Interested Article - Петровское заговенье

Петровское заговенье — у православных славян праздник , посвящённый проводам весны, приуроченный к следующему после Троицы воскресенью — накануне Петрова поста ; местами — понедельник, первый день поста .

Другие названия

рус. Всесвятское, Русальное, Русальское, Русалкино, Ярилино, Крапивное , Яишное , Качальное, Луговое заговенье ; сербохорв. Пресвета, Петрове покладе, Сви свети, Водена недеља, Мале Троjце .

Традиции

По мнению некоторых исследователей Петровский пост был введен для отвлечения людей от купальской обрядности . В Петровское заговенье заканчивалась весна и наступало пролетье, в этот день проводились ритуалы, связанные с идеей умирания и воскресения .

На Руси проходили молодёжные гулянья , в которых принимали участие также молодые мужчины и женщины. Гулянья начинались с раннего утра или с обеда, продолжались до позднего вечера, а иногда шли всю ночь. Местом их проведения были обычно берега рек и озёр, где разводили костры, устраивали трапезы. Парни и девушки купались, мужчины и женщины принимали угощение, переходя от костра к костру. После захода солнца все раздевались и купались вместе. Затем старшие уходили домой, а молодежь продолжала гулять и развлекаться до самого утра .

В Новгородской губернии парни и девушки веселились весь день, а на закате шли с цветами и травами за околицу , обходили её кругом, а затем направлялись к полю. В момент, когда солнце скрывалось за горизонт, все становились на колени, кланяясь земле и восклицая: «Прощай, весна красная, прощай! Ворочайся скорее опять!». Затем с песнями шли на берег реки, где водили хороводы. Подобный обряд проводился и во Владимирской губернии, где прощаться с весной отправлялись все жители деревни во главе с девушками и молодыми женщинами .

В этот день в разных районах проводились обряды похорон-проводов русалки , соловушки, Горюна, Ярилы , Костромы , Чехони и т. д. Молодёжь изготавливала из соломы и старых вещей чучело (иногда с подчеркнутыми признаками пола), затем с плачем, причетанием и криком несли его к реке или на поле и там топили его или, разрывали на мелкие куски, разбрасывая их по полю .

«Яишным заговеньем» называли день в Вологодской губернии, в Васеляновской волости Кадниковского уезда его праздновали его во всех деревнях. Утром, после домашнего угощенья пирогом с яйцами, молодёжь шла к качелям, которые устраивались в постоянных местах. Качали молодёжь крестьяне — хозяева качелей, за плату. За катанье на качелях можно было в этот день расплатиться яйцами. С полудня начинались игры, песни и пляски. Главными в этот день были игры с яйцами: «перебой», «защурья», «по лотку» .

Яичным называлось заговенье и в некоторых местах Тюменского уезда . Там ближе к полудню народ шёл на берег реки, где разводили костры и варили яйца, окрашивая их в красно-коричневый цвет луковичной шелухой. У костров присаживались семьями, иногда по две-три семьи, а молодёжь поблизости катала яйца, водила хороводы. Затем проходили игры и состязания молодёжи. Завершался праздник вечером купаньем в реке; при этом горели костры, а мужчины стреляли из ружей. После купанья взрослые возвращались домой, а парни и девушки водили хоровод и играли всю ночь .

Игры, как правило, были связаны с любовно-брачной тематикой : « ящер », « горелки » , « пятнашки » , « коршун » , игры с мячом (« » , « » и др.).

См. также

Примечания

  1. , с. 346.
  2. , с. 306.
  3. , с. 220.
  4. , с. 237.
  5. , с. 10.
  6. , с. 169.
  7. , с. 134.
  8. , с. 568.
  9. , с. 121.
  10. , с. 568—569.
  11. , с. 220–221.
  12. , с. 382.
  13. , с. 253.

Литература

  • Агапкина Т. А. . — М. : Индрик , 2002. — 816 с. — ( Традиционная духовная культура славян . Современные исследования). — ISBN 5-85759-143-0 .
  • Громыко М. М. . — М. : Молодая гвардия, 1991. — 446 с. — ISBN 5-235-01030-2 .
  • Кожолянко А. Г. // . — Кишинев: Татьяна, 2013. — С. 158–180 . — ISSN .
  • Коринфский А. А. // . — М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 297—307.
  • Игры народные / Морозов И. А. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 380–386. — ISBN 5-7133-1207-0 .
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. — М. : Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6 .
  • // / Платонов О. А.. — М. : Институт русской цивилизации, 2007. — С. 424 . — ISBN 978-5-902725-05-3 . 7 июня 2015 года.
  • Тульцева Л. А. // Русские: этнокультурная идентичность / отв. ред. и сост. И. В. Власова. — М. : ИЭА РАН, 2013. — С. 229–234 . — ISBN 978-5-4211-0092-8 .
  • Шангина И. И. . — СПб. : Азбука-классика, 2007. — 352 с. — ISBN 978-5-352-02194-1 .
  • Шангина И. И. Русский народ: будни и праздники. Энциклопедия. — СПб. : Азбука-классика, 2003. — 552 с. — ISBN 5-352-00650-6 .
  • . Календар српских народних обичаја и веровања за просту 1994. — Ваљево: Ваљевац, 1994. — 230 с. (серб.)

Ссылки

  • Тульцева Л. А.
Источник —

Same as Петровское заговенье