хорошо говорящим по-русски, — идёт «
оттепель
», контакты с иностранцем больше не находятся под негласным запретом. Благодаря новым знакомствам Пьер погружается в жизнь Москвы, не только парадную, но и неофициальную…
. К отстранённой и независимой Кире Пьер начинает испытывать чувства, хотя это и приводит к соперничеству с Валерой.
Пьер ищет белого офицера Татищева, который был арестован в конце 1930-х. Он является отцом Пьера: в 1931-м году его мать - потомок старинного дворянского рода, скрыв свою беременность, уехала работать в советское торгпредство в Берлин ( Германия ), откуда вскоре сбежала и перебралась в Париж ( Франция ).
В фильме использована музыка Дмитрия Шостаковича .
Это маленькое большое кино проще всего свести к антисоветскому пафосу автора (бесспорному, но слишком очевидному, чтобы считать его единственным содержанием). На самом деле оно рассказывает о нашей тоске по утраченному вымышленному раю, «России, которую мы потеряли»: никогда мы в ней не жили, не знали её, не представляли себе даже приблизительно.
— Антон Долин , Meduza 2019
Показав этих людей, Смирнов в первую очередь напоминает, что прославление советского периода за какие бы то ни было подлинные, а чаще мнимые успехи является попранием памяти тех, кто стал жертвами этого режима. Он будто пытается напомнить современникам, что идеализация и возвеличивание советского гулаговского прошлого — не просто преступление, это кощунственный грех по отношению к тем, кто стал жертвами этого периода. И в этом смысле фильм оказывается не кино о прошлом, он — кино о настоящем…
— Протоиерей Георгий Митрофанов , « Православие и мир » 2019