Демон против демонов
- 1 year ago
- 0
- 0
Де́мон ( ст.‑слав. де́монъ от др.-греч. [da͜ɪ́.mɔːn] « дух », « божество » ) — собирательное название сверхъестественных существ или духов, занимающих низшее по сравнению с богами положение , которые могут играть как положительную, так и отрицательную роль .
У древних греков существовало философское понятие Даймоний . Сократ и его последователи — Платон , стоики и другие, отождествляли с даймонием «внутренний голос» человека, совесть . В римской мифологии им соответствует гений , в христианстве — ангел-хранитель .
У славян в христианстве демон — синоним слова бес , которым с XI века на Руси христиане собирательно называли всех языческих богов . Также при переводе Библии с греческого языка на церковнославянский и русский языки греческое слово демон переводилось словом бес , а в английской и немецкой Библии переводилось словом дьявол — англ. devil , нем. teufel .
В ранней античности различие между терминами «даймон» и «бог» прослеживается не всегда, так же как не прослеживается связь даймонов исключительно с силами зла или добра. Считалось, что даймоны могли иметь любую природу, в том числе и смешанную, то есть могли в равной степени творить как зло, так и добро.
Основные сведения о даймонах (рим. « гениях », синоним христианских ангелов ) в древнегреческой классике почерпнуты из «Диалогов» Платона «Послезаконие», «Пир», «Апология Сократа». Сократ в диалогах говорит, что им руководит « добрый демон » или гений, отвращающий ото зла, и направляющий к добру. Далее этот «демон Сократа» отождествляется с Богом Платона и неоплатоников . Апулей — древнеримский философ-платоник прокомментировал идею о «даймоне Сократа» в книге «О боге Сократа» (De deo Socratis). Это рассуждение о природе «даймона» у Сократа и о существовании промежуточных существ между богами и людьми .
В диалоге « Послезаконие » (984d-985) Платон называет даймонов разновидностью воздушных существ, имеющих в иерархии духов третий и четвёртый ранги и занимающих своё место после звёзд и богов. Даймоны, будучи чем-то средним между богами и людьми, исполняют функции посредников (между богами и людьми) и потому их следует особенно почитать в молитвах. Даймон (гений) приставлен к человеку от рождения и сопровождает его до самой смерти (ср. ангел ). Даймоны четвёртого ранга состоят только из воздуха и эфира и потому «как бы близко от нас они ни находились, они остаются неразличимыми». В то же время они относятся к роду «умеющему быстро учиться и обладающему хорошей памятью».
Всех даймонов Платон называет «толкователями и интерпретаторами всех вещей между собой и высочайшими из богов, учитывая то, что средний разряд созданий может легко парить над землёй и во всей вселенной». Даймоны «бесспорно должны существовать, когда речь заходит о верованиях отдельных личностей или целых обществ, имеющих происхождение в общении с некоторыми из них — через явление в ночных снах, оракулы и пророческие голоса, улавливаемые как больными, так и здоровыми, или через открываемое при конце жизни — и они были, и ещё будут впоследствии истоками многих распространённых культов». Таким образом, отдельные даймоны могут выступать в роли божеств различных культов .
Последователи Платона и стоики отождествляли с даймоном душу человека, возвращающуюся после смерти в свою стихию.
Ямвлих в своём сочинении «О Египетских Мистериях» отличает даймонов от видимых (понятых) и невидимых (превосходящих рациональное восприятие) богов, и от смертных полубогов-героев. По своей природе даймоны ниже богов.
В Библии демонам не отводится никакой самостоятельной роли. В Талмуде содержатся упоминания о существовании веры в демонов уже в эпоху таннаев .
Согласно талмудическому преданию, демоны были созданы Богом в сумерки перед первой субботой. Прежде чем он успел доделать их, наступила ночь, и потому демонам не досталось тел [ источник не указан 3322 дня ] . Они занимают промежуточное положение между ангелами и людьми , обитая в воздухе между землёй и луной [ источник не указан 3322 дня ] , предпочитая нечистые и пустынные места.
См. также: Диббук .
Феодорит Кирский считал демонов и вождя их диавола бесплотными созданиями Божьими, которые «растлили в себе божественные черты» . В христианской традиции с XI века на Руси произошла дальнейшая эволюция термина, после которой демонами (это греческое слово переводилось как бес и было синонимом ) стали именоваться все сверхъестественные существа и боги, принадлежащие языческим традициям, согласно со словами 95-го псалма (Пс.95:5: др.-греч. ὅτι πάντες οἱ θεοὶ τῶν ἐθνῶν δαιμόνια - "яко вси бози язык бесове") . К этой же категории были отнесены все зловредные духи и различные мифические существа .
Фома Аквинский полагал, что демоны ( Daemon ) обладают «духовной природой» ( natura spiritualis ), обитающими как в аду ( Infernus ), так и в воздухе ( aer ) .
И демоны, и ангелы играют важную роль в магической традиции Запада. Многочисленные гримуары пронизаны оккультной демонологией и ангелологией, восходящими своими корнями к гностицизму и каббале . В магических книгах указаны имена, печати и подписи духов, их обязанности и возможности, а также способы их вызывания и подчинения воле мага.
По мнению мистиков и оккультистов средневековой Европы, демоны подразделяются на девять чинов. Это первым описал голландский врач и оккультист Иоганн Вейер в своей оккультной книге «Pseudomonarchia Daemonum» (1588) , где привёл подробную классификацию демонов и инструкции для желающих вызывать их. Есть и другие описания иерархии демонов .
В целом можно выделить несколько основных групп: